Дело № 2а-385/2022
уид 44RS0004-01-2022-000520-39
Мотивированное решение
изготовлено 11.07.2022г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2022 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А.,
при секретаре Кузнецовой И.И.,
с участием представителя административного истца Грачевской О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г.о. гор.Мантурово к ОСП по Мантуровскому району, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Соколовой Г.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 5940/21/44014-ИП
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд обратилась администрация г.о. гор.Мантурово с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Соколовой Г.А. № 44014/21/19487 от 17.03.2021 года. Требования мотивированы тем, что Мантуровским районным судом по делу № 2-214/2019, было вынесено решение о возложении обязанности на администрацию г.о.гор.Мантурово в срок до 31.12.2020 года зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Костромская обл. Мантуровский район дер.Попово, относящуюся к V категории дорог, в переходном исполнении, протяженностью 2,7 км, идентификационный номер № 34-220-824 ОП МП 34-034. На основании исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области возбуждено исполнительное производство № 5940/21/44014-ИП от 11.03.2021 года, а постановлением от 17.03.2021 года взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Постановление поступило в адрес администрации 23.06.2022 года. В установленный для добровольного исполнения срок, решение не было исполнено по объективным причинам. Для регистрации права муниципальной собственности на указанную дорогу требуется постановка объекта на кадастровый учет. Администрацией заключаются договоры с кадастровым инженером ИП Ивановым Д.А. на выполнение кадастровых работ и подготовку технических планов сооружений (дорог) для проведения мероприятий по регистрации права муниципальной собственности указанной автодороги. В 2019 году заключены договоры от 23.12.2019 года № 24 на 23 объекта, от 18.05.2020 года № 10 на 21 объект, от 22.11.2021 года № 29 на 1 объект. В 2022 году направлены заявки исх.№ 135 от 28.01.2022 года на 119 объектов и исх.№ 1542 от 30.03.2022 года на 28 объектов. Всего судебными решениями по искам Мантуровской межрайонной прокуратуры на администрацию г.о. гор.Мантурово возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на 320 дорог. Учитывая территориальный разброс подлежащих регистрации дорог, кадастровому инженеру при составлении технических паспортов и межевых планов требуется постоянно перемещаться по территории всего муниципалитета, что приводит к увеличению сроков выполнения работ. Кроме того, дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования. В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками недвижимого имущества, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат. С такой проблемой столкнулись при исполнении решения суда по гражданскому делу № 2-214/2019. Администрацией предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда. Ссылаясь на нормы ст.ст.130,401 ГК РФ, ст.239 БК РФ, ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.360 КАС РФ, постановление Пленума ВС РФ №50 от 17.11.2015г, просит освободить от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного истца Грачевская О.Н. доводы иска поддержала, при этом пояснила, что при исполнении решения суда возникло много непредвиденных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда, которые не были учтены при рассмотрении гражданского дела, в том числе при определении срока исполнения решения суда. Просит освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора.
Административный ответчик - заместитель начальника - заместитель старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколова Г.А., представитель УФССП России по Костромской области в судебное заседания не явились, будучи надлежаще уведомленными о дате и времени судебного заседания. Административный ответчик - представитель ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области – вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава – Ярошева О.Н. в судебное заседание не явилась, направила отзыв в котором указала на несогласие с административными исковыми требованиями, указав, что должником не представлено доказательств, подтверждающих, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне ее контроля, при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Мантуровский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомленным о дате и времени судебного заседания, просит рассмотреть дело без его участия, указав, что данное дело не отнесено к категории дел, по которым прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (пункт 74).
Исходя из положений статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как установлено судом, решением Мантуровского районного суда от 25.06.2019 года по делу № 2-214/2019 на администрацию городского округа город Мантурово Костромской области возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Костромская область, Мантуровский район, дер.Попово, относящуюся к V категории дорог, вид покрытия переходный, протяженностью 2,7 км., идентификационный номер 34-220-824 ОП МП 34-043 в срок до 31.12.2020 года. Решение вступило в законную силу 26.07.2019 года.
11.03.2021 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области в отношении администрации г.о.г.Мантурово Костромской области возбуждено исполнительное производство № 5940/21/44001-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
17.03.2021 года вынесено постановление о взыскании с администрации г.о.г.Мантурово Костромской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.04.2021 года.
Данное постановление администрацией не обжаловалось, требование, содержащееся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок, не исполнено. Постановление было получено Администрацией г.о.г.Мантурово 23.06.2022 года.
С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, пункт 75 постановления Пленума N 50).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами.
По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они относятся к сооружениям. В свою очередь, сооружения являются недвижимостью при условии, что они прочно связаны с землей, то есть их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно. Для строительства таких сооружений необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1, ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 55 ГрК РФ). Таким образом, объекты, входящие в состав автомобильной дороги, создаются с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости, - приобретение земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, ввод в эксплуатацию и т.д. (Письма Минэкономразвития России от 02.05.2017 N ОГ-Д23-5242, от 11.07.2014 N Д23и-2426). В противном случае они не будут являться объектом недвижимости.
Вопрос о том, является ли объект недвижимостью, решается на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов. Также он может быть решен и при проведении кадастровых работ (Письмо Минэкономразвития России от 02.05.2017 N ОГ-Д23-5242, от 11.07.2014 N Д23и-2426).
На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Таким образом, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.
Административным истцом представлен договор подряда на выполнение кадастровых работ № 24 от 23.12.2019 года, согласно которому комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово (заказчик) поручает, а индивидуальный предприниматель Иванов Д.А. (подрядчик) принимает на себя следующие обязательства: выполнение кадастровых работ согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с подготовкой отчетной документации (Технического плана сооружения).
Объекты недвижимости, в отношении которых проводятся работы, определены в Перечне объектов работ (Приложение № 1 к договору). В Приложении № 1 к договору №24 от 23.12.2019 года определены 23 сооружения - автомобильные дороги, в том числе автомобильная дорога протяженностью 2,7 км., расположенная в д. Попово Мантуровского района Костромской области.
Договором предусмотрены сроки проведения работ, начало срока - с момента предварительной оплаты работ по договору, окончание работ - не позднее 30 календарных дней с момента начала работ по договору. Сроки выполнения работ могут быть изменены по соглашению сторон (п.3.2 Договора).
Согласно статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным федеральным законом порядке (часть 1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета (статья 54).
Частью 2 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Для их организации и проведения требуется выполнение определенной названным законом процедуры и наличие времени.
В связи с необходимостью соблюдения порядка, установленного Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», очевидно, что требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Суд считает, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Органом местного самоуправления были предприняты соответствующие меры, направленные на исполнение решения суда о регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги, в том числе заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ с подготовкой технического плана, необходимого для осуществления государственной регистрации прав в силу положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 14).
В рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что в действиях должника - администрации г.о гор.Мантурово отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).
Учитывая приведенные выше разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», положения частей 6 и 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обстоятельства, на которые ссылался административный истец в обоснование причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора, взысканного оспариваемым постановлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск администрации г.о. гор.Мантурово к ОСП по Мантуровскому району, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Соколовой Г.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 5940/21/44014-ИП -удовлетворить.
Освободить администрацию городского округа город Мантурово Костромской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП по Костромской области Соколовой Г.А. от 17.03.2021 года № 44014/21/19487 в рамках исполнительного производства № 5940/21/44014-ИП.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: О.А Праздникова.