16RS0051-01-2023-003330-19
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
П.Лумумбы ул., д.48, г.Казань, Республика Татарстан, 420081
тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17.05.2023 Дело 2-4061/2023
город Казань
Советский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,
при секретаре судебного заседания Т.Э. Валиахметове,
с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к ООО «Новосел» об устранении нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов РТ (далее также истец) обратилось в суд с иском к ООО «Новосел» (далее также ответчик) об устранении нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов. В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной 27.09.2022 Центральным территориальным управлением Министерства, выявлен факт несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят> размещения отходов составила 75 кв. м, объем – 225 куб. м. Согласно сведениям ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> является ответчик. По результатам выезда в адрес ответчика направлено предостережение об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем по результатам повторного выездного обследования, проведенного 09.12.2022, выявлено, что ранее выявленные нарушения не устранены. Земельным законодательством установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Таким образом, ответчиком как собственником земельного участка перечисленные мероприятия не выполняются, меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки отходов, не приняты. Ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по очистке земель от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Кроме того, нахождение свалок на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что, в свою очередь, создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.
В судебном заседании представитель Министерства экологии и природных ресурсов РТ иск поддержал.
Представитель ответчика фактически с иском не согласился, не оспаривая, что захламление участка действительно имело место, но не силами ответчика, а силами правообладателей соседних земельных участков.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отнесены к основным принципам охраны окружающей среды.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной 27.09.2022 Центральным территориальным управлением Министерства, выявлен факт несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером <адрес изъят> по адресу: <адрес изъят>, на земельном участке размещен насыпной грунт, загрязненный отходами строительных материалов. Ориентировочная площадь размещения отходов составила 75 кв. м, объем – 225 куб. м.
Согласно заключению выездного обследования от 09.12.2022, составленному Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов РТ, нарушения экологического законодательства продолжают иметь место.
Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> принадлежит на праве собственности ответчику, право собственности на участок зарегистрировано 02.08.2019. Видом разрешенного использования участка является размещение магазина.
Статья 4 и часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяют, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Защита гражданских прав согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Ненадлежащее выполнение обязанностей по очистке земель от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Кроме того, размещение мусора на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что, в свою очередь, создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.
При таком положении требование о ликвидации места размещения отходов подлежит удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что в связи с полученным предостережением свалка отходов силами ответчика уже ликвидирована, отклоняется: согласно заключению выездного обследования от 12.05.2023, составленному Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов РТ при участии представителя ООО «Новосел», нарушения экологического законодательства продолжают иметь место.
Довод представителя ответчика о том, что захламление участка до настоящего времени производится, в том числе уже после принятия ответчиком мер по очистке земельного участка, правообладателями соседних земельных участков, отклоняется как недоказанный.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ на ответчиков возлагается обязанность по ликвидации места размещения мусора в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет МО г.Казани подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Обязать ООО «Новосел» (ОГРН 1191215002153) в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку отходов, размещенную на территории, прилегающей к тыльной границе земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>.
Взыскать с ООО «Новосел» (ОГРН 1191215002153) в бюджет МО г.Казани государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Казани.
Судья Р.Р. Минзарипов