Решение по делу № 2-1667/2024 от 20.03.2024

Дело № 2-1667/2024

64RS0043-01-2024-001882-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.05.2024года                             г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре судебного заседания Федотове А.П., с участием помощника прокурора Волжского района ФИО, представителя администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» ФИО рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волжского района г. Саратова к администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности провести мероприятия связанные с выявлением бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Город Саратов»,

установил:

прокуратура Волжского района г. Саратова обратилась в суд с иском к администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» в обоснование своих требований ссылается на то, что прокуратурой Волжского района г. Саратова проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности и в сфере жилищно-коммунального хозяйства в ходе которой установлены нарушения.

Проведенной проверкой установлено, что на территории Волжского района <адрес> расположена канализационная насосная станция, которая имеет признаки бесхозяйности, однако органом местного самоуправления в лице администрации Волжского района г. Саратова должных мер по проведению предусмотренных действующим законодательством мероприятий не принимается.

Администрацией Волжского района муниципального образования «Город Саратов» совместно с представителями ООО «Концессия водоснабжения – Саратов», являющегося на тот момент гарантирующей организацией по водоотведению на территории муниципального образования «Город Саратов», и ООО «Газпром трансгаз Саратов» 19.05.2020 проведено выездное обследование канализационной насосной станции, расположенной в районе <адрес> <адрес>., по результатам которого выявлены признаки бесхозяйности в отношении указанного объекта и составлен акт инвентаризации. В согласовании акта со стороны ООО «КВС» было отказано.

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» внесено представление об устранении нарушений, выразившихся в необеспечении надлежащего и своевременного проведения мероприятий по выявлению, инвентаризации и регистрации прав на канализационную насосную станцию, а также в связи с необоснованным затягиванием проведения этих.

Из ответа первого заместителя главы районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, мероприятия, предусмотренные Порядком выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ , до настоящего времени не выполнены.

Учитывая то, что в настоящее время бремя ответственности за канализационную насосную станцию никто не несет, она приходит в негодность, и последующее ее восстановление, в случае принятия станции в собственность органов местного самоуправления, потребует большее количество затрат бюджета.

Кроме того, проведенной в декабре 2023 года и январе 2024 года проверкой установлено, что из канализационной насосной станции осуществляется сброс сточных (канализационных) вод с дальнейшим их растеканием по рельефу местности оврага «Дудаковский», что привело к загрязнению и причинению ущерба почвам в размере 1 480 032 руб.

Отсутствие зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности на канализационную насосную станцию уже привело к негативным последствиям в виде аварии, так как бремя ответственности по содержанию станции никто не несет.

Дальнейшее ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своих обязанностей может привести к причинению еще большего ущерба окружающей среде.

На основании вышеизложенного просит суд обязать администрацию Волжского района муниципального образования «Город Саратов» провести мероприятия, предусмотренные п. 4.1-4.9 Порядка выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ , в установленном указанным нормативно-правовым актом порядке в отношении объекта – канализационной насосной станции, расположенной вблизи <адрес> <адрес> <адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель прокуратуры Волжского район г. Саратова поддержал заявленные исковые требования, просил иск удовлетворить.

Представитель администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» возражал по заявленным исковым требованиям.

Иные лица участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 и 4 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Саратов» принятого решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения города относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, а также организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Решением Саратовской областной думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждена концепция учета и использования имущества муниципального образования «Город Саратов» (далее – Концепция).

Концепция разработана в целях урегулирования механизма учета и рационального использования имущества муниципального образования «Город Саратов», определяет основные принципы и задачи политики органов местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» в сфере управления муниципальной собственностью муниципального образования «Город Саратов», закрепленной за муниципальными унитарными (казенными) предприятиями и муниципальными учреждениями, имущественной частью муниципальной казны, а также имущественными правами (управление акциями (долями) хозяйственных обществ и иными ценными бумагами).

Согласно Концепции политика в сфере управления муниципальным имуществом муниципального образования «Город Саратов» преследует достижение следующих целей: вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» в экономический оборот; обеспечение поступления неналоговых и налоговых доходов в бюджет муниципального образования «Город Саратов»; создание правовых основ для построения эффективной системы управления имуществом муниципального образования «Город Саратов»; оптимизация структуры муниципального имущества муниципального образования «Город Саратов»; использование муниципального имущества муниципального образования «Город Саратов» в качестве инструмента для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования «Город Саратов»; выполнение обязанностей в качестве собственника муниципальных жилых помещений муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с требованиями законодательства.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи: совершенствование нормативной правовой базы муниципального образования «Город Саратов» в области управления муниципальным имуществом муниципального образования «Город Саратов»; определение объектов муниципального имущества муниципального образования «Город Саратов», не соответствующих требованиям статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ и подлежащих перепрофилированию, отчуждению или приватизации; повышение эффективности управления муниципальным имуществом с использованием современных методов и финансовых инструментов; обеспечение поступления доходов в бюджет муниципального образования «Город Саратов» путем организации рационального и эффективного использования муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов»; обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества города Саратова; полная инвентаризация объектов муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов», совершенствование системы учета (реестра) муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов»; оформление бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования «Город Саратов»; техническая инвентаризация, постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности муниципального образования «Город Саратов» на все объекты недвижимости, значащиеся в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов».

Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Город Саратов».

Порядком предусмотрено, что выявление бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории районов муниципального образования «Город Саратов» осуществляют администрации соответствующих районов муниципального образования «Город Саратов» - Уполномоченный орган.

В соответствии с п. 4.1-4.9 Порядка, уполномоченный орган составляет акт инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - акт инвентаризации).

Датой выявления бесхозяйного объекта коммунальной инфраструктуры считается дата, составления акта выявления бесхозяйного объекта коммунальной инфраструктуры.

В целях выявления собственника объекта коммунальной инфраструктуры, указанного в акте инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, оформленном в установленном порядке, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта Уполномоченный орган направляет запросы: в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о наличии объекта коммунальной инфраструктуры в реестре федерального имущества; в комитет по управлению имуществом Саратовской области о наличии объекта коммунальной инфраструктуры в реестре государственного имущества Саратовской области; в комитет по управлению имуществом города Саратова о наличии объекта коммунальной инфраструктуры в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» и Сводном реестре объектов муниципальной казны; в МБУ «Городское бюро технической инвентаризации» о зарегистрированных правах лиц на объект коммунальной инфраструктуры.

В случае выявления собственника объекта коммунальной инфраструктуры, указанного в акте инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, прекращает работу по сбору документов для постановки на учет в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области бесхозяйных объектов.

В случае отсутствия объекта коммунальной инфраструктуры, указанного в акте инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, в реестре федерального имущества, в реестре государственного имущества Саратовской области, в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов», в Сводном реестре объектов муниципальной казны и при отсутствии сведений о зарегистрированных правах иных лиц на него проводит мероприятия в рамках ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по определению исполнителя на оказание услуг по изготовлению технических планов и постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры.

В течение 10 рабочих дней со дня представления технического плана в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет постановку на учет в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области выявленных бесхозяйных объектов с последующим признанием и осуществлением государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Саратов» на них в установленном порядке.

Уполномоченный орган уведомляет ресурсоснабжающие организации о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Саратов" на объекты коммунальной инфраструктуры, переданные им по результатам осуществления мероприятий, указанных в пункте 4.5 настоящего Порядка.

После государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Саратов» на бесхозяйные объекты уполномоченный орган направляет выписки из единого государственного реестра недвижимости в комитет по управлению имуществом города Саратова для дальнейшего включения в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводный реестр объектов муниципальной казны объектов с определением держателя.

Законодательство Российской Федерации, в том числе о порядке регистрации объектов недвижимости, в том числе объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не предусматривает наличие обязательного согласования документов об инвентаризации имущества, имеющего признаки бесхозяйного, с гарантирующими или ресурсоснабжающими организациями.

В связи с непринятием администрацией Волжского района муниципального образования «Город Саратов» соответствующих мер, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в ответ, на которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что органом местного самоуправления в суд подано исковое заявление о понуждении ООО «КВС» к подписанию акта об инвентаризации канализационной насосной станции.

Проведенной повторной проверкой установлено, что районной администрацией ДД.ММ.ГГГГ в Арбитражный суд Саратовской области администрацией направлено соответствующее исковое заявление к ООО «КВС», однако определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А57-18767/2023 исковое заявление оставлено без рассмотрения, в связи с неявкой истца в судебное заседание.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что администрацией Волжского района муниципального образования «Город Саратов» в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ на момент рассмотрения дела не представлено доказательств принятия установленных законом мер по выявлению и постановке на учет бесхозяйного объекта жилищно-коммунальной инфраструктуры канализационной насосной станции, расположенной вблизи <адрес> <адрес> <адрес>

Учитывая то, что непринятие мер по выявлению и постановке на учет бесхозяйного объекта жилищно-коммунальной инфраструктуры, которым является канализационная насосная станция, и последующей регистрации в установленном законом порядке приводит к негативным последствиям в виде причинения вреда окружающей среде, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию Волжского района муниципального образования «Город Саратов» провести мероприятия, предусмотренные п. 4.1-4.9 Порядка выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ , в установленном указанным нормативно-правовым актом порядке в отношении объекта – канализационной насосной станции, расположенной вблизи <адрес> <адрес> <адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд город Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

2-1667/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Волжского района г. Саратова
Ответчики
Администрация Волжского района МО "Город Саратов"
Другие
МУПП "Саратовводоканал"
ООО "Концессии водоснабжения-Саратов"
Администрация МО "Город Саратов"
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
20.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2024Передача материалов судье
25.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2024Подготовка дела (собеседование)
17.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2024Дело оформлено
17.07.2024Дело передано в архив
20.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее