Решение по делу № 3а-1570/2020 от 14.09.2020

Дело № 3а-1570/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 19 ноября 2020 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием представителя административных ответчиков Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» - Ч., действующей на основании доверенностей,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Евгения Германовича, Кузнецовой Веры Васильевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, имущества равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Кузнецов Е.Г., Кузнецова В.В. обратились в суд с административным иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, с учетом уточненных требований просили об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, общей площадью 2457,3 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 июля 2019 года в размере 24895574 рубля.

В обоснование требований указали, что являются собственниками объектов недвижимости, которые включены в Перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая их стоимость на 2019 год. Несоответствие установленной по результатам государственной кадастровой оценки и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), кадастровой стоимости - рыночной стоимости объекта недвижимости нарушает права административного истца, как налогоплательщика.

Определением пермского краевого суда от 06 октября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное бюджетное учреждение «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», в качестве заинтересованного лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пермского филиала.

Административные истцы Кузнецов Е.Г., Кузнецова В.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались судом надлежащим образом.

Представитель административных истцов В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения иска настаивала.

Представитель административных ответчиков Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Ч. в судебном заседании с требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представителя в судебное заседание не направило.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости, в том числе на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности, закреплено в статье 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.

Решением Кунгурской городской Думы от 27 марта 2003 года №377 «О налогообложении на территории муниципального образования город Кунгур» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Материалами дела установлено, что административным истцам на праве общей совместной собственности принадлежит объект недвижимости – здание столовой, назначение: нежилое, общей площадью 2457,3 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****.

Изложенные обстоятельства подтверждаются копиями выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основанных характеристиках объектов недвижимости и зарегистрированных правах (л.д. 7-10).

Согласно части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке и положений пункта 8 ФСО № 4 кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером **определена по состоянию на 01 июля 2019 года актом ГБУ «Центра технической инвентаризации кадастровой оценки Пермского края» 214 от 09 июля 2019 года в размере 41491879 рублей 10 копеек, сведения внесены в ЕГРН 16 июля 2019 года, что подтверждается выпиской ЕГРН и актом № 214 в материалах дела.

Приведенный результат определения кадастровой стоимости здания просят пересмотреть административные истцы, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований уточненного административного иска представлен в суд уточненный отчет 464 от 24 августа 2020 года, выполненный оценщиком П. (ООО «Финэкс»).

Анализируя отчет об оценке, суд установил, что оценщик ООО «Финансовая экспертиза» П. является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», включена в реестр оценщиков 27.04.2016 за регистрационным номером **. Оценщик имеет образование в области оценки: диплом о профессиональной переподготовке, выданный ГОО ДПО «Институт повышения квалификации – РМЦПК» 03.02.2015 за регистрационным номером **, квалификационный аттестат по направлению «Оценка недвижимости» ** от 13.03.2018. Ответственность оценщика застрахована по полису ** от 30.10.2019 СПАО «РЕСО-Гарантия», срок действия полиса с 01.11.2019 по 31.10.2020.

Таким образом, отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, кроме того, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Представленный отчет соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).

При определении стоимости объекта оценки оценщиком использован сравнительный подход, в отчете оценщиком приведены обоснования невозможности использования затратного и доходного подходов. С целью определения рыночной стоимости объекта оценки сравнительным подходом оценщиком выбран метод сравнения продаж. Также при определении рыночной стоимости оценщиком определены и приняты во внимание физический износ и внешнее устаревание с учетом влияния на рыночную стоимость объектов внешних факторов, уровня развития экономики территории на которой находится оцениваемый объект.

Применяя сравнительный подход для определения рыночной стоимости единого объекта (с учетом земельного участка), с применением метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающего цель оценки и обеспеченный исходной информацией, из предложенного рынка купли-продажи объектов, оценщик выбрал наиболее подходящие по элементам сравнения. Исключив из выборки крайние значения (максимумы и минимумы), оценщик выбрал объекты-аналоги для зданий и объекты-аналоги для земельного участка. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объектам оценки. При внесении разумных корректировок, сведения о стоимости единого объекта достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов типичных для объектов оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказ от применения корректировок оценщиком приведено в отчетах со ссылкой на источники, которыми оценщик руководствовался.

Выбор аналогов оценщиком в отчетах надлежащим образом обоснован с учетом анализа рынка объектов оценки, аналоги отнесены к одному сегменту рынка, здания коммерческого назначения.

Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, поскольку имеется возможность проверить использованные оценщиком сведения о цене продажи объектов-аналогов из предложений, размещенных в сети Интернет. Приложенные к отчетам скриншоты страниц сайта являются читаемыми. С учетом изложенного, проведенная оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по основным ценообразующим факторам.

Содержание отчета об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчеты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Суд считает, что при подготовке отчетов об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщик П. при оценке спорных объектов недвижимости не допустила нарушение требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.

Данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, исходя из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, суду не представлены, ходатайство о проведении судебной экспертизы административным ответчиком не заявлено.

С учетом изложенного, заявленные Кузнецовой В.В., Кузнецовым Е.Г. требования об установлении кадастровой стоимости здания по состоянию на 01 июля 2019 года равной его рыночной стоимости с учетом результатов оценки, отраженных в отчете об оценке № 464 от 24 августа 2020 года подлежат удовлетворению.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в суд 14 сентября 2020 года, в связи с чем, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения в суд (14 сентября 2020 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Кузнецовой Веры Васильевны, Кузнецова Евгения Германовича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 2457,3 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 июля 2019 года в размере 24895574 рубля.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 14 сентября 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2020 года.

Судья: подпись

3а-1570/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова Вера Васильевна
Кузнецов Евгений Германович
Ответчики
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Другие
ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края"
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
ООО "Кастос"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Коротаева Ольга Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
14.09.2020Регистрация административного искового заявления
15.09.2020Передача материалов судье
16.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.10.2020Предварительное судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее