РЕШЕНИЕ
07 июня 2021 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.
при секретаре судебного заседания Корековой Д.С.,
с участием заявителя Пономарева Е.В.,
защитников Марьюсика С.В. и Спиридонова С.Ю. по устному ходатайству,
рассмотрев жалобу Пономарева Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата (изготовлено) № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора филиала ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» - Пермского предприятия магистральных электрических сетей (далее - филиал) Пономарева Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата (резолютивная часть постановления оглашена Дата) № Пономарев Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Пономарев Е.В. подал жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указывает, что основным видом деятельности ООО ЧОП «Ижевская служба безопасности» является оказание услуг по физической охране с использованием оружия. На момент заключения договора у данного общества имелось 25 единиц служебного, огнестрельного нарезного оружия, подтверждением данного обстоятельства является разрешение на хранение оружия и патронов к нему от Дата № с приложением. Таким образом, выводы мирового судьи о том, что на момент истечения срока исполнения предписания Дата на всех 11 категорированных подстанциях служебное оружие у охраны отсутствовало, не соответствует фактическим обстоятельствам. Дата для обеспечения охраны Объектов в Дата между Пермским ПМЭС и ООО ЧОП «Ижевская служба безопасности» заключен договор № «На оказание услуг физической охраны объектов филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС в Удмуртской Республике подразделениями охраны, имеющими в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства». Таким образом, Объекты ПАО «ФСК ЕЭС» в Дата включая период проведения проверки с Дата по Дата, были обеспечены охраной, имеющей в своем распоряжении гражданское оружие, служебное оружие и специальные средства. Также не согласен с выводами о том, что у лица, привлекаемого к административной ответственности, существовала реальная возможность для исполнения предписания в установленный срок до Дата. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) период времени с 30.03.2020 по 30.04.2020 объявлен нерабочими днями. Таким образом, организация, обеспечивающая охрану объектов ПАО «ФСК ЕЭС», не могла приобрести оружие до частичного снятия ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVTD-19), соответственно и не имела возможности для исполнения предписания в установленный срок.
В судебном заседании Пономарев Е.В. на доводах жалобы настаивал, указал, что в Дата Росгвардией выдано предписание, в целях выполнения которого заключен новый договор с ООО ЧОП «Ижевская служба безопасности» с условием, что охранник будет вооружен. До этого Росвардия не требовала нахождение на посту охранников с оружием.
Защитник Марьюсик С.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, пояснил, что предписание обжалуется в Арбитражном суде Кировской области, еще не рассмотрено.
Защитник Спиридонов С.Ю. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, пояснил, что ответом из Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы от Дата № подтверждается ошибка в лингвистическом трактовании обязанности использовать сотрудниками охраны гражданского ИЛИ служебного оружия или специальных средств.
Старший инспектор отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Удмуртской Республике Регулян А.С. о дне судебного заведения извещен, не явился, представил письменный отзыв.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности категорированных объектов ТЭК в Российской Федерации установлены и регулируются Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 256-ФЗ), который устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК.
В соответствии со статьей 2 Закона № 256-ФЗ под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Безопасность объектов ТЭК - состояние защищенности объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства. Требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов ТЭК и антитеррористическую защищенность объектов ТЭК.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами ТЭК.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 256-ФЗ система физической защиты объектов ТЭК представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 256-ФЗ обеспечение физической защиты объектов ТЭК осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты ТЭК, а также своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов ТЭК, в том числе актов незаконного вмешательства.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 256-ФЗ для обеспечения физической защиты объекта ТЭК могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта ТЭК.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 256-ФЗ субъекты ТЭК имеют право привлекать для обеспечения физической защиты объектов ТЭК подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Закона № 256-ФЗ имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях реализации Закона № 256-ФЗ изданы Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» и Требования к обеспечению безопасности линейных объектов ТЭК утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 года № 993 «Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно- энергетического комплекса».
В соответствии с Требованиями «система физической защиты линейных объектов» - совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно- технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении разрешенные законодательством Российской Федерации оружие и специальные средства.
В соответствии с пунктами 10, 12, 13, 14, 17 раздела 2 Требований «Основные положения по созданию системы физической защиты линейных объектов» система физической защиты линейных объектов создается с целью предотвращения актов незаконного вмешательства в функционирование охраняемых линейных объектов, своевременного обнаружения и пресечения посягательств на целостность и безопасность охраняемых линейных объектов. Охрана линейного объекта осуществляется подразделениями охраны с помощью стационарных и (или) подвижных постов (патрулей), а также мобильных (подвижных, мобильно-технических групп и (или) групп немедленного реагирования (нарядов охраны). Стационарные посты выставляются на контрольно-пропускных пунктах охраняемых узловых элементов линейного объекта и на постах охраны по его периметру. Мобильные группы используются для усиления охраныкритических элементов узлового элемента линейного объекта и (или) линейной части линейного объекта. Организационные, административные и правовые меры по обеспечению безопасности линейного объекта включают в себя комплекс мер, осуществляемых персоналом физической защиты с целью своевременного обнаружения и задержания нарушителей, предупреждения и предотвращения актов незаконного вмешательства, а также совокупность регламентирующих эти меры организационно-распорядительных документов.
В соответствии с подпунктами «а», «г» пункта 75 раздела 4 «Требования к инженерно-техническим средствам защиты линейного объекта» при размещении подразделений охраны на территории узловых элементов линейного объекта должны учитываться местоположение, обеспечивающее быстрое реагирование подразделения охраны на выявленные нарушения и обеспечение сохранности оружия, боеприпасови служебной документации.
Аналогичная норма содержится в Правилах, согласно которой подразделение охраны - это вооруженное подразделение, предназначенное для физической защиты объекта.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 8, 16, 17 раздела 2 «Основные положения по реализации защиты объектов» Правил система физической защиты объекта включает в себя: персонал физической защиты, комплекс организационных административных и правовых мероприятий, инженерно-технические средства охраны. Персонал физической защиты должны составлять сотрудники службы безопасности и подразделений охраны, непосредственно задействованные в выполнении задач по физической защите объекта ТЭК. Управление физической защитой объекта должны осуществлять физические и юридические лица (через службу безопасности), владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектом, во взаимодействии с руководством подразделений всех задействованных видов охраны. Подразделение охраны объекта должно осуществлять следующие основные задачи: защита объекта от актов незаконного вмешательства; обеспечение на объекте пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений на объекте; поиск и задержание лиц, незаконно проникших на объект; контроль за соблюдением противопожарного режима, а также участие в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях на объекте. Организационные, административные и правовые мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта должны включать в себя комплекс мер, осуществляемых персоналом физической защиты, а также совокупность регламентирующих эти меры организационно-распорядительных документов которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке субъектом ТЭК.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон № 150-ФЗ).
Статьей 2 Закона № 150-ФЗ установлено, что оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.
В соответствии со статьей 3 Закона № 150-ФЗ к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
В соответствии со статьей 4 Закона № 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Таким образом, разрешенным законодательством Российской Федерации оружием для исполнения возложенных Законом № 256-ФЗ и Требованиями, а так же Правилами обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности — обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности на объектах ТЭК (как площадных, так и линейных), является служебное оружие. Гражданское оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации, может использоваться только для самообороны.
В период с Дата по Дата Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) проведена внеплановая выездная проверка в отношении категорированных объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих филиалу ПАО «ФСК ЕЭС»- Пермское ПМЭС, в ходе которой установлено, что директор филиала ПАО «ФСК ЕЭС»- Пермское ПМЭС Пономарев Е.В. не выполнил предписание, выданное Управлением Дата № об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до Дата.
Согласно предписанию № от Дата, полученному директором филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Пермского СМЭС Пономаревым Е.В., в нарушение ст. 9 Закона № 256-ФЗ не обеспечена вооруженная охрана с гражданским, служебным оружием на категорированных объектах ...
По результатам проверки составлен Акт № от Дата, согласно которому выявлены нарушения в виде отсутствия у работников подразделения охраны на объектах служебного оружия, отсутствия гражданского оружия на момент исполнения предписания Дата
По выявленному факту невыполнения директором филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС требований предписания № от Дата старшим инспектором отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Удмуртской Республике капитаном полиции Регуляном А.С. составлен протокол № от Дата об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП.
Факт невыполнения Пономаревым Е.В. предписания об устранении нарушений подтверждается: предписанием от Дата № (л.д. 92); актом проверки № от Дата (л.д. 15-21); протоколом № от Дата; распоряжением № от Дата (л.д. 23-26); иными собранными по делу доказательствами.
Оснований сомневаться и не доверять вышеуказанным доказательствам не имеется.
Требования предписания об устранении нарушений исполнимы и содержали конкретные указания должностного лица административного органа, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю.
Доводы заявителя жалобы о том, что на категорированных подстанциях необходимо иметь или служебное, или гражданское оружие, основаны на неверном понимании норм права.
Охрана 11 подстанций организована в настоящее время (с Дата) с помощью круглосуточного поста охраны, имеющего в своем распоряжении электрошоковое устройство ЭШУ Тандер К 222 и резиновую палку ПР-73, наручники.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 256-ФЗ и Требованиями сотрудники охраны, непосредственно на объекте, должны иметь как гражданское оружие для самообороны, так и служебное оружие непосредственно для исполнения обязанностей по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК.
Доводы о том, что охранной организацией не используется оружие непосредственно на посту, но оно есть в распоряжении (наличии) организации, как и достаточность на объекте только гражданского оружия является соответствующими законодательству и достаточными для обеспечения безопасности объектов ТЭК, не соответствуют требованиям.
Заключенный договор между ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС и ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» на оказание услуг по экстренному вызову вооруженного наряда полиции вневедомственной охраны также не подтверждает исполнение ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС требований части 1 статьи 9 Закона № 256-ФЗ, так как наличие на категорированных объектах ТЭК стационарной кнопки для подачи извещения о тревоге с выводом на пункт централизованной охраны подразделения вневедомственной охраны полиции является отдельным требованием подпункта «в» пункта 5 раздела 4 Требований и указывается отдельно в подпункте 5.4 «Тревожная сигнализация» пункта 5 «Сигнализация» раздела 6 «Инженерно-технические средства охраны» паспорта безопасности объекта утвержденного Закона № 256-ФЗ.
Довод о невозможности исполнения выданного предписания ввиду пандемии не состоятелен, так как срок исполнения нарушений позволял в полной мере их устранить.
Кроме того, данное требование законодательства Российской Федерации Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике в отношении филиала предъявляется ежегодно, начиная с Дата
Доказательств того, что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями, не имеется.
Установив наличие состава и вины директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС Пономарева Е.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств обоснованно назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей в пределах, установленных санкцией вмененной статьи КоАП РФ.
Различная практика ответственности по несоблюдению требований безопасности на объектах ТЭК в разных субъектах Российской Федерации может быть вызвана зависимостью соблюдения требований обеспечения безопасности объектов ТЭК от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, с учетом того, является ли объект ТЭК критически важным (объекты ТЭК, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения).
Согласно материалам дела, на территории Удмуртской республики расположены 11 категорированных линейных объектов – узловых элементов электрических сетей топливно-энергетического комплекса, включенных в общероссийский Реестр объектов ТЭК.
Довод об исполнении требований к Дата подтверждает планомерное ведение работы по устранению выявленных нарушений.
Оснований для применения норм ст. 2.9, ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, а также оснований для прекращения дела в связи с отсутствием состава или события административного правонарушения не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 п. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата № о привлечении директора филиала публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Пермского предприятия магистральных электрических сетей Пономарева Е.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Пономарева Е.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента принятия.
Обжалование возможно в порядке надзора.
Копия верна
Судья Е.В. Мухина