Решение по делу № 2-97/2019 от 29.01.2019

Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2019 года

Дело №2-97/2019                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    07 июня 2019 года                    пос. Коноша

Коношский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Волощенко Е.Н.,

при секретаре Фафуриной Н.И.,

с участием старшего помощника прокурора Коношского района Архангельской области Савониной Л.В.,

представителя истца Егоровой Г.А.,

ответчика - представителя администрации муниципального образования МО «Коношский муниципальный район» Головиной Т.Л.,

третьего лица - представителя администрации МО «Тавреньгское» Фомина Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Коношского района, действующего в защиту прав и интересов Анфимовой Е.В., к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Коношского района, действуя в защиту прав и интересов Анфимовой Е.В., обратился в суд с иском к администрации МО «Коношский муниципальный район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование исковых требований указал, что при проведении проверки по заявлению Анфимовой Е.В. выявлены нарушения жилищных прав заявителя со стороны МО «Коношский муниципальный район». Анфимова Е.В. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, и признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания. Постановлением администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ Анфимовой Е.В. предоставлена квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 28 кв.м. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Анфимова Е.В. отказалась от предоставленной квартиры в связи с невозможностью проживания в ней. Из акта комиссии следует, что проживание <данные изъяты> Анфимовой Е.В. в данной квартире невозможно из-за неудовлетворительного состояния квартиры. Анфимова Е.В. является <данные изъяты>, состоит на учете с диагнозом - <данные изъяты>. Указанное заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н. Полагает, что ответчиком нарушено право Анфимовой Е.В. на предоставление жилого помещения вне очереди в соответствии с положениями ч.2 ст.57 ЖК РФ. Анфимова Е.В. в силу состояния здоровья не может самостоятельно осуществлять защиту своих жилищных прав.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор изменил основание исковых требований и просил предоставить Анфимовой Е.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в границах Коношского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по Коношскому району Архангельской области. Исковые требования мотивировав тем, что у Анфимовой Е.В. отсутствует какое-либо жилое помещение для постоянного проживания, в связи с чем она имеет объективную нуждаемость в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Анфимовой Е.В. должно быть предоставлено жилое помещение не в порядке очередности в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома непригодным для проживания, поэтому факт наличия либо отсутствия нуждаемости в жилом помещении по иным критериям (статус малоимущего, постановка на учет в качестве нуждающегося) юридически значимым обстоятельством не является. Положения п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в нем категории граждан.

Ст.помощник прокурора Коношского района Савонина Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что Анфимова Е.В. иного жилого помещения не имеет, в квартире по адресу регистрации проживать невозможно, так как признана непригодной для проживания. Кроме того, у истца имеется заболевание, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н, что также является основанием для предоставления истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Наличие или отсутствие у истца статуса малоимущей не имеет значения для предоставления Анфимовой Е.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Истец Анфимова Е.В. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте извещена надлежащим образом. В предварительном судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, указала, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме. В заявлении, от ДД.ММ.ГГГГ указала, что является <данные изъяты>, принимает лекарства, ежегодно проходит обследование в <адрес>, сама получает пенсию и себя обслуживает. В 2008 году её каким-то образом зарегистрировали в квартире по адресу: <адрес>, однако она в нем не жила, поскольку его фактически нет, продолжает проживать в чужом, старом доме без регистрации. Администрация МО «Тавреньгское» на её проблему с жилым помещением не реагирует. В сентябре 2018 года её поставили на учет, предложили жилое помещение в д.Зубатинская, она от него отказалась, так как дом был ветхий и в нем убили бабушку, а она могла ей снится и это привело бы к судорогам. В декабре её решили переселить в 4-х квартирный жилой дом, в котором никто не проживает, она от этого жилого помещения отказалась, так как в нем некому прийти на помощь. Администрация района отменила прежние постановления и рекомендовала ей собрать документы, чтобы признать её малоимущей. Полагает, что это является издевательством над ней и затягиванием проблемы. Просит принять решение на основании закона.

Представитель истца Егорова Г.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Показала, что является председателем <адрес>». Анфимова Е.В. является <данные изъяты>, жилое помещение, в котором зарегистрирована Анфимова Е.В. непригодно для проживания, в нем никто не проживает. Предоставляемая истцу квартира по адресу <адрес> требовала большого ремонта, в связи с чем проживание <данные изъяты> в данном жилом помещении невозможно. Считает, что Анфимовой Е.В. как <данные изъяты> должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, так как жилой дом в <адрес>, в котором в настоящее время без регистрации проживает Анфимова Е.В. является непригодным для проживания. Анфимова Е.В. не является малоимущей и на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не состоит, в её обязанности не входит оказание помощи Анфимовой Е.В. в собирании документов для приобретения статуса малоимущей.

Ответчик - представитель администрации МО «Коношский муниципальный район» Головина Т.Л. исковые требования прокурора не признала в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать. Показала, что Анфимова малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не признана, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит. Для случаев признании жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилым помещении (ч.2 ст.49,ч.1.ст.52 ЖК РФ). Кроме того, квартира по адресу: <адрес> не находится на балансе администрации МО «Коношский муниципальный район». Администрация МО «Коношский муниципальный район» не отказывает истцу Анфимовой Е.В. в предоставлении жилого помещения, но для этого необходимо собрать документы для признания её малоимущей в целях принятия на учет и предоставления жилья по договору социального найма.

Третье лицо - представитель администрации МО «Тавреньгское» Фомин Н.А. в судебном заседании показал, что МО «Тавреньгское» не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма. Квартира по адресу: <адрес> собственность МО «Коношский муниципальный район» в 2016 году не передавалась, так как на момент передачи жилого фонда администрации МО «Коношский муниципальный районе» жилое помещение было непригодным для проживания. Данная квартира была предоставлена Анфимовой Е.В. и произведена её регистрация по данному адресу с целью обеспечить истцу возможность оформить пенсию по инвалидности.

Третье лицо - представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России в судебном заседании не участвовал, о времени и месте извещены надлежащим образом. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ указали, что Анфимова Е.В. впервые освидетельствована в 2004 году, установлена категория «<данные изъяты>», с 2006 года - установлена <данные изъяты>), с 2012 года - <данные изъяты>). Из акта медико-социально экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Анфимова Е.В. проживает в неблагоустроенной <адрес>. Просят судебное заседание провести без участия их представителя.

Заслушав прокурора, представителя истца, представителя ответчика, свидетеля, специалиста, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст.12, ч.1 ст.130 и ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч.1 ст.2, п.6 ч.1 ст.14, п.6 ч.1 ст.16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.1 ч.1 ст.50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из материалов дела, истец Анфимова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом второй группы (инвалид с детства), установлено заболевание - Выраженное органическое расстройство личности и поведения вследствие эпилепсии. Эпилепсия симптоматическая, с наличием парциальных височных генерализованных приступов, конверсионные приступы. Гипертензионеный синдром. Органическо-резидуальная (перинатальная энцефалопатия 2 степени), на учете в отделе опеки и попечительства администрации МО «Коношский муниципальный район» как недееспособная (ограниченно дееспособная), нуждающаяся в установлении опеки, попечительстве, не состоит, жилых помещений в собственности на территории России не имеет, что подтверждается паспортными данными истца, копией справки МСЭ, копией выписного эпикриза, справкой отдела опеки и попечительства администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, копией врачебного заключения невролога-эпилептолога, уведомлением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ.

Заболевание, имеющееся у Анфимовой Е.В., включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н.

ДД.ММ.ГГГГ между Анфимовой Е.В. и администрацией МО «Тавреньгское» заключён договор социального найма жилого помещения, предметом которого явилось предоставление нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования «Тавреньгское», общей площадью 17,6 кв.м, по адресу: <адрес>, для проживания в нём.

Анфимова Е.В. зарегистрирована в вышеуказанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается паспортными данными истца, справкой администрации МО «Тавреньгское» от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из перечня объектов муниципальной собственности МО «Коношский муниципальный район», утв. Областным законом Архангельской области от 08.11.2006       №273-13-ОЗ, жилой дом по адресу: <адрес> передан в собственность МО «Тавреньгское».

Распоряжением Правительства Архангельской области от 11 октября 2016 года в собственность МО «Коношский муниципальный район» переданы объекты муниципальной собственности (жилые помещения), в том числе объекты МО «Тавреньгское».

Как следует из Распоряжения Правительства Архангельской области от 11 октября 2016 года, информации администрации МО «Тавреньгское» от ДД.ММ.ГГГГ, информации Комитета по имуществу администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ весь пригодный для проживания жилищный фонд был передан в администрацию МО «Коношский муниципальный район» в 2016 году. Жилой дом по адресу: <адрес> на момент передачи жилищного фонда уже являлся непригодным для проживания, в связи с чем в администрацию МО «Коношский муниципальный район» передан не был.

Согласно выписке из Реестра муниципальной собственности, жилой дом по адресу: <адрес> отсутствует в реестре муниципальной собственности МО «Коношский муниципальный район».

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано аварийным и непригодным для проживания.

Постановлением администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ Анфимова Е.В. поставлена на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма, состав семьи - 1 человек.

Постановлением администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ Анфимовой Е.В. предоставлено жилое помещение - жилой дом в <адрес>, общей площадью 25 кв.м на состав семьи 1 человек.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Анфимова Е.В. от предоставляемого жилого помещения по адресу: <адрес> отказалась ввиду его плохого состояния, дом требует капитального ремонта, что ей не под силу.

Постановлением администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ отменен п.6 постановления администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Анфимовой Е.В. жилого помещения в <адрес> в связи с отказом Анфимовой Е.В. от заселения; Анфимовой Е.В. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 28 кв.м. на состав семьи 1 человек.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Анфимова Е.В. от предлагаемого ей жилого помещения по адресу: <адрес> отказалась, поскольку проживание в квартире инвалиду 2 группы невозможно.

Согласно акту, заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ основания о признании квартиры по адресу: <адрес> аварийной и непригодной для проживания отсутствуют.

Постановлением администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ , отменен п.п.1.2 п.1 постановления администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ о постановке Анфимовой Е.В. на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма; отменен п.4 постановления администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Анфимовой Е.В. квартиры по адресу: <адрес>.

В ответе и.о. главы МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес Анфимовой Е.В., истцу разъяснено, что состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма могут не все граждане, а только признанные в установленном порядке малоимущими, а она (Анфимова Е.В.) в установленном законом порядке малоимущим гражданином не признана, в связи с чем были отменены п.п.1.2 п.1 постановления администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ и п.4 постановления администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ . Разъяснено, что для признания малоимущей в целях принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма Анфимовой Е.В. необходимо предоставить в администрацию МО «Коношский муниципальный район» документы, согласно прилагаемому к заявлению перечню.

Свидетель Г.Ф. в судебном заседании показала, что Анфимова Е.В. проживала в доме в д.<адрес> с её братом И.Ф., умершим в 2016 году. После смерти брата она разрешила Анфимовой Е.В. и в дальнейшем проживать в данном доме, которому требуется ремонт. У неё какие-либо правоустанавливающие документы на указанный жилой дом отсутствуют.

Болотова О.Е., документовед Коношского отделения «БТИ» ГУП Архангельской области «БТИ», допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста, показала, что является членом межведомственный комиссии администрации МО «Коношский муниципальный район». ДД.ММ.ГГГГ в составе комиссии участвовала в осмотре жилого помещения по адресу: <адрес>, которое заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано аварийным и непригодным для проживания. В данном жилом доме проживать невозможно.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Анфимова Е.В., являющаяся <данные изъяты>, имеет заболевание, включенное в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н, зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, предоставленном ей по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 1 человек, фактически в указанное жилое помещение не вселялась и не проживала. Данное жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания. Указанный жилой дом в муниципальную собственность МО «Коношский муниципальный район» не передан и фактически находится на балансе администрации МО «Тавреньгское». В настоящее время истец Анфимова Е.В. проживает без регистрации в частном жилом доме по адресу: <адрес> с ведома Г.Ф., у которой отсутствуют правоустанавливающие документы на данный дом. Сведения о техническом состоянии данного жилого дома в судебное заседание не представлено. Анфимова Е.В. на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма, не состоит и малоимущей в установленном законом порядке не признана.

Разрешая вопрос о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма поставлено законодателем в зависимость от наличия двух условий: признания гражданина малоимущим и признания нуждающимся в жилом помещении.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п.п. 3, 4 ч.1 ст.51 ЖК РФ относит граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53, 55 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очерёдности исходя из времени их постановки на учёт.

Вместе с тем, для отдельных категорий граждан, а также случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с положениями части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которым государство обязано обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 №2092-О).

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании пункта 3 части 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

При этом согласно статье 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Законом Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 01.07.2016 №441-27-ОЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учёт нуждающихся в жилых помещениях).

Поскольку до 01.01.2005 (введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец не состояла на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости данного лица в предоставлении жилого помещения применительно к требованиям части 2 статьи 49 ЖК РФ.

При этом наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, при отсутствии факта признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Как усматривается из материалов дела, истец на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма, не состоит и малоимущей в установленном законом порядке не признана, что не оспаривается прокурором и представителем истца.

Доводы представителя истца Егоровой Г.А. о том, что Анфимовой Е.В. как <данные изъяты> должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, так как жилой дом в <адрес>, в котором в настоящее время без регистрации проживает Анфимова Е.В. является непригодным для проживания и выводы прокурора о том, что у истца имеется заболевание, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н, что также является основанием для предоставления истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма, суд находит несостоятельными в силу следующего.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что опять-таки согласуется со ст.40 (ч. 3) Конституции РФ.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ст.17). До 01.01.2005 инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 01.01.2005 федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 №199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов РФ вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч.2); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01.01.2005, и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты (ч.3).

Поскольку Жилищный кодекс РФ на момент обращения истца в суд с данным исковым заявлением не предусматривает иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предусматривающему, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне.

Как видно из материалов дела, истец Анфимова Е.В. в администрацию МО «Коношский муниципальный район» с заявлением о признании ее малоимущей не обращалась, решение о принятии ее на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан не принималось. Поскольку Анфимова Е.В. в установленном законом порядке малоимущей не признана, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для обеспечения истца во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма..

Таким образом, наличие факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, и наличие заболевания, входящего в установленный Правительством РФ Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п.п.1,3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Суд также учитывает то обстоятельство, что истец Анфимова Е.В. не лишена права на обращение в администрацию МО «Коношский муниципальный район» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке, предусмотренном ст.52 ЖК РФ, с приложением к нему документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил возможность предоставления Анфимовой Е.В. жилого помещения по договору социального найма после признания её малоимущей и постановки на учет, нуждающейся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и.о. прокурора Коношского района, действующего в защиту прав и интересов Анфимовой Е.В., к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,суд

РЕШИЛ:

И.о. прокурора Коношского района Архангельской области, действующему в защиту прав и интересов Анфимовой Е.В., в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.

Председательствующий-                                              Е.Н. Волощенко

2-97/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Администрация МО "Тавреньгское"
ФКУ ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО
Егорова Г.А.
Анфимова Е.В.
Администрация МО "Коношский муниципальный район"
Рыков Ю.Ф.
Суд
Коношский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
konoshasud.arh.sudrf.ru
29.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2019Передача материалов судье
01.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2019Предварительное судебное заседание
19.03.2019Судебное заседание
08.04.2019Судебное заседание
16.05.2019Судебное заседание
31.05.2019Судебное заседание
07.06.2019Судебное заседание
13.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее