Решение по делу № 2-614/2015 от 16.10.2015

Дело № 2-614 / 2015

Решение

Именем Российской Федерации

21 декабря 2015 г.                                с. Сюмси

    Сюмсинский районный суд УР

    в составе председательствующего судьи Микрюкова О.В.,

    при секретаре ФИО7,

    с участием ФИО8 – представителя ФИО4, истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

    ФИО3 – представителя администрации муниципального образования «Сюмсинский район», ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску, по доверенности от 29 января 2015 г. №Д-5,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» о выплате денежных средств на сумму 1194336 рублей за ФИО1 по договору купли-продажи квартиры по адресу: г. Ижевск, <адрес> от 10 сентября 2015 г. и по свидетельству от 17 августа 2015 г.

и по встречному иску Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» к ФИО4 о признании недействительной регистрации договора купли-продажи квартиры от 10 сентября 2015 г. и права собственности ФИО1 на квартиру по адресу: г. Ижевск, <адрес>,

установил:

ФИО4 обратился в суд с вышеуказанным иском заявлением, мотивируя тем, что по договору купли-продажи от 10 сентября 2015 г. он продал ФИО1 квартиру по адресу: г. Ижевск, <адрес> за 1397 000 рублей. 202664 рубля выплачены в день подписания договора. Остальная сумма в 1194 336 рублей должна была быть выплачена в течение 10 дней после представления договора в Администрацию муниципального образования «Сюмсинский район» (далее Администрацию района) за счёт средств федерального бюджета по свидетельству от 17 августа 2015 г. , выданному ФИО1 как вдове ветерана Великой Отечественной войны (далее ВОВ). 18 сентября 2015 г. договор был сдан в Управление Росреестра по УР для государственной регистрации перехода права собственности. 20 сентября 2015 г. ФИО1 умерла. 22 сентября 2015 г. за ФИО1 было зарегистрировано право собственности на указанную квартиру. Администрацией района было отказано в выплате по свидетельству от 17 августа 2015 г. , поскольку на момент регистрации права собственности ФИО1 умерла. Все необходимые документы Администрации района предоставлены. Оснований для отказа в выплате нет. Правовое обоснование иска – ст.ст. 10, 12 ГК РФ, ст.ст.14, ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», ст.1 Закона УР №29-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», п.3 Положения о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальный районов и городских округов, образованных на территории УР, отдельным категориям граждан, нуждающимся у улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утв. постановлением Правительства УР от 25 октября 2010 г. №320.

В судебном заседании полномочный представитель истца требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что воля покупателя ФИО1 на покупку квартиры была изъявлена. Договор купли-продажи оформлен надлежащим образом. Порока воли и порока формы при заключении сделки нет. По аналогии закона при приватизации жилых помещений в случае смерти лица, подавшего заявление о приватизации, жилое помещение подлежит приватизации, право собственности переходит к новому собственнику. Вины ФИО1 в том, что свидетельство было ей выдано только накануне её смерти, нет.

В судебном заседании полномочный представитель ответчика исковые требования не признал. Считает, что отказ в выплате основан на законе, в связи со смертью ФИО1

Администрация района обратилась в суд со встречным иском к ФИО4 о признании недействительной регистрации договора купли-продажи квартиры от 10 сентября 2015 г. и права собственности ФИО1 на указанную квартиру, мотивируя тем, что государственная регистрация перехода права собственности на квартиру произошла после её смерти. Правоспособность ФИО1 была прекращена. Договор купли-продажи следует считать не заключённым. Денежная выплата не направлена на улучшение жилищных условий ФИО1 как вдовы ветерана. Правовое обоснование иска – ст.ст. 8.1, 12, 17, 558 ГК РФ, п.32 Положения о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальный районов и городских округов, образованных на территории УР, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утв. постановлением Правительства УР от 25 октября 2010 г. №320.

В судебном заседании представитель Администрации района исковые требования поддержал по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении.

    Представитель ФИО4 требования не признал, считает, что требования необоснованны, удовлетворению подлежит первоначальный иск по вышеизложенным основаниям.

В представленных письменных возражениях на иск представитель ФИО4 со ссылками на нормы п.1 ст.432, п.2 ст.558, п.2 ст.420, ст.166, п.2 ст.218 ГК РФ полагает, что встречное заявление не может быть удовлетворено в связи с тем, что регистрация договоров не производится. Производится регистрация перехода права собственности. Договор сторонами подписан, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Право собственности ФИО1 возникло на основании сделки, которая не признана недействительной. Права Администрации района договором купли-продажи не нарушены.

Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР (далее Минстрой УР), привлечённого в дело в качестве третьего лица судебным определением от 23 ноября 2015 г., в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ч.4 ст.1, ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

    В представленном отзыве на иск Минстрой УР полагает, что требования ФИО4 не могут быть удовлетворены, а требования Администрации района подлежат удовлетворению, так как правоспособность ФИО1 прекращена в связи с её смертью. Её воля, отражённая в договоре, является основанием для проведения регистрационных действий, но не является основанием для перехода права собственности. Переход права собственности состоялся незаконно. Правовое обоснование мнения – п.п.3, 4 ст.1, ст.ст. 17, 18. 223, п.1 ст.551 Гражданского кодекса РФ, Указ Президента РФ от 07 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», пп.«д» п.1 ст.1, ст.6 Закона УР №29-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», п.3 Положения о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальный районов и городских округов, образованных на территории УР, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утв. постановлением Правительства УР от 25 октября 2010 г. №320.

Из объяснений сторон, исследованных материалов дела установлено следующее.

На основании пп.3 п.1 ст.15, пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» ФИО1 как вдова ветерана ВОВ включена в Список граждан на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета в муниципальном образовании «Сюмсинский район» в размере 1194336 рублей, о чём Администрацией района ей выдано свидетельство от 17 августа 2015 г. сроком действия до 17 мая 2016 г. (<данные изъяты>).

Указанное свидетельство выдано Администрацией района на основании п.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», ст.2, п.п. 3 и 4 ст.4 Закона УР от 24 июня 2010 г. №29-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Положения о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утв. постановлением Правительства УР от 25 октября 2010 г. №320.

По договору купли-продажи от 10 сентября 2015 г. ФИО1 купила у истца ФИО4 квартиру по адресу: г. Ижевск, <адрес> за 1397 000 рублей (<данные изъяты>). Согласно п.4 договора 202664 рубля выплачены в день подписания договора, что признаётся истцом и подтверждается распиской <данные изъяты> Остальная сумма в 1194 336 рублей должна была быть выплачена в течение 10 дней после представления договора в Администрацию района за счёт средств федерального бюджета по вышеуказанному свидетельству. Интересы ФИО1 по доверенности представлял ФИО5

18 сентября 2015 г. договор был сдан в Управление Росреестра по УР для государственной регистрации перехода права собственности. 22 сентября 2015 г. за ФИО1 было зарегистрировано право собственности на указанную квартиру <данные изъяты>

20 сентября 2015 г. ФИО1 умерла (свидетельство о смерти <данные изъяты>).

Письмом от 25 сентября 2015 г. Администрация района уведомила ФИО5 об отказе в выплате, поскольку на момент регистрации права собственности на квартиру ФИО1 умерла <данные изъяты>).

В соответствии со ст.153 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Вышеуказанный договор купли-продажи является двухсторонней сделкой (п.1 ст.154 ГК РФ). Каких-либо оснований для признания этого договора недействительным как недействительной сделки (параграф 2 главы 9 ГК РФ) не усматривается. Иное Администрацией района не доказано.

Договор купли-продажи бы заключён при жизни ФИО1 На момент заключения договора её правоспособность (ст.17 ГК РФ) не была прекращена. Заключив указанный договор, предоставив необходимый пакет документов для государственной регистрации перехода права собственности, ФИО1 выполнила все необходимые и зависящие от неё условия для покупки квартиры, выразила волю на покупку квартиры. Регистрация перехода права собственности после её смерти не означает недействительность самого договора. Прекращение правоспособности ФИО1 произошло после заключения договора и после подачи заявления о регистрации перехода права собственности. Обязанность по оплате купленной квартиры не прекращена.

Норма п.2 ст.558 ГК РФ о том, что договор купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, не применима к данным отношениям.

Суд полагает, что к данным отношениям по аналогии применимо толкование в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которому в случае смерти лица, подавшего заявление на приватизацию жилого помещения, до государственной регистрации права собственности, такое жилое помещение включается в наследственную массу, поскольку гражданин по независящим от него причинам был лишён возможности соблюсти все правила оформления документов.

Поэтому отказ Администрации района в выплате не основан на законе. Встречное исковое заявление по этим же основаниям не обоснованно и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО4 удовлетворить.

    Обязать Администрацию муниципального образования «Сюмсинский район» произвести ФИО4 выплату денежных средств на сумму 1194336 рублей за ФИО1 по договору купли-продажи квартиры по адресу: г. Ижевск, <адрес> от 10 сентября 2015 г. и по свидетельству о предоставлении за счёт средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения от 17 августа 2015 г. .

    Встречный иск администрации Сюмсинский район» к ФИО4 о признании недействительной регистрации договора купли-продажи квартиры от 10 сентября 2015 г. и права собственности ФИО1 на квартиру по адресу: г. Ижевск, <адрес> оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Сюмсинский районный суд УР.

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2015 г.

Председательствующий судья Микрюков О.В.

Копия верна        _________________ судья Микрюков О.В.

_________________ секретарь ФИО7

2-614/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петров Петр Николаевич
Петров П. Н.
Ответчики
Администрация МО "Сюмсинский район"
Другие
Тутов Игорь Александрович
Суд
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Микрюков Олег Валентинович
Дело на сайте суда
sumsinsky.udm.sudrf.ru
16.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2015Передача материалов судье
21.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.11.2015Предварительное судебное заседание
23.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2015Судебное заседание
28.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2016Дело оформлено
21.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее