КОПИЯ
66RS0033-01-2024-000812-85
Дело №2-451/2024
Решение в окончательной форме изготовлено 17 мая 2024 года.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 мая 2024 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Чумак О.А.,
при секретаре судебного заседания Жарких Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овсянникова С.В. к Гекк И. В., Немытову А. В. о признании права собственности на наследственное имущество,
у с т а н о в и л:
Овсянникова С.В. обратилась в Краснотурьинский городской суд с иском к администрации городского округа Краснотурьинск о признании права собственности на наследственное имущество, в обоснование указав, что <дата обезличена> в <адрес обезличен> умерла ее мать - <ФИО>2, после ее смерти открылось наследство, в виде жилого помещения - квартиры, площадью 62,00 кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен>97. Однако, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на спорную квартиру нотариусом г. Краснотурьинска ей было отказано по причине отсутствия апостиля на свидетельстве о смерти <ФИО>2 Истец просит признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>97, в порядке наследования, после смерти <ФИО>2, умершей <дата обезличена>.
Определением Краснотурьинского городского суда от 22.04.2024 года произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации городского округа Краснотурьинск на надлежащих ответчиков Гекк И. В., Немытова А. В., с исключением их из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д.76-77).
В судебное заседание истец Овсянникова С.В. не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена путем вручения судебного извещения (л.д.78), а также путем размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда (л.д.81). В адрес суда направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором просила суд удовлетворить ее исковые требования (л.д.90).
Ответчики Гекк И.В., Немытов А.В. в судебное заседание не явились, будучи заблаговременно извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела путем вручения и направления судебной повестки по известному месту жительства (л.д.80,82,88-89), а также путем размещения сведений на официальном сайте Краснотурьинского городского суда (л.д.81). В адрес суда от ответчика Гекк И.В. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.91).
Судом, с учетом письменного мнения лиц, участвующих в деле, имеющихся материалов дела, определено рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Предметом спора является жилое помещение - квартира, площадью 62 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, д,53, <адрес обезличен>, кадастровый №.
В соответствии договором купли-продажи от <дата обезличена> <ФИО>2, <дата обезличена> года рождения, являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, площадью 62 кв.м. (л.д.63), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата обезличена> № № (л.д.52-55).
<дата обезличена> <ФИО>2, <дата обезличена> года рождения, после расторжении брака присвоена фамилия <ФИО>14 (л.д.38).
<ФИО>2, <дата обезличена> года рождения, скончалась <дата обезличена> в г. Шваане <адрес обезличен>, что подтверждается копией свидетельством о смерти от <дата обезличена> (л.д.13-14).
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 1111 Гражданского кодекса РФ установлено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст. 1141 Гражданского кодекса РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В силу п.1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В силу пункта 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство в соответствии с пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из копии наследственного дела №, заведенного нотариусом нотариальной палаты г. Краснотурьинска Цыцкуновой Ф.Ф., и приобщенного к материалам дела, следует, что после смерти <ФИО>2, последовавшей <дата обезличена>, с заявлением о принятии наследства по закону обратились дочери умершей: <ФИО>4, <дата обезличена> года рождения, и Гекк И. В., <дата обезличена> года рождения (л.д.57-64). Иные наследники первой очереди: сын Немытов А.В. обратился к нотариусу с заявлением об отказе от причитающейся ему доли в наследственном имуществе (л.д.18).
Как следует из материалов дела наследник <ФИО>4 (истец) меняла свою фамилию несколько раз в связи с браком: заключив брак со <ФИО>12 сменила фамилию с Прокопьевой (в девичестве) на <ФИО>15 (л.д.42), при расторжении брака фамилию не изменила (л.д.41) В связи с заключением брака с <ФИО>15 изменила фамилию со <ФИО>15 на Овсянникова С.В. (л.д.40), при расторжении брака фамилию не изменила (л.д.97).
Однако нотариусом г. Краснотурьинска Цыцкуновой Ф.Ф. в выдаче наследникам свидетельства о праве на наследство по закону, после смерти <ФИО>2 было отказано, в связи с тем, что копия свидетельства о смерти не содержит апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был оформлен, удостоверяющего подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Гаагской конвенцией 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, предусмотрено применение апостиля в установленных этой Конвенцией случаях для подтверждения подлинности иностранного официального документа, предъявляемого в другом государстве.
04.09.1991 г. данная Конвенция подписана и ратифицирована Российской Федерацией. Германия также является страной участницей Конвенции.
Согласно статье 1 Конвенции в качестве официальных документов в смысле настоящей Конвенции рассматриваются, в том числе, документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства; нотариальные акты; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
Согласно абзацу первому статьи 3 названной конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Предусмотренный в первом абзаце статьи 3 Конвенции апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции (абзац первый статьи 4 Конвенции).Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения (статья 5 Конвенции).
Представленная в материалы дела копия свидетельства № от <дата обезличена> о смерти <ФИО>2, <дата обезличена> года рождения, умершей <дата обезличена>, выдана отделом ЗАГС г. Шваан Республики Германия, является официальными документом в силу определения, придаваемого этому понятию ст. 1 Конвенции, составленным вне пределов Российской Федерации, в связи с чем на него распространяются правила и порядок проставления апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был оформлен, удостоверяющего подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Вместе с тем, следует отметить, что акт легализации (в данном случае - апостилирование) является лишь средством подтверждения происхождения иностранного документа от его подписанта, отсутствие легализации (апостиля) не отражается на действительности и достоверности самого содержания документа и факта наступления события, по поводу которого он выдан.
В ходе рассмотрения дела сторонами факт наступления смерти <ФИО>2, <дата обезличена> на территории <адрес обезличен> не оспаривался.
Исходя из того, что представленный истцом документ о смерти <ФИО>2 выдан компетентным органом ЗАГС иностранного государства и содержит необходимый юридически значимый объем сведений, учитывая, что закон не содержит запрета на подтверждение данного обстоятельства иным способом, суд приходит к выводу, что само по себе отсутствие апостиля не может являться достаточным основанием для отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону.
Согласно ст. 1224 ГК РФ отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В то же время в силу абз. 2 п. 1 ст. 1224 ГК РФ наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву.
Понятие и состав такого имущества по российскому праву устанавливаются по правилам ст. 130 ГК.
Учитывая, что <ФИО>2, умершая <дата обезличена> в г. Шваане <адрес обезличен>, имела на территории Российской Федерации недвижимое имущество – <адрес обезличен>, расположенную в <адрес обезличен>, то суд приходит к выводу, что местом открытия наследства после смерти <ФИО>2 на территории Российской Федерации является <адрес обезличен>.
В силу ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно разъяснениям Верховного суда Российской Федерации, содержащимся в п. 35 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
Как указано в абз. втором п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В судебном заседании установлено, что после смерти <ФИО>2 ее дочери Овсянникова С.В. (ранее <ФИО>15) С.В. (истец), Гекк И.В. приняли наследство, путем подачи по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства, но по независящим от них причинам не получили свидетельства о праве на наследство по закону.
Таким образом, наследники приняли наследство, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>97, соответственно ? доли в пользу наследника Овсянникова С.В. (ранее <ФИО>15) С.В. и ? доли в пользу наследника Гекк И.В. (л.д.57-64).
В силу п. 34, 36 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Судом установлено, что после смерти <ФИО>2, последовавшей <дата обезличена>, истец Овсянникова С.В. приняла наследство не фактическим путем, а обратившись в установленный законом срок к нотариусу с заявлением, в связи с чем истец Овсянникова С.В. (как наследник) со дня открытия наследства стала собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру, принадлежавшую наследодателю, поскольку к наследнику Гекк И.В. также перешло право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру.
Таким образом, право собственности на принадлежавшее наследодателю спорное жилое помещение перешло в порядке универсального правопреемства к ее наследникам, в том числе ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру Овсянникова С.В. (истцу по данному гражданскому делу) со дня открытия наследства.
Таким образом, учитывая, что притязания со стороны других наследников на наследственное имущество отсутствуют, требования Овсянникова С.В. о признании за ней права собственности на спорную квартиру, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 196-198 Гражданского процессуального Кодекса российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Овсянникова С.В. (паспорт №) к Гекк И. В. (паспорт №), Немытову А. В. (паспорт № о признании права собственности на наследственное имущество удовлетворить частично.
Признать за Овсянникова С.В. право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, площадью 62 кв.м., кадастровый №, в порядке наследования после смерти <ФИО>2, <дата обезличена> года рождения, последовавшей <дата обезличена>.
Данное решение является основанием для государственной регистрации за Овсянникова С.В. права собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, площадью 62 кв.м., кадастровый №, в порядке наследования.
В удовлетворении исковых требований Овсянникова С.В. к Гекк И. В., Немытову А. В. о признании права собственности на наследственное имущество в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Краснотурьинский городской суд.
Председательствующий: судья (подпись) Чумак О.А.