24 декабря 2019 года город Балаково области
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Курцевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Науменко Д.А.,
с участием истца Федоровой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой В.О. к Гурьяновой Е.А. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
Федорова В.О. обратилась в суд с иском к Гурьяновой Е.А., в котором дополнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (л.д.*), просила установить факт принятия истцом наследства после смерти 03.02.2010 Коробковой З.Г., признать за истцом право собственности в порядке наследования после смерти Коробковой З.Г. на квартиру *дома * по улице *города ** области, денежные вклады с причитающимися процентами и компенсациями.
Исковые требования мотивированы тем, что Коробкова З.Г. приходится истцу тетей по линии отца. Родных детей у Коробковой З.Г. не было, супруг также умер. При ее жизни истец поддерживала с тетей родственные отношения, ухаживала за ней, после смерти тети истец, как наследник, совершила действия, свидетельствующие о принятии наследства после смерти Коробковой З.Г.: распорядилась вещами покойной — часть (включая предметы одежды и домашнего обихода) отдала знакомым. По просьбе Гурьяновой Е.А. истец разрешила ей пользоваться вышеуказанной квартирой. Истец имела намерение обратиться к нотариусу в течение 6-ти месяцев со дня смерти тети для вступления в права наследования, однако Гурьянова Е.А. заявила о наличии завещания, составленного Коробковой З.Г., которым квартира завещана ответчику. В связи с этим истец не стала обращаться к нотариусу по вопросу вступления в права наследования после смерти Коробковой З.Г. Однако весной 2019 истец была привлечена к участию в деле Балаковским районным суда по заявлению Гурьяновой Е.А. об установлении факта родственных отношений с Коробковой З.Г. Именно тогда, при рассмотрении дела в суде истец и узнала, что никакого завещания в действительности не было, ответчик, в обход истца, желала вступить в права наследования после смерти Коробковой З.Г. и распорядиться наследственным имуществом. Ответчик обратилась к нотариусу и указала, что является единственной наследницей по закону после смерти Коробковой З.Г. Фактически именно ответчица лишила истца возможности своевременно оформить свои наследственные права после смерти Коробковой З.Г. Только 18.07.2019 истец обратилась к нотариусу с соответствующим заявлением, 18.07.2019 было вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия в связи с пропуском срока для вступления в права наследования.
Истец в судебном заседании поддержала требования по вышеуказанным основаниям, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила, что по истечении срока дней со дня смерти Коробковой З.Г. она забрала себе стиральную и швейную машинки, газовую плиту, постельное белье. Квартира все время была закрыта, ключи от квартиры были у ответчика, которая примерно год проживала там, а затем уехала в Москву. С 2010 за квартиру коммунальные платежи никто не оплачивал. При жизни Коробкова З.Г. проживала одна, ее единственный ребенок и супруг скончались ранее.
Ответчик Гурьянова Е.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, возражений против удовлетворения иска не представила.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Балаковского муниципального района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В силу статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения истца, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является признание права собственности.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Частью 1 ст. 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статьям 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно п.п. 1, 32 ст. 1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
В судебном заседании установлено, что Коробкова З.Г., * года рождения, умерла * (л.д. *).
Федорова В.О. года рождения, является племянницей Коробковой З.Г., * года рождения, по линии отца Коробкова О.Г., * года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении, смерти, заключении брака, справок о рождении (л.д.*).
Из копии наследственного дела, объяснений истца, показаний свидетелей следует, что наследников первой очереди после смерти Коробковой З.Г. не имеется.
Федорова В.О. является наследником второй очереди по праву представления.
С заявлениями о вступлении в права наследования по закону обратились 02.08.2010 Гурьянова Е.А., а также 18.07.2019 Федорова В.О. (л.д. *).
Из заявления, поданного нотариусу о вступлении в права наследования (л.д. 36) следует, что Гурьянова Е.А., * года рождения, является двоюродной внучкой Коробковой З.Г., * года рождения, факт родственных отношений не подтвержден (л.д. *), на этом основании ответчику было отказано в выдачи свидетельств о праве на наследование по закону (л.д. *).
Таким образом, Гурьянова Е.А. не имеет право наследования по закону после смерти Коробковой З.Г., поскольку имеется наследник второй очереди, к которым ответчик не относится.
Постановлением нотариуса от 18.07.2019 истцу отказано в выдаче свидетельств о праве на наследственное имущество по причине пропуска установленного срока для принятия наследства (л.д. *).
Наследственное имущество после смерти Коробковой З.Г. заключается в праве собственности на квартиру *, денежные вклады с причитающимися процентами и компенсациями, что следует из копии наследственного дела (л.д. *), сведений росреестра (л.д. *).
Из объяснений истца усматривается, что причина пропуска срока обусловлена введением ответчиком истца в заблуждение относительно наличия завещания, составленного Коробковой З.Г. в пользу ответчика. Указанные объяснения подтверждаются показаниями свидетелей *, которые подтвердили вышеуказанную причину пропуска истцом срока для обращения для оформления наследственных прав после смерти Коробковой З.Г., а также фактическое вступление истцом в права наследования после смерти Коробковой З.Г.
Показания свидетелей последовательны, конкретны, согласуются между собой и с иными доказательствами по дела, оснований не доверять им у суда не имеется.
Проанализировав вышеприведенные доказательства в их совокупности, непосредственно, суд пришел к выводу, что в судебном заседании установлен факт принятия истцом – наследником второй очереди наследства после смерти тети Коробковой З.Г., факт принадлежности наследодателю Коробковой З.Г. вышеперечисленного наследственного имущества, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований, на основании статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 196,72 руб. (л.д. *).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
удовлетворить исковые требования.
Установить факт принятия наследства Федоровой В.О., * года рождения, уроженкой *, наследства после смерти Коробковой З.Г., * года рождения, уроженки *, умершей *
Признать за Федоровой В.О., * года рождения, уроженкой *, право собственности в порядке наследования на жилое помещение по адресу: *, денежные вклады по счетам, открытым на имя Коробковой З.Г., * года рождения, в ПАО «Сбербанк России» с причитающимися процентами и компенсациями.
Взыскать с Гурьяновой Е.А. в пользу Федоровой В.О. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 31.12.2019.
Судья И.А. Курцева