Дело № 2а-472/2019
УИД 57RS0027-01-2019-000570-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2019 г. г. Орёл
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Шуклиной Н.С.,
с участием представителя административного истца Квартиной Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щуровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Северного районного суда г. Орла административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Ветровой Екатерине Викторовне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени за несвоевременную уплату налогов,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным иском к Ветровой Е.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени за несвоевременную уплату налогов.
В обоснование заявленных требований указано, что Ветрова Е.В. являлась и является собственником следующих транспортных средств: с 25 сентября 2013 г. по 10 июня 2017 г. легкового автомобиля Citroen С4, государственный регистрационный знак №, мощностью 120 лошадиных сил (далее – л.с.); с 28 декабря 2013 г. по настоящее время легкового автомобиля Citroen С4, государственный регистрационный знак №, мощностью 120 л.с.; с 28 декабря 2013 г. по настоящее время грузового автомобиля ГАЗ 172412, государственный регистрационный знак №, мощностью 120 л.с., и обязана к уплате транспортного налога.
Кроме того, ответчик с 13 октября 2007 г. по настоящее время является собственником 8/105 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в связи с чем, обязана к уплате налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления: № 964912 от 02 апреля 2015 г. об уплате налога на имущество за 2014 год в размере 6,41 рублей и транспортного налога за 2014 год в размере 11 040 рублей, со сроком исполнения до 01 октября 2015 г., № 103435094 от 25 августа 2016 г. об уплате налога на имущество за 2015 год в размере 7 рублей и транспортного налога за 2015 год в размере 13 200 рублей, со сроком исполнения до 01 декабря 2016 г.
Данные уведомления в установленный срок исполнены не были.
Налогоплательщику были направлены требования: № 67658 по состоянию на 19 октября 2015 г. об уплате недоимки по налогу на имущество в размере 6,41 рублей, пени, начисленных на указанную недоимку, в размере 2,76 рубля, недоимки по транспортному налогу в размере 1 700 рублей, пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу, в размере 102,14 рубля, со сроком уплаты 25 января 2016 г.; № 33215 по состоянию на 22 декабря 2016 г. об уплате недоимки по налогу на имущество в размере 7 рублей, пени, начисленных на указанную недоимку, в размере 0,05 рублей, недоимки по транспортному налогу в размере 13 200 рублей, пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу, в размере 88 рублей, со сроком уплаты 24 апреля 2017 г.
В установленный срок требования не исполнены.
По указанным доводам просят суд взыскать с Ветровой Е.В. в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженность в общей сумме 13 136,70 рублей, из которых: недоимка по уплате налога на имущество за 2014-2015 годы в размере 13,12 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество за период с 13 октября 2015 г. по 19 октября 2015 г. в размере 0,05 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество за период со 02 декабря 2016 г. по 21 декабря 2016 г. в размере 0,05 рублей, недоимка по уплате транспортного налога за 2015 год в размере 13 035,52 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период со 02 декабря 2016 г. по 21 декабря 2016 г. в размере 87,96 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Квартина Е.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик Ветрова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, ходатайств не заявляла, возражений не представила.
Принимая во внимание надлежащее извещение не явившегося административного ответчика о месте и времени судебного заседания, суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками, плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 1 Закона Орловской области от 26 ноября 2002 г. № 289-ОЗ «О транспортном налоге», настоящим Законом Орловской области в соответствии с главой 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается и вводится в действие на территории Орловской области транспортный налог, определяются ставки налога, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями, а также предусматриваются налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно статье 2 названного Закона, налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя и категории (вида) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу транспортного средства.
Налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно до 01 января 2015 г. составляла 26 рублей, с 01 января 2015 г. – 35 рублей, для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 40 рублей.
Пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Абзац 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2015 г.) предусматривал, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в абзац 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Расположенная в пределах муниципального образования квартира признается объектом налогообложения на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27 ноября 2014 г. № 57/1041-ГС «Об установлении налога на имущество физических лиц», действовавшим в спорный период, на территории города Орла с 1 января 2015 года ставки налога на имущество физических лиц установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) и при суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения до 300000 рублей (включительно) составляла 0,1 процента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается для физических лиц равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что с 25 сентября 2013 г. по 10 июня 2017 г. Ветрова Е.В. являлась собственником легкового автомобиля Citroen С4, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 120 л.с., с 28 декабря 2013 г. по 01 июня 2019 г. – легкового автомобиля Citroen С4, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 120 л.с. С 28 декабря 2013 г. по настоящее время Ветрова Е.В. является собственником грузового автомобиля ГАЗ 172412, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 120 л.с. Данные факты подтверждаются сообщением УМВД России по Орловской области от 19 июня 2019 г. № 71/3074 и сведениями, представленными административным истцом.
Кроме того, с 05 декабря 2007 г. Ветрова Е.В. является собственником 8/105 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, площадью 105,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 июня 2019 г.
Налоговым органом налогоплательщику Ветровой Е.В. с учетом данных о мощности двигателей транспортных средств начислен транспортный налог за 2014 год в общей сумме 11 040 рублей и за 2015 год в общей сумме 13 200 рублей, с учетом данных об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости был исчислен налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 6,41 рублей и за 2015 год в сумме 7 рублей.
Направленные административным истцом в адрес Ветровой Е.В. налоговое уведомление № 964912 от 02 апреля 2015 г. об обязанности уплаты начисленной суммы налогов в срок до 01 октября 2015 г. и налоговое уведомление № 103435094 от 25 августа 2016 г. об обязанности уплаты начисленной суммы налогов в срок до 01 декабря 2016 г. Ветровой Е.В. исполнены не были, в связи с чем, было произведено начисление пеней.
В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, налоговым органом в адрес Ветровой Е.В. было направлено требование № 67658 об уплате налогов и пени по состоянию на 19 октября 2015 г., в котором ей было предложено в срок до 25 января 2016 г. оплатить имеющуюся недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени за несвоевременную уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Также налоговым органом в адрес Ветровой Е.В. было направлено требование № 33215 об уплате налогов и пени по состоянию на 22 декабря 2016 г., в котором ей было предложено в срок до 24 января 2017 г. оплатить имеющуюся недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Однако, данные требования Ветровой Е.В. в установленный срок не исполнены.
Таким образом, на момент предъявления ИФНС России по г. Орлу административного иска за административным ответчиком Ветровой Е.В. числилась задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 13 035,52 рублей, по уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период со 02 декабря 2016 г. по 21 декабря 2016 г. в размере 87,96 рублей, а также задолженность по налогу на имущество за 2014-2015 годы в размере 13,12 рублей, по уплате пени за несвоевременную уплату налога на имущество за период с 13 октября 2015 г. по 19 октября 2015 г. в размере 0,05 рублей и за период со 02 декабря 2016 г. по 21 декабря 2016 г. в размере 0,05 рублей.
Доказательств, подтверждающих уплату имеющейся задолженности, или иного расчета задолженности, административным ответчиком суду не представлено.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений и требований, правильность исчисления размера налогов и пени, сроки на обращение в суд, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени.
При изложенных обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Согласно абзацу 9 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом удовлетворения исковых требований, с административного ответчика Ветровой Е.В. подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования г. Орел государственная пошлина в размере 525,47 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Ветровой Екатерине Викторовне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени за несвоевременную уплату налогов удовлетворить.
Взыскать с Ветровой Екатерины Викторовны, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу задолженность в сумме 13136 рублей 70 копеек, из которых: недоимка по уплате налога на имущество физических лиц за 2014-2015 год в размере 13 рублей 12 копеек; пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 13 октября 2015 г. по 19 октября 2015 г. в размере 0 рублей 5 копеек; пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период со 02 декабря 2016 г. по 21 декабря 2016 г. в размере 0 рублей 5 копеек; недоимка по уплате транспортного налога за 2015 год в размере 13035 рублей 52 копейки; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период со 02 декабря 2016 г. по 21 декабря 2016 г. в размере 87 рублей 96 копеек.
Взыскать с Ветровой Екатерины Викторовны в доход бюджета муниципального образования г.Орел государственную пошлину в размере 525 рублей 47 копеек.
Мотивированный текст решения изготовлен 08 июля 2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Северный районный суд г.Орла в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Шуклина