Решение по делу № 12-370/2017 от 02.10.2017

Дело

РЕШЕНИЕ

21 декабря 2017 года <адрес>

Судья Волжского районного суда <адрес> ФИО3

при секретаре Фадеевой М.Е.

с участием ФИО1 лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; ФИО1

рассмотрев жалобу администрации Воскресенского муниципального района <адрес> на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от 22.08.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, на решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от 19.09.2017г.

установил:

В связи с размещенной в средствах массовой информации сведений о наличии несанкционированной свалки на земельном участке между <адрес> и <адрес>, 26.06.2017г. ФИО1 по <адрес> было проведено рейдовое обследование указного земельного участка. Установлено, что на земельном участке в 1,4 км северо-западнее <адрес>, с кадастровым номером , образовалась несанкционированная свалка отходов производства и потребления площадью 10 000 кв.м.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от 22.08.2017г. администрация Воскресенского муниципального района <адрес> была привлечена к ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Решением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от 19.09.2017г. данное постановление от 22.08.2017г. оставлено без изменения.

Администрация Воскресенского муниципального района <адрес> не согласилась с принятым постановлением от 22.08.2017г., решением от 19.09.2017г., обратилась в суд с жалобой. Указывает, что принятым постановлением вменяется нарушение правовых норм, которые не распространяются на органы местного самоуправления муниципальных районов, а распространяются на органы местного самоуправления городских поселений. Вышестоящая инстанция посчитала эти нарушения несущественными и оставила без изменения постановление от 22.08.2017г., при этом в решении имеются ссылки на различные земельные участки- с разными кадастровыми номерами, один из которых находится вне границ Воскресенского муниципального района <адрес> - Просит отменить постановление от 22.08.2017г., решение от 19.09.2017г.

В судебном заседании ФИО1 администрация Воскресенского муниципального района <адрес> по держала доводы жалобы, просила отменить принятые акта.

ФИО1 по <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. Указала, что в решении в одном месте допущена техническая ошибка при указании в кадастрового номера земельного участка, в целом в решении идет речь именно об участке с кадастровым номером . Нормы права, устанавливающие обязанности в отношении органов местного самоуправления городского и муниципального поселений идентичны и указаны в ст.14,15 Федерального Закона № 131-ФЗ. Считает отсутствуют основания для отмены постановления, решения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель,

Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии со статьей 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации; воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в 1,4 км северо-западнее <адрес>, образовалась несанкционированная свалка отходов производства и потребления площадью 10 000 кв.м.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок из категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельностью, земли обороны, безопасности и земли специального назначения, с видом разрешенного использования - для размещения объектов коммунального хозяйства (складирование мусора).

ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения административного расследования, совместно с ФИО1 Администрации Воскресенского муниципального района был осуществлен выезд на земельный участок, с целью отбора проб отходов для определения класса опасности. В соответствии с протоколом испытаний отхода методом биотестированпя образцы отходов относятся к 4-ому классу опасности. На момент обследования установлено горение отходов, ощущался характерный удушливый лапах горения отходов. Земельный участок имеет свободный доступ (подъезд, подход), также отсутствуют аншлаги запрещающие складирование отходов.

Таким образом, земельный участок не соответствует требованиям и. 3.7 СанПпН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, по периметру площадки отсутствует обособленная сеть ливнестоков в автономными очистными сооружениями, что может привести в загрязнению грунтовых вод фильтратом свалки, негативно сказаться на качестве окружающей среды, привести к ухудшению качества земли, ее истощению, деградации, что может повлиять на качество окружающей среды и здоровье населения.

В соответствии с письмом главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 7 данный земельный участок в пользование кому-либо не передавался.

Указанный земельный участок находится в границах Воскресенского муниципального района <адрес>.

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Поскольку собственность на вышеуказанный земельный участок не разграничена, собственником земельного участка является администрация Воскресенского муниципального района <адрес>.

Согласно статье 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

В Федеральном Законе от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие муниципального района - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Согласно п.14 ст.15 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. « Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно примечаний к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ - ст, в случае, если собственник отходов не    установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.С учетом изложенного, администрация Воскресенского муниципального района <адрес> является субъектом административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, так как в соответствии с задачами, возложенными на нее по ряду вопросов местного значения, одной из обязанностей является обеспечение организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, участие в организации мероприятий по охране окружающей среды, обеспечение регулярной очистки территории муниципального образования от захламления в целях исключения формирования на землях общего пользования несанкционированных свалок, а в случаях их образования – принятия мер по их ликвидации.

Наличие на вышеуказанном земельном участке несанкционированной свалки отходов производства и потребления свидетельствует о неисполнении администрацией Воскресенского муниципального района <адрес> требований по предотвращению захламления и загрязнения земель отходами производства и потребления.

Учитывая изложенное администрация Воскресенского муниципального района <адрес> имела и имеет возможность заключить с любой организацией муниципальный контракт по сбору и вывозу отходов с территории района, осуществив перераспределение плановых бюджетных ассигнований в пределах бюджетной сметы либо самостоятельно организовать вывоз отходов с несанкционированной свалки собственной специализированной техникой.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что администрация Воскресенского муниципального района <адрес> предпринимала все зависящие от нее меры по недопущению организации несанкционированных свалок отходов на спорном земельном участке, представлено не было.

С учетом изложенного, администрация Воскресенского муниципального района <адрес> обоснованно привлечена к административной ответственности на основании имеющихся в материалах дела доказательств.

Фактические обстоятельства по делу установлены правильно, необоснованных отказов в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, не усматривается. Ходатайства администрации Воскресенского муниципального района <адрес> были разрешены по существу.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, исключающих производство по данному делу, либо влекущих освобождение от административной ответственности общества, в том числе и по малозначительности правонарушения, не имеется.

Допущенное указание иной нормы права в постановлении было устранено в решении от 19.09.2017г., допущенная техническая описка в кадастровом номере земельного участка в решении, не повлияли на существо принятого решения и постановлении, на верность сделанных выводов.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за соответствующее административное правонарушение. По существу, это означает, что орган (должностное лицо), уполномоченный рассмотреть дело об административном правонарушении, не только не вправе назначить лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание, не предусмотренное санкцией соответствующей нормы, но и выйти за пределы, в том числе нижние, установленного законом наказания. Последовательное применение данного общего правила назначения административных наказаний при наложении штрафов за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий или с организацией иных массовых мероприятий, повлекших нарушение общественного порядка, может - при определенных обстоятельствах - противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан.

Как прямо закреплено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не имеет целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий (статья 3.1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1). Соблюдение этих - вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить того, чтобы при применении административной ответственности подвергались сомнению вера в добро и справедливость и умалялось охраняемое государством достоинство личности (преамбула; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Кроме того, как следует из п. 4.1 вышеуказанного Постановления Конституционного суда Российской Федерации, поскольку ни часть 1 статьи 1.4 КоАП Российской Федерации, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств, ни иные положения данного Кодекса не проводят каких-либо различий между юридическими лицами, судьи и другие правоприменители исходят из того, что при наложении административного штрафа его минимальный размер, установленный за соответствующее административное правонарушение, должен соблюдаться равным образом в отношении всех юридических лиц - независимо от их вида. В результате для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, а тем более - для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждений, привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям (что нашло подтверждение в судебных актах, принятых в связи с привлечением к административной ответственности некоторых заявителей по настоящему делу)

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, минимальный размер административного штрафа, назначаемого судом после провозглашения названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, может быть снижен судом ниже низшего предела на основе требований Конституции Российской Федерации, в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.

В соответствии с ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения, устранение допущенных нарушений, отсутствие негативных последствий для охраняемых законом интересов, а также то обстоятельство, что Администрация Воскресенского муниципального района <адрес> является органом местного самоуправления, с определенными особенности формирования бюджета, учитывая финансовое положение, суд приходит к выводу о возможности снижения административного штрафа, установленного санкцией ч.2 ст.8.7. КоАП РФ, до 200000 руб.

В связи с изложенным постановление, решение в этой части – размера назначенного наказания подлежат изменению.

Руководствуясь ст.30.7,29.10 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от 22.08.2017г. решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от 19.09.2017г. в части размера назначенного наказания изменить, снизить штраф до 200 000 руб.

В остальной части постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от 22.08.2017г. решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от 19.09.2017г. – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья ФИО3

12-370/2017

Категория:
Административные
Другие
Администрация Воскресенского муниципального района
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Судья
Даниленко Алла Александровна
Статьи

8.7

Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
02.10.2017Материалы переданы в производство судье
23.10.2017Поступили истребованные материалы
23.10.2017Истребованы материалы
03.11.2017Судебное заседание
28.11.2017Судебное заседание
21.12.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее