Дело № 2-4229/2022
03RS0004-01-2022-003578-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 03 октября 2022 года
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Касимова А.В.,
при секретаре судебного заседания Латыповой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батыршина Ф. В. к Министерству Финансов РФ в лице УФК по РБ о компенсации морального вреда,
установил:
Батыршин Ф.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республики Башкортостан о компенсации морального вреда в связи с незаконным ограничением свободы в размере 25 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что постановлением МССУ № по г. Салават Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ истец был задержан ДД.ММ.ГГГГ в 21 часов 00 минут, с того момента он подвергнут ограничению свободы, на него надеты наручники. Между тем, как следует из постановления срок исчислялся с ДД.ММ.ГГГГ с 02 часов 40 минут, суд необоснованно не учёт время фактического задержания.
Истец считает, что находился в «спецприёмнике» свыше назначенного наказания на 5 часов 40 минут, далеко за чертой города, добраться до города можно лишь на трамвае, который в ночное время не работает. Учитывая время освобождения и его состояние здоровья (ВИЧ-инфекция), время года ДД.ММ.ГГГГ то он вынужден был идти домой пешком до дома около (10 километров).
На основании изложенного выше, истец просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за нравственные страдания в размере 25 000 руб.
В судебном заседании истец Батыршин Ф.В. исковые требования поддержал в полном объёме.
Ответчик на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом.
Дело рассмотрено при указанной явке в порядке статьи 156 ГПК РФ.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Из положений п. 1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998
N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" следует, что каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 5 ст. 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подп. "а" п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. ст. 133 - 139, 397 и 399 УПК Российской Федерации).
В соответствии со ст. ст. 150, 151 ГК Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты>, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК Российской Федерации) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с абз. 3 ст. 1100 ГК Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
По смыслу ст. 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
По смыслу закона, суд, исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела и руководствуясь принципами справедливости, приоритета прав и свобод человека и гражданина, может принять решение о возмещении вреда, причиненного в результате уголовного преследования по обвинению, не нашедшему подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 6 по г. Салават Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ истец Батыршин ФВ. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 Кодекса об административных правонарушениях РФ и назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 8 суток. Срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.
Административное задержание было применено к Батыршину Ф.В. в порядке части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и не является административным наказанием за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 названного Кодекса.
Таким образом, задержание Батыршина Ф.В. ДД.ММ.ГГГГ не являлось административным наказанием, в связи с этим мировым судьёй срок наказания с ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 00 минут исчислен правильно, в удовлетворении исковых требований в связи с этим суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Батыршина Ф. В. о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Судья Касимов А.В.