Решение по делу № 2-855/2024 (2-8472/2023;) от 21.06.2023

Дело

78RS0-07

                                                  РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2024 года                                                    Санкт-Петербург

Невский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи        Игнатьевой А.А.

при секретаре                        Бондиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Санкт-Петербурга к СПб ГБУЗ "Г. А. больница", Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> Санкт-Петербурга в порядке реализации полномочий, предоставленных ему ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к СПб ГБУЗ "Г. А. больница", Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне. Просит обязать СПб ГБУЗ "Г. А. больница" (ИНН 7811018700, ОГРН 1027806078255, юридический адрес: Санкт-Петербург, <адрес>) в срок 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне при эксплуатации ЗС ГО общей площадью 516 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. Ж, пом. 2Н и совершить следующие действия:

- выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- обеспечить содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов, защитных устройств помещении ЗС ГО для укрываемых;

- обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению;

- обеспечить сохранность герметичности ЗС ГО;

- создать звено по обслуживанию ЗС ГО из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых.

Обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга (ИНН 7808043833, ОГРН 1037843003285, юридический адрес: Санкт-Петербург, <адрес>) в срок 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать реализацию проектно-сметной документации на капитальный ремонт ЗС ГО в установленном порядке.

Взыскать с СПб ГБУЗ "Г. А. больница", Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6 000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> Санкт-Петербурга с сотрудниками Отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> управления по <адрес> Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу в марте 2023 года проведена проверка исполнения СПб ГБУЗ "Г. А. больница" требований законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны общей площадью 516 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. Ж, пом. 2Н.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории СПб ГБУЗ "Г. А. больница" по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. Ж, пом. 2Н расположено ЗС ГО инв. общей площадью 516 кв.м., которое находится у организации в оперативном управлении. По результатам проверки выявлены нарушения СПб ГБУЗ "Г. А. больница" требований законодательства о гражданской обороне при эксплуатации данного ЗС ГО.

<адрес> Санкт-Петербурга в лице помощника прокурора <адрес> Санкт-Петербурга Якимович К.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика СПб ГБУЗ "Г. А. больница" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, документов, подтверждающих уважительность причин не явки, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил.

Представитель Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, документов, подтверждающих уважительность причин не явки, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков и третьих лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1,2 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон №28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

В силу ч. 1, 2 ст. 4 Закона №28-ФЗ организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно пункта 1 ст. 9 Закона №28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В силу п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положением ) одними из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее – Порядок ) к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила ), требования которых должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО – убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. (п. 1.2 Правил).

В соответствии с п. 1.7 Правил готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил установлено, что содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО.

На основании приложения к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из материалов дела, что прокуратурой <адрес> Санкт-Петербурга с сотрудниками Отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> управления по <адрес> Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу в марте 2023 года проведена проверка исполнения СПб ГБУЗ "Г. А. больница" требований законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны общей площадью 516 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. Ж, пом. 2Н.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории СПб ГБУЗ "Г. А. больница" по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. Ж, пом. 2Н расположено ЗС ГО инв. общей площадью 516 кв.м., которое находится у организации в оперативном управлении. По результатам проверки выявлены нарушения СПб ГБУЗ "Г. А. больница" требований законодательства о гражданской обороне при эксплуатации данного ЗС ГО.

При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (п. 1 ст. 9 Закона №28-ФЗ, п. 13 Порядка , п. 2–15 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»); не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов, защитных устройств и помещений ЗС ГО для укрываемых; не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению; не обеспечена сохранность гидроизоляции и герметичности ЗС ГО; не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО.

Таким образом, СПб ГБУЗ "Г. А. больница" не соблюдены необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, выразившиеся в непринятии мер по поддержанию в постоянной готовности ЗС ГО, а также его сохранности, что может привести к нанесению ущерба Российской Федерации.

Непринятие мер по исполнению законодательства о гражданской обороне создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О Комитете по здравоохранению» утверждено Положение о Комитете по здравоохранению (далее – Положение).

Согласно п. 1.3 Положения Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является органом, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя, находящихся в его ведении государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, созданных на базе имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 7.2 Положения финансирование Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

СПб ГБУЗ "Г. А. больница" включено в Перечень государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.

На основании п. 2 Постановления Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» нежилые помещения общей площадью 2449,1 кв.м. с кадастровым , расположенные по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. Ж, пом. 2Н, 3Н, 4Н, 5Н, 6Н, 7Н (далее – Объект недвижимости) закреплены на праве оперативного управления за СПб ГБУЗ "Г. А. больница". Объект недвижимости внесен в Реестр собственности Санкт-Петербурга с В0016Н0002.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 1.1, 1.2 гл. 1 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга.

Поскольку СПб ГБУЗ "Г. А. больница" в оперативное управление передан Объект недвижимости, в том числе ЗС ГО, оно должно владеть и использовать данный объект ЗС ГО по назначению в соответствии с вводимыми режимами: повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 4 Закона №28-ФЗ организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В силу п. 11 Конвенции противодействия терроризму, утвержденной Президентом РФ от ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.

Доводы ответчика СПб ГБУЗ "Г. А. больница", о том, что они являются бюджетным учреждением здравоохранения, их учредителем, представляющим финансовое обеспечение Учреждению, является Комитет по здравоохранению, а также, что на протяжении с 2013 года Учреждение постоянно обращается в Комитет по здравоохранению с просьбой предоставить финансирование на устранение нарушений в области законодательства о гражданской обороне, однако за этот период Комитет по здравоохранению выделил только денежные средства для разработки проекта, который разработан и утвержден, что подтверждается заключением экспертизы, самостоятельно учреждение не имеет возможности устранить нарушения, поскольку необходимо затратить денежные средства, которых в настоящее время без соответствующего финансирования не имеется, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований.

Учитывая, что в нарушение вышеназванного законодательства СПб ГБУЗ "Г. А. больница" не соблюдены необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, выразившиеся в непринятии мер по поддержанию в постоянной готовности ЗС ГО, а также его сохранности, что может привести к нанесению ущерба Российской Федерации.

Исковые требования прокурора направлены на выполнение самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации исполнительным органом государственной власти субъекта государственной функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской организации как главного распорядителя средств областного бюджета.

        В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

        Одной из задач рассмотрения дела в суде является принятие исполнимого судебного акта.

        Суд считает, что 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу является разумным сроком.

        Руководствуясь ст. 103 ГПК РФ суд также полагает возможным взыскать с Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в доход бюджета Санкт-Петербурга госпошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 6 000 рублей.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

        Исковые требования прокурора <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к СПб ГБУЗ "Г. А. больница", Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне – удовлетворить.

Обязать СПб ГБУЗ "Г. А. больница" (ИНН 7811018700, ОГРН 1027806078255, юридический адрес: Санкт-Петербург, <адрес>) в срок 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне при эксплуатации ЗС ГО общей площадью 516 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. Ж, пом. 2Н и совершить следующие действия:

- выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- обеспечить содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов, защитных устройств помещении ЗС ГО для укрываемых;

- обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению;

- обеспечить сохранность герметичности ЗС ГО;

- создать звено по обслуживанию ЗС ГО из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых.

Обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга (ИНН 7808043833, ОГРН 1037843003285, юридический адрес: Санкт-Петербург, <адрес>) в срок 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать реализацию проектно-сметной документации на капитальный ремонт ЗС ГО в установленном порядке.

           Взыскать Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

        Решение суда может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Г. суд путём подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

        Судья                                                                                    А.А. Игнатьева

                                Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-855/2024 (2-8472/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Невского района Санкт-Петербурга
Ответчики
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга
СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница"
Другие
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Управление по Невскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Суд
Невский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
nvs.spb.sudrf.ru
21.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.10.2023Предварительное судебное заседание
20.11.2023Предварительное судебное заседание
22.01.2024Предварительное судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2024Дело оформлено
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее