дело № 2а-1280/2021
26RS0002-01-2021-000470-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.;
при секретаре судебного заседания Нестеренко Е.А.;
рассмотрев в предварительном судебном заседании, в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя к Кравченко Сергею Николаевичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя обратилась в суд с административным исковым заявлением, к Кравченко С.Н. о взыскании задолженности по налогам.
В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя состоит в качестве налогоплательщика Кравченко С.Н.
Согласно сведениям, поступившим из РЭО ГИБДД в порядке статьи 362 Налогового кодекса, должник имеет в собственности транспортные средства автомобили легковые, государственный регистрационный знак <номер обезличен>, год выпуска 1998, дата регистрации права 24.05.2013.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя произведено начисление по транспортному налогу за 2016 г. на сумму 990 рублей.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса РФ, статьей 388 Налогового кодекса РФ, должник является плательщиком земельного налога.
Согласно сведениям, направляемым земельным комитетом и Росимуществом, должник является собственником земельного участка, по адресу: г. Ставрополь, ул. Жуковского, <номер обезличен>, дата регистрации права 17.02.2015.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя произведено начисление по земельному налогу за 2016 г. на сумму 3382 рублей.
Также Кравченко С.Н. является собственником имущества - жилого дома, по адресу: г. Ставрополь, ул. Жуковского, <номер обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>, площадью 111,20, дата регистрации права 17.02.2015.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя произведено начисление по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. на сумму 3077 рублей.
В соответствии с п.4 ст.52 Налогового кодекса РФ уведомление(я) направлено по почте заказной корреспонденцией, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
Налоговым органом в отношении Кравченко С.Н. выставлены требование(я) от 22.12.2016 № 18127,от 13.03.2018 № 20582,от 08.12.2017 № 20000 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки Кравченко С.Н. налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени.
Просит суд также учесть, что почтовые отправления почтовыми отделениями связи отправляются несвоевременно (так присутствует массовый поток почтовых отправлений налоговым органом), что также влечет и потери писем, то есть необходимо повторно направлять заявления о вынесении судебного приказа должнику, и некорректное введение ФИО получателя. Также инспекция, в связи с получением от учреждений почтовой связи отправлений, не доставленных налогоплательщику проводила работу по выяснению обстоятельств причины возврата корреспонденции (в связи с изменением места жительства; смертью налогоплательщика; информации свидетельствующей о наличии расхождений с базой данных налогового органа, влияющих на исчисление налогов налогоплательщику), вину инспекции необходимо исключить.
Просит суд восстановить пропущенные сроки и взыскать с Кравченко С.Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3077 рублей, пени в размере 80,36 рублей; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3382 рубля, пени в размере 88,33 рублей, по транспортному налогу в размере 990 рублей, пени в размере 81,84 рублей.
Представитель административного истца ИФНС по Ленинскому району города Ставрополя, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.
Административный ответчик Кравченко С.Н., участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени проведения судебного заседания извещался по адресу, указанному в административном иске и учетных данных налогоплательщика, то есть в строгом соответствии с требованиями ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В материалах дела имеется конверт, возращенный в суд с отметкой почты «за истечением срока хранения» (ответчику направлялись уведомления с почты о получении заказного письма). Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, и ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Также информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края.
Учитывая, что административный ответчик, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, его явка в судебное заседание не признана судом обязательной, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что гражданин Кравченко С.Н. состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району города Ставрополя.
Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п. п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как следует из пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. При этом статья 403 Налогового кодекса РФ содержит порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом пунктом 4 статьи 391 Кодекса определено, что, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи Кодекса, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце 1 настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце 2 настоящего пункта.
На основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, ежегодно по состоянию на 1 января налоговая инспекция производит начисление налога. Статьей 1 Закона Ставропольского края от 27.11.2002 № 52-КЗ устанавливаются налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства.
Налогоплательщиками налога в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Согласно сведениям, поступившим из РЭО ГИБДД в порядке статьи 362 Налогового кодекса, административный ответчик Кравченко С.Н. имеет в собственности транспортные средства, а именно:
- автомобиль марки «RENAULT 19», регистрационный знак <номер обезличен>, год выпуска 1998.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя произведено начисление по транспортному налогу за 2016 г. на сумму 990 рублей.
Также согласно сведениям, направляемым земельным комитетом и Росимуществом, административный ответчик Кравченко С.Н. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Жуковского, <номер обезличен>, площадью 714, дата регистрации права 17.02.2015.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя произведено начисление по земельному налогу за 2016 г. на сумму 3382 рублей.
Кроме того, административный ответчик Кравченко С.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Жуковского, <номер обезличен> кадастровый номер <номер обезличен>, площадью 111,20, дата регистрации права 17.02.2015.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя произведено начисление по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. на сумму 3077 рублей.
В связи с тем, что Кравченко С.Н. налог уплачен несвоевременно, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени.
Пунктом 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
На момент подачи заявления обязанность налогоплательщика по уплате налога в соответствии с п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ не прекращена.
В соответствии с п.1 ч. 45 налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации РФ административному ответчику направлено уведомление от 27.08.2016, по почте заказной корреспонденцией, что подтверждается реестрами почтовой корреспонденции.
Налоговым органом в отношении Кравченко С.Н. выставлены требования от 22.12.2016 № 18127,от 13.03.2018 № 20582,от 08.12.2017 № 20000, об уплате налога.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Однако требование административного истца не выполнено, задолженность административным ответчиком до настоящего времени не погашена.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п.1 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 123.5 КАС РФ судебный приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 289 КАС РФ суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций поверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Налоговым органом в отношении Кравченко С.Н. выставлены требования об уплате налога от 13.03.2018 № 20582, по сроку уплаты до 14.05.2018 года, от 08.12.2017 № 20000, по сроку уплаты до 31.08.2017 года, от 22.12.2016 № 18127, по сроку уплаты до 22.02.2017 года.
Таким образом, сроки обращения в суд по вышеуказанным требованиям истекли.
При этом, доказательств, что налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, суду не предоставлено, как и не представлено сведений о дате отмены судебного приказа.
С настоящим административным иском истец обратился в Ленинский районный суд города Ставрополя 14.01.2021 года, и полагает, что пропуск срока обращения в суд обусловлен уважительными причинами, в связи с чем просит суд восстановить его.
При рассмотрении вопроса о восстановлении срока обращения в суд просит учесть, что требования об уплате налога должнику направлено в предусмотренные законом сроки. Однако, почтовые отправления почтовыми отделениями отправляются несвоевременно (так как присутствует массовый поток почтовых отправлений налоговым органом), что, также, влечет и потерю писем. Инспекция проводила работу по выяснению обстоятельств и причин массового возврата почтовой корреспонденции и установила отсутствие своей вины, так как почтовые отправления возвращаются в связи с изменением места жительства, смерти налогоплательщика, наличия информации, свидетельствующей о расхождении с базой данных налогового органа, влияющих на исчисление налогов.
При этом, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд налоговым органом суду не представлено.
При указанных обстоятельствах причины пропуска срока обращения в суд не могут быть признаны судом уважительными.
Таким образом, ввиду отсутствия доказательств соблюдения административным истцом порядка и сроков взыскания налога, а также отсутствия правовых оснований для восстановления пропущенного срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя к Кравченко Сергею Николаевичу о восстановлении пропущенного срока и взыскании задолженности по налогам на имущество физических лиц, в размере 3077 рублей, пени в размере 80,36 рублей; по земельному налогу с физических лиц, в размере 3382 рубля, пени в размере 88,33 рублей, по транспортному налогу в размере 990 рублей, пени в размере 81,84 рублей, – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09 марта 2021 года.
Судья О.В. Савина