Решение по делу № 2-15/2020 от 27.08.2019

Дело 2-15/2020

УИД № 10RS0017-01-2019-000977-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2020 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ратомской Е.В.,

при секретаре Лифановой Е.В.,

в ходе рассмотрения в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казак Н.А. и Казак Г.Л. к Гуйдо Ю.В. об установлении обременения на земельные участки,

установил:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Гуйдо М.Ю,, из которого следует, что на земельном участке <Данные изъяты>, к которому более пятнадцати лет назад по землям общего пользования проложен силовой электрический кабель от ТП-138. В конце 2016-начале 2017 года при перераспределении земель были увеличены площади земельных участков <Номер обезличен>, при этом, силовой электрический кабель, принадлежащий истцам, оказался на указанных земельных участках ответчика. Для защиты своего имущества от повреждения и для предупреждения возникновения аварий истцы просят установить охранную зону на земельных участках с кадастровыми номерами <Номер обезличен> в виде части поверхности участка земли, расположенной под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередач), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метр (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами – на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы), с установлением запретов, для собственника земельных участков, предусмотренных пунктом 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ №160 от 24.02.2009.

В ходе рассмотрения дела по заявлению истцов произведена замена ответчика на Гуйдо Ю.В..

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Администрация Сортавальского муниципального района и Администрация Сортавальского городского поселения, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, представителей в судебное заседание не направили, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Истец Казак Н.А. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом.

Истец Казак Г.Л. в судебном заседании на иске настаивал. Пояснил, что в 2007 году от жилого дома <Адрес обезличен> к трансформаторной подстанции был проложен силовой кабель для подключения электричества. Кабель уложен в траншею. На момент прокладки кабеля место его прокладки проходило по землям, не принадлежащим ответчику. После формирования земельных участков <Номер обезличен> кабель оказался проходящим по земельным участкам ответчика. Любые проводимые ответчиком работы в месте прокладки кабеля могут привести к его повреждению, что уже неоднократно происходило. Просил иск удовлетворить. Полагает избранный способ защиты права надлежащим, ссылаясь, что в данном случае речь о сервитуте идти не может, так как кабель был уложен ранее приобретения права собственности ответчика на земельные участки <Номер обезличен>, при этом, выделение земельного участка под электрический кабель и оформление такого участка в период обустройства электролинии не требовалось.

Ответчик Гуйдо Ю.В. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Представитель ответчика на основании доверенности Тарасов Д.А. с иском не согласился. Пояснил, что истцами избран ненадлежащий способ защиты права. В данном случае может идти речь об установлении сервитута, но не охранной зоны, поскольку это не предусмотрено законом. При формировании земельных участков <Номер обезличен> сведений в государственном кадастре о прохождении кабельной электрической линии не имелось, следовательно, ответчик не мог знать о её местоположении. Полагает, что требования истца ведут к нарушению прав ответчика на принадлежащее ему на праве собственности имущество. Просил в иске отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Казак Н.А. принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты>

24.07.2003 на присоединение жилого дома по <Адрес обезличен> к электрическим сетям Казак Н.А. были выданы технические условия <Номер обезличен>, согласно которым для электроснабжения объекта необходимо было, в том числе:

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

Справкой от 03.11.2006 года подтверждается выполнение технических условий в полном объеме.

Из акта допуска в эксплуатацию электроустановок <Номер обезличен> от 26.01.2007 года следует, что эксплуатация электроустановок осуществляется владельцем Казак Н.А., схема электроснабжения, электромонтажные и пуско-наладочные работы и испытания выполнены ООО «<Данные изъяты>».

Исходя из схемы-проекта ООО «<Данные изъяты>», а также акта сдачи-приемки электромонтажных работ от 20.10.2006, акта освидетельствования скрытых работ, акта осмотра траншей и каналов перед закрытием, акта сдачи- приема прокладки кабелей от 26.06.2006, от ТП до жилого дома истца Казак Н.А. в траншею уложен кабель ВБбШв 4х10 длиной 100 метров. В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон собственником данной кабельной линии является Казак Н.А.

29.04.2016 года за Гуйдо М.Ю. зарегистрировано право собственности на земельный участок <Данные изъяты>

21.06.2016 года за Гуйдо М.Ю. зарегистрировано право собственности на земельный участок <Данные изъяты>

На основании Распоряжения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 02.11.2016 № 1525/20 р и Соглашения № 6/07 о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности на территории <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> из земельного участка <Номер обезличен>, площадью 413 кв.м., и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, был образован земельный участок <Номер обезличен> площадью 649 кв.м. с возникновением права собственности Гуйдо М.Ю. на указанный земельный участок.

На основании Распоряжения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 19.12.2016 № 2192/20 р и Соглашением № 09/07 о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности на территории г. Сортавала от 10.05.2017 из земельного участка <Номер обезличен>, площадью 960 кв.м., и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, был образован земельный участок <Номер обезличен> площадью 1351 кв.м. с возникновением права собственности Гуйдо М.Ю. на указанный земельный участок.

24.10.2019 года зарегистрировано право собственности Гуйдо Ю.В. на земельные участки с кадастровыми номерами <Номер обезличен>

Как следует из пояснений истца Казак Г.Л., электрический кабель в 2006 году был проложен вдоль земельных участков <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, но за их пределами, а после увеличения площади данных участков и образования из них земельных участков <Номер обезличен> и <Номер обезличен> электрический кабель оказался проходящим по земельным участкам ответчика.

Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Истцами заявлено требование об установлении охранной зоны на земельных участках с кадастровыми номерами <Номер обезличен> для защиты своего имущества от повреждения.

В силу части 1 статьи 3 ГРК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом, избранный способ должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Согласно статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации для целей безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий.

Исходя из положений статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть установлена зона с особыми условиями использования территорий в виде охранной зоны объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).

В соответствии с частью 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе, порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон.

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, а также Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018).

В силу п 6 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Исходя из данного конституционного принципа разделения властей суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, подменять их компетенцию, следовательно, при разрешении данного спора судом не могут быть удовлетворены требования истцов об установлении охранных зон электрического кабеля на земельных участках ответчика.

Кроме этого, согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент прокладки электрического кабеля к дому истцов, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10. 2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», действовавшего на момент укладки кабеля, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

На основании статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей по состоянию на 2006 год, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса и гражданам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законам субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, был регламентирован положениями статьи 30 ЗК РФ, а для целей, не связанных со строительством- ст. 34 ЗК РФ. При этом, во всех случаях требовалось принятие решения о предоставлении земельного участка уполномоченным органом.

В настоящее время в силу ч.3 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В данный Перечень включены и линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. ( п.5)

В силу ч.3 ст.22 Закона Республики Карелия от 02.11.2012 №1644-ЗРК «О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия» разрешение на строительство, кроме случаев, установленных ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, не требуется при строительств, реконструкции линий электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.

Вместе с тем, согласно утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 17.08.2017 года п.2 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ, размещение объектов осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом. Получение такого разрешения носит заявительный характер и выдается на срок не более трех лет.

Истцами решение о предоставлении земельного участка уполномоченным органом для прокладки кабельной линии, либо разрешение на размещение объекта электроснабжения суду не представлено. ЕГРН сведений об использовании истцами земельного участка для кабельной электролинии на момент принятия решений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> не содержало и не содержит на момент рассмотрения спора.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств нарушения прав истцов ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Казак Н.А. и Казак Г.Л. к Гуйдо Ю.В. об установлении обременения на земельные участки- отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья           Е.В. Ратомская

Мотивированное решение изготовлено 13.02.2020

2-15/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Казак Геннадий Леонидович
Казак Нина Анатольевна
Ответчики
Гуйдо Юрий Владимирович
Другие
Тарасов Дмитрий Анатольевич
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
Администрация Сортавальского муни-ципального района
Администрация Сортавальского город-ского поселения
Мокров Антон Александрович
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Ратомская Елена Викторовна
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
26.11.2019Судебное заседание
16.12.2019Судебное заседание
15.01.2020Судебное заседание
20.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2020Дело оформлено
30.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
06.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее