Дело № 2-548/2016 |
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль «19» октября 2016 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Потаповой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева А.Н. к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны РФ о признании права собственности на квартиру,
установил:
Григорьев А.Н. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны РФ (с учетом уточнения состава ответчиков в ходе судебного разбирательства). Просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: <адрес> (далее по тексту – Квартира №).
В заявлении указал, что Квартира № предоставлена истцу ОРГАНИЗАЦИЯ 1 на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная квартира не имела статуса служебного жилого помещения. Военный городок, в котором находится Квартира №, в настоящее время не является закрытым, все жилые помещения подлежат передаче в муниципальную собственность. Квартира № может быть приватизирована. Право на приватизацию во внесудебном порядке истец реализовать не может, так как действующим законодательством не предусмотрен порядок передачи жилья Министерства обороны в собственность граждан в порядке приватизации. Ранее истец право на приватизацию не использовал и приватизированного жилья не имеет.
В судебном заседании представитель Григорьева А.Н. по доверенности – Артемьев А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным основаниям.
В судебное заседание не явились: истец; все ответчики; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля, Департамент строительства Ярославской области, Управление Росреестра по Ярославской области, Григорьев А.А., Контанистова Т.Н., ТУФАУГИ в ЯО, Управление Росреестра по ЯО. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.
ФГКУ «Центральное ТУИО» представило отзыв (л.д. 90-92), в котором просило в удовлетворении исковых требований отказать. Указало, что согласно ст. 6 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда»), передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан данный жилищный фонд. В соответствии с пп. 3, 4 ст. 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, в соответствии с настоящим Кодексом. Исходя из положений п. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1053 от 29 декабря 2008 г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в п. 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан, в порядке приватизации. Более того, данный перечень не предусматривает полномочий Министерства обороны Российской Федерации по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц. Граждане, в условиях рыночной экономики, обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допустимые законом способы.
Григорьев А.А., Контанистова Т.Н. ранее просили рассмотреть дело в их отсутствие, указали, что против удовлетворения исковых требований не возражают (л.д. 69, 67).
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения…
Статья 11 Закона предусматривает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение бесплатно в собственность Квартиры № в порядке приватизации по следующим основаниям:
1. У истца возникло право пользования Квартирой №. В указанной квартире согласно выписке из домовой книги (л.д.19), зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства: Григорьев А.Н. (<данные изъяты>), Контанистова Т.Н. (<данные изъяты>), ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (<данные изъяты>). Квартира № предоставлена истцу и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОРГАНИЗАЦИЯ 1 (правопреемником которой в настоящее время является ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны РФ). Таким образом, проживание истца в Квартире № носит законный характер. Каких-либо требований об освобождении жилого помещения, как занятого незаконно, истцу не предъявлялось, факт законности регистрации по месту жительства не оспорен.
2. В настоящее время Квартира № не находится в закрытом военном городке и не входит в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России».
3. Квартира № служебной не является. Действовавший на момент вселения истца в спорную квартиру Жилищный кодекс РСФСР предусматривал, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР); с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (ст. 106 ЖК РСФСР); гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение, форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (ст. 105 ЖК РСФСР).
Согласно п. 41 а) Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями … Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Ордер № от ДД.ММ.ГГГГ не является служебным.
Согласно ответа ОРГАНИЗАЦИЯ 2 (л.д. 87) сведениями о присвоении Квартире № статуса «служебной» ОРГАНИЗАЦИЯ 2 не располагает.
Таким образом, в нарушение перечисленных выше требований, на момент предоставления Квартиры № отсутствовало решение уполномоченного органа о включении Квартиры № в число служебных, об отнесении ее к специализированному жилому фонду. Договор найма служебного жилого помещения не заключался, период проживания не оговаривался, служебный ордер не выдавался (иное не доказано). Таким образом, на момент заселения Квартира № была предоставлена на условиях социального найма.
4) Из материалов дела следует, что Квартира № не учтена в реестре муниципальной собственности Карабихского сельского поселения ЯМР (л.д. 86), в реестре муниципального имущества Ярославского муниципального района Ярославской области (л.д. 87), в реестре собственности Ярославской области (л.д.81), в реестре федерального имущества (л.д. 95). Права на указанную квартиру не зарегистрированы в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 16). В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации (в том числе жилые помещения), других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из материалов дела усматривается, что Арбитражным судом Ярославской области по делу № вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-30), которым Министерство обороны Российской Федерации (<данные изъяты>) обязано совершить действия и принять решение, предусмотренные Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении объектов военного недвижимого имущества: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; имущества, расположенного по адресу: <адрес> (дома №).
При вынесении указанного решения Арбитражным судом Ярославской области установлено, что на основании части 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ по заявлению главы поселения или главы городского округа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления должно было быть принято решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 этого Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства. Глава Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области обращался в Минобороны России 01.08.2013 г., 26.07.2013 года обращался в Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, однако решение по данному вопросу на 24.09.2013 года принято не было. Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что на момент рассмотрения дела в установленный 2-х месячный срок решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества либо об отказе в передаче имущества в муниципальную собственность принято не было. Таким образом, со стороны Министерства обороны Российской Федерации имело место незаконное бездействие, выразившееся в не совершении действий и непринятии решения, предусмотренного Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ, по обращению органа местного самоуправления. Указанное решение суда вступило в законную силу.
Приказом заместителя министра обороны РФ №595 от 30.08.2016 года (л.д. 143) определено передать в собственность Карабихского сельского поселения ЯМР имущество, указанное в приложении к приказу. В приложении к приказу указана также спорная Квартира №. Пунктом 5 приказа установлено, что право собственности Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО на имущество, указанное в приложении к приказу, возникает с момента утверждения передаточного акта.
Акт приема-передачи Квартиры № не представлен, в связи с чем Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР ответчиком не является. В то же время, суд учитывает, что при передаче жилья в муниципальную собственность статус служебного жилья в любом случае утрачивается, и соответствующее жилое помещение может быть приватизировано (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года", Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года"). В случае, если бы передача Квартиры № в муниципальную собственность состоялась, истец мог бы реализовать свое право на приватизацию и во внесудебном порядке (Администрация Карабихского сельского поселения возражений по иску не представила).
5) Истец является гражданином РФ, в приватизации ранее не участвовал, что подтверждается в совокупности справкой ОРГАНИЗАЦИЯ 3 (л.д. 18), справкой ОРГАНИЗАЦИЯ 4 (л.д. 73), сведениями о регистрации истца по месту жительства (л.д. 72,19). В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Григорьев А.А., Контанистова Т.Н. подтвердили (л.д. 67), что добровольно отказываются от участия в приватизации Квартиры №, против удовлетворения иска не возражают.
С учетом изложенного, суд не усматривает обстоятельств, исключающих возможность приобретения истцом в собственность Квартиры № в порядке приватизации. Иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Григорьевым А.Н. в порядке приватизации право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.