Дело № 2а-165/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года с.Новопокровка
Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Садовой С.А., при секретаре Банной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гришковой Натальи Федоровны к межведомственной комиссии Рощинского сельского поселения о признании акта незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд, с заявлением к ответчику о признании акта незаконным. В обоснование своих требований административный истец указала, что она и члены ее семьи были включены в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, вызванной ливневыми дождями в сентябре 2016 года. Однако, собранные ею документы на получение сертификата на жилье, были возвращены из-за акта межведомственной комиссии администрации поселения с.Рощино, которая в своем заключении от ДД.ММ.ГГГГ сделала вывод, что признать тот факт, что дом пострадал в результате тайфуна «Лайонрок» - невозможно. С актом административный истец не согласился, так как межведомственная комиссия при составлении акта, нарушила Постановление о МВК Рощинского сельского поселения. Гришкова Н.Ф. не была уведомлена о месте и времени заседания комиссии. Ее дом обследовал только один полноправный член комиссии Дерик В.Д., остальные участники не являются членами комиссии. Акт подписан лицами не участвующими в обследовании жилья, а также лицами, не являющиеся членами комиссии, никто из них не является специалистами в области строительства. Согласно Постановлению о МВК, признание дома аварийным может основываться только на результатах изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Гришковой Н.Ф. были предоставлены заключения двух организаций, которые признали ее жилье аварийным в следствии тайфуна «Лайонрок», в сентябре 2016 года. Административный истец просит признать акт межведомственной комиссии Рощинского сельского поселения, незаконным.
В уточненных требованиях административный истец просил о признании акта и заключения межведомственной комиссии Рощинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ., незаконным.
В судебном заседании административный истец Гришкова Н.Ф., на своих требованиях настояла, просила об их удовлетворении. Срок пропуска за обращением в суд просила признать уважительным, так как ей оказывалась юридическая помощь не компетентными юристами.
Представитель административного истца Дзелинский К.П.. на доводах административного искового заявления настоял, суду показал, что обследования жилого помещения Гришковой Н.Ф. проведено не надлежащей комиссией, обследование произведено без измерительных приборов, заключение истице не предоставлено, в связи с чем, полагал об удовлетворении требований в полном объеме. Кроме того полагал, что срок предусмотренный ст. 219 КАС РФ пропущен по уважительной причине, так как административный истец обращалась в различные органы.
Административный ответчик – председатель межведомственной комиссии Рощинского сельского поселения Дерик В.Д., в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ составлен надлежащим образом, подписан членами комиссии. Члены комиссии признали жилое помещение непригодным для проживания, однако, прямую связь выявленных нарушений с тайфуном «Лайонрок» комиссия не установила. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, полагал, что срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ пропущен по неуважительной причине, так как административный истец о наличии акта и заключения знала, обжаловала их в различные инстанции в течении почти двух лет.
Суд, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия)органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона, разъясненного в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъясняется, что, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
Пунктом 1 названного постановления для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов. Государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
Пунктом 2 указанного постановления - государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
Согласно п.1 ст.2 Закона Приморского края от 06.09.2016 года № 881-КЗ «О государственной поддержке граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями на территории Приморского края 29 августа – 5 сентября 2016 года» - право на получение государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации: 1) собственник жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года (далее - утраченное жилое помещение), которое являлось для него единственным местом жительства; 2) наниматель по договору социального найма утраченного жилого помещения, проживавший в этом жилом помещении по состоянию на 29 августа 2016 года.
В соответствии с ст.3 указанного Закона - государственная поддержка предоставляется гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в форме предоставления денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Приморского края.
Согласно ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Во исполнение данной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Согласно п. п. 7, 43, 44 данного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещение жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Данным Положением также урегулированы порядок создания комиссии и ее состав, в который включаются: представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Пунктами 42 - 47 Положения установлен порядок и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.
В силу положений пунктов 33, 34 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежностиздания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Из приложения N 2 к названному Положению акт обследования помещений, составляемый межведомственной комиссией, должен содержать сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателей или описанием конкретного несоответствия, оценку результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены).
Постановлением администрации Рощинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № создана межведомственная комиссия.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находилось в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK" на территории Приморского края 29 - 30 августа 2016 года и было затоплено.
Собственником квартиры по адресу: <адрес>, на день ЧС являлась Гришкова Н.Ф..
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещение по адресу: <адрес>,установлено, что нарушена работоспособность несущих конструкций; помещение не защищено от проникновения талой, дождевой и грунтовой водами; деформация стен, несущих конструкций; помещение подтапливается паводковыми водами. Комиссия пришла к выводу, что определить тот факт, что разрушения помещения произошли от удара стихии во время прохождения тайфуна Лайонрок в период 05-06 сентября 2016 года и 08-12 сентября 2016 года установить невозможно.
Акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ был составлен межведомственной комиссией, в составе: председателя Дерик В.Д. – главного специалиста администрации Рощинского сельского поселения; заместителя председателя межведомственной комиссии ФИО – старшего специалиста администрации Рощинского сельского поселения; членов комиссии: ФИО – главного специалиста-эксперта ТО УФР Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>; ФИО – инспектора ОГПН КМР; ФИО – начальника отдела экономики, управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства администрации <адрес>; ФИО – начальника отделения № ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» филиал по <адрес>; ФИО – жителя села Рощино; ФИО – старшего специалиста администрации Рощинского сельского поселения; ФИО – депутата муниципального комитета Рощинского сельского поселения.
Акт был составлен и подписан межведомственной комиссией в составе комиссии 6 человек в присутствии собственника жилого дома Гришковой Н.Ф..
Заключение межведомственной комиссии соответствуют акту от ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы межведомственной комиссией сделаны с учетом степени и категории технического состояния основных строительных конструкций жилого дома в целом, степени фактического износа.
Доводы административного истца, о том, что при обследовании жилого помещения участвовал только один член комиссии, опровергаются материалами дела, акт обследования подписан всеми членами комиссии.
Административным истцом представлена часть технического заключения ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому квартира по адресу: <адрес>, относиться к пятой категории технического состояния, находится в аварийном состоянии. Существующие повреждения свидетельствуют о непригодности к эксплуатации объекта, повреждения возникли в результате подтопления и нахождения конструкций длительное время в воде: августе 2000 г., май 2009 г., 5-6 сентября 2016 г., 8-12 сентября 2016 г., объект расположен в подтопляемом месте и постоянно (ежегодно) находится под воздействием талых, дождевых вод, а в годы наводнения подвергается подтоплению или затоплению.
Также Гришковой Н.Ф. представлен акт КГАУ «<данные изъяты>» освидетельствования выше указанного жилого помещения, согласно которому, техническое состояние данного здания аварийное, проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно.
Постановлением администрации Рощинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащей Гришковой Н.Ф. признано непригодным для проживания.
Однако, указанные документы не свидетельствуют о том, что повреждения жилого помещения по адресу: <адрес>, произошли именно в результате чрезвычайной ситуации, вызванной тайфуном «Лайонрок» в период с 05-06 сентября 2016 г. и 08-12 сентября 2016 г.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 8 указанной статьи предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административным истцом, обжалуется акт межведомственной комиссии, который был предметом рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> суде.
Судом установлено, что о нарушении своих прав истец узнал в декабре 2016 года, с иском в суд он обратился 13.03.2018г. со значительным пропуском трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ при этом уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, истец не назвал.
Довод административного истца об отсутствии у него юридических знаний и некомпетентность юристов, оказывающих ей юридическую помощь, не является уважительной причиной пропуска срока.
Поскольку административным истцом каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи заявления об оспаривании заключения межведомственной комиссии в суд в установленный трехмесячный срок не приведено, доказательств в подтверждение уважительности причин пропуска срока суду не представлено, правовые основания для восстановления процессуального срока отсутствуют, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пропуск срока обращения в суд с заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гришковой Натальи Федоровны к межведомственной комиссии Рощинского сельского поселения о признании акта и заключения незаконными, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд, через Красноармейский районный суд в течении в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: С.А. Садовая