Решение по делу № 12-364/2021 от 30.04.2021

Дело № 12-364/2021

РЕШЕНИЕ

07 июня 2021 года г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.

при секретаре судебного заседания Корековой Д.С.,

с участием заявителя Пономарева Е.В.,

защитников Марьюсика С.В. и Спиридонова С.Ю. по устному ходатайству,

рассмотрев жалобу Пономарева Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата (изготовлено) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора филиала ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» - Пермского предприятия магистральных электрических сетей (далее - филиал) Пономарева Е.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата (резолютивная часть постановления оглашена Дата) Пономарев Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Пономарев Е.В. подал жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указывает, что основным видом деятельности ООО ЧОП «Ижевская служба безопасности» является оказание услуг по физической охране с использованием оружия. На момент заключения договора у данного общества имелось 25 единиц служебного, огнестрельного нарезного оружия, подтверждением данного обстоятельства является разрешение на хранение оружия и патронов к нему от Дата с приложением. Таким образом, выводы мирового судьи о том, что на момент истечения срока исполнения предписания Дата на всех 11 категорированных подстанциях служебное оружие у охраны отсутствовало, не соответствует фактическим обстоятельствам. Дата для обеспечения охраны Объектов в Дата между Пермским ПМЭС и ООО ЧОП «Ижевская служба безопасности» заключен договор «На оказание услуг физической охраны объектов филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС в Удмуртской Республике подразделениями охраны, имеющими в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства». Таким образом, Объекты ПАО «ФСК ЕЭС» в Дата включая период проведения проверки с Дата по Дата, были обеспечены охраной, имеющей в своем распоряжении гражданское оружие, служебное оружие и специальные средства. Также не согласен с выводами о том, что у лица, привлекаемого к административной ответственности, существовала реальная возможность для исполнения предписания в установленный срок до Дата. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) период времени с 30.03.2020 по 30.04.2020 объявлен нерабочими днями. Таким образом, организация, обеспечивающая охрану объектов ПАО «ФСК ЕЭС», не могла приобрести оружие до частичного снятия ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVTD-19), соответственно и не имела возможности для исполнения предписания в установленный срок.

В судебном заседании Пономарев Е.В. на доводах жалобы настаивал, указал, что в Дата Росгвардией выдано предписание, в целях выполнения которого заключен новый договор с ООО ЧОП «Ижевская служба безопасности» с условием, что охранник будет вооружен. До этого Росвардия не требовала нахождение на посту охранников с оружием.

Защитник Марьюсик С.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, пояснил, что предписание обжалуется в Арбитражном суде Кировской области, еще не рассмотрено.

Защитник Спиридонов С.Ю. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, пояснил, что ответом из Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы от Дата подтверждается ошибка в лингвистическом трактовании обязанности использовать сотрудниками охраны гражданского ИЛИ служебного оружия или специальных средств.

Старший инспектор отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Удмуртской Республике Регулян А.С. о дне судебного заведения извещен, не явился, представил письменный отзыв.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности категорированных объектов ТЭК в Российской Федерации установлены и регулируются Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 256-ФЗ), который устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК.

В соответствии со статьей 2 Закона № 256-ФЗ под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Безопасность объектов ТЭК - состояние защищенности объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства. Требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов ТЭК и антитеррористическую защищенность объектов ТЭК.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами ТЭК.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 256-ФЗ система физической защиты объектов ТЭК представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 256-ФЗ обеспечение физической защиты объектов ТЭК осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты ТЭК, а также своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов ТЭК, в том числе актов незаконного вмешательства.

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 256-ФЗ для обеспечения физической защиты объекта ТЭК могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта ТЭК.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 256-ФЗ субъекты ТЭК имеют право привлекать для обеспечения физической защиты объектов ТЭК подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Закона № 256-ФЗ имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В целях реализации Закона № 256-ФЗ изданы Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» и Требования к обеспечению безопасности линейных объектов ТЭК утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 года № 993 «Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно- энергетического комплекса».

В соответствии с Требованиями «система физической защиты линейных объектов» - совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно- технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении разрешенные законодательством Российской Федерации оружие и специальные средства.

В соответствии с пунктами 10, 12, 13, 14, 17 раздела 2 Требований «Основные положения по созданию системы физической защиты линейных объектов» система физической защиты линейных объектов создается с целью предотвращения актов незаконного вмешательства в функционирование охраняемых линейных объектов, своевременного обнаружения и пресечения посягательств на целостность и безопасность охраняемых линейных объектов. Охрана линейного объекта осуществляется подразделениями охраны с помощью стационарных и (или) подвижных постов (патрулей), а также мобильных (подвижных, мобильно-технических групп и (или) групп немедленного реагирования (нарядов охраны). Стационарные посты выставляются на контрольно-пропускных пунктах охраняемых узловых элементов линейного объекта и на постах охраны по его периметру. Мобильные группы используются для усиления охраныкритических элементов узлового элемента линейного объекта и (или) линейной части линейного объекта. Организационные, административные и правовые меры по обеспечению безопасности линейного объекта включают в себя комплекс мер, осуществляемых персоналом физической защиты с целью своевременного обнаружения и задержания нарушителей, предупреждения и предотвращения актов незаконного вмешательства, а также совокупность регламентирующих эти меры организационно-распорядительных документов.

В соответствии с подпунктами «а», «г» пункта 75 раздела 4 «Требования к инженерно-техническим средствам защиты линейного объекта» при размещении подразделений охраны на территории узловых элементов линейного объекта должны учитываться местоположение, обеспечивающее быстрое реагирование подразделения охраны на выявленные нарушения и обеспечение сохранности оружия, боеприпасови служебной документации.

Аналогичная норма содержится в Правилах, согласно которой подразделение охраны - это вооруженное подразделение, предназначенное для физической защиты объекта.

В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 8, 16, 17 раздела 2 «Основные положения по реализации защиты объектов» Правил система физической защиты объекта включает в себя: персонал физической защиты, комплекс организационных административных и правовых мероприятий, инженерно-технические средства охраны. Персонал физической защиты должны составлять сотрудники службы безопасности и подразделений охраны, непосредственно задействованные в выполнении задач по физической защите объекта ТЭК. Управление физической защитой объекта должны осуществлять физические и юридические лица (через службу безопасности), владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектом, во взаимодействии с руководством подразделений всех задействованных видов охраны. Подразделение охраны объекта должно осуществлять следующие основные задачи: защита объекта от актов незаконного вмешательства; обеспечение на объекте пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений на объекте; поиск и задержание лиц, незаконно проникших на объект; контроль за соблюдением противопожарного режима, а также участие в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях на объекте. Организационные, административные и правовые мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта должны включать в себя комплекс мер, осуществляемых персоналом физической защиты, а также совокупность регламентирующих эти меры организационно-распорядительных документов которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке субъектом ТЭК.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон № 150-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 150-ФЗ установлено, что оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.

В соответствии со статьей 3 Закона № 150-ФЗ к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.

В соответствии со статьей 4 Закона № 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Таким образом, разрешенным законодательством Российской Федерации оружием для исполнения возложенных Законом № 256-ФЗ и Требованиями, а так же Правилами обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности — обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности на объектах ТЭК (как площадных, так и линейных), является служебное оружие. Гражданское оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации, может использоваться только для самообороны.

В период с Дата по Дата Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) проведена внеплановая выездная проверка в отношении категорированных объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих филиалу ПАО «ФСК ЕЭС»- Пермское ПМЭС, в ходе которой установлено, что директор филиала ПАО «ФСК ЕЭС»- Пермское ПМЭС Пономарев Е.В. не выполнил предписание, выданное Управлением Дата об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до Дата.

Согласно предписанию от Дата, полученному директором филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Пермского СМЭС Пономаревым Е.В., в нарушение ст. 9 Закона № 256-ФЗ не обеспечена вооруженная охрана с гражданским, служебным оружием на категорированных объектах ...

По результатам проверки составлен Акт от Дата, согласно которому выявлены нарушения в виде отсутствия у работников подразделения охраны на объектах служебного оружия, отсутствия гражданского оружия на момент исполнения предписания Дата

По выявленному факту невыполнения директором филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС требований предписания от Дата старшим инспектором отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Удмуртской Республике капитаном полиции Регуляном А.С. составлен протокол от Дата об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП.

Факт невыполнения Пономаревым Е.В. предписания об устранении нарушений подтверждается: предписанием от Дата (л.д. 92); актом проверки от Дата (л.д. 15-21); протоколом от Дата; распоряжением от Дата (л.д. 23-26); иными собранными по делу доказательствами.

Оснований сомневаться и не доверять вышеуказанным доказательствам не имеется.

Требования предписания об устранении нарушений исполнимы и содержали конкретные указания должностного лица административного органа, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю.

Доводы заявителя жалобы о том, что на категорированных подстанциях необходимо иметь или служебное, или гражданское оружие, основаны на неверном понимании норм права.

Охрана 11 подстанций организована в настоящее время (с Дата) с помощью круглосуточного поста охраны, имеющего в своем распоряжении электрошоковое устройство ЭШУ Тандер К 222 и резиновую палку ПР-73, наручники.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 256-ФЗ и Требованиями сотрудники охраны, непосредственно на объекте, должны иметь как гражданское оружие для самообороны, так и служебное оружие непосредственно для исполнения обязанностей по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК.

Доводы о том, что охранной организацией не используется оружие непосредственно на посту, но оно есть в распоряжении (наличии) организации, как и достаточность на объекте только гражданского оружия является соответствующими законодательству и достаточными для обеспечения безопасности объектов ТЭК, не соответствуют требованиям.

Заключенный договор между ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС и ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» на оказание услуг по экстренному вызову вооруженного наряда полиции вневедомственной охраны также не подтверждает исполнение ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС требований части 1 статьи 9 Закона № 256-ФЗ, так как наличие на категорированных объектах ТЭК стационарной кнопки для подачи извещения о тревоге с выводом на пункт централизованной охраны подразделения вневедомственной охраны полиции является отдельным требованием подпункта «в» пункта 5 раздела 4 Требований и указывается отдельно в подпункте 5.4 «Тревожная сигнализация» пункта 5 «Сигнализация» раздела 6 «Инженерно-технические средства охраны» паспорта безопасности объекта утвержденного Закона № 256-ФЗ.

Довод о невозможности исполнения выданного предписания ввиду пандемии не состоятелен, так как срок исполнения нарушений позволял в полной мере их устранить.

Кроме того, данное требование законодательства Российской Федерации Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике в отношении филиала предъявляется ежегодно, начиная с Дата

Доказательств того, что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями, не имеется.

Установив наличие состава и вины директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС Пономарева Е.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств обоснованно назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей в пределах, установленных санкцией вмененной статьи КоАП РФ.

Различная практика ответственности по несоблюдению требований безопасности на объектах ТЭК в разных субъектах Российской Федерации может быть вызвана зависимостью соблюдения требований обеспечения безопасности объектов ТЭК от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, с учетом того, является ли объект ТЭК критически важным (объекты ТЭК, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения).

Согласно материалам дела, на территории Удмуртской республики расположены 11 категорированных линейных объектов – узловых элементов электрических сетей топливно-энергетического комплекса, включенных в общероссийский Реестр объектов ТЭК.

Довод об исполнении требований к Дата подтверждает планомерное ведение работы по устранению выявленных нарушений.

Оснований для применения норм ст. 2.9, ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, а также оснований для прекращения дела в связи с отсутствием состава или события административного правонарушения не установлено.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 п. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата о привлечении директора филиала публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Пермского предприятия магистральных электрических сетей Пономарева Е.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Пономарева Е.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента принятия.

Обжалование возможно в порядке надзора.

Копия верна

Судья Е.В. Мухина

12-364/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПОНОМАРЕВ ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Другие
Марьюсик Сергей Васильевич
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Мухина Е.В
Статьи

19.5

Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
12.05.2021Материалы переданы в производство судье
07.06.2021Судебное заседание
07.06.2021Вступило в законную силу
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее