Производство №2а-3300/2021
УИД № 67RS0003-01-2021-005177-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 26 октября 2021 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Калинина А.В.
при секретаре Гудковой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Смоленску к Кащееву Сергею Александровичу о взыскании налогов и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС РФ по г. Смоленску обратилась с иском к Кащееву С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени, в обоснование которого указав, что административный ответчик является плательщиком налогов. Так, ответчик в 2018 году являлся собственником семи земельных участков, за которые, в установленный срок, согласно налоговому уведомлению, не был уплачен налог в размере 3303 руб., в связи с чем, на задолженность была начислена пеня в размере 148, 83 руб. Также, ответчик в 2018 году являлся владельцем трех транспортных средств, однако, обязанность по уплате транспортного налога, согласно налоговому уведомлению, начисленного в размере 9 413 руб. ответчик не исполнил в установленные законом сроки, в связи с чем произведено доначисление пени в размере 579, 93 руб. Кроме того, в 2016-2018 годах ответчик являлся собственником 7 объектов недвижимости, на которые также был начислен налог на имущество физических лиц в сумме 17 383 руб., на сумму которого в связи с его неуплатой, согласно налоговому уведомлению, начислены пени в размере 67, 22 руб. Направленные требования об уплате налога и пени налогоплательщиком не исполнены. Истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности, который определением мирового судьи от 05.04.2021 отменен в связи с поступлением возражений от должника.
Просит суд взыскать с административного ответчика сумму задолженности по уплате:
-земельного налога в сумме 3 303 руб., пени – 148,83 руб.;
-транспортного налога в сумме 9413 руб., пени – 579, 93 руб.;
-налога на имущество в сумме 17 383 руб., пени – 67, 22 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по г. Смоленску Байкова Т.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Кащеев С.А., в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
При таких обстоятельствах, суд, на основании ст. ст.150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако, в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 08.04.2010 года № 468-О-О).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ).
В соответствии с Законом Смоленской области от 27.11.2002 № 87-3 «О транспортном налоге» лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357 НК РФ и ст. 3 вышеуказанного областного закона, являются плательщиками транспортного налога.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона Смоленской области от 27.11.2002 № 87-3 «О транспортном налоге» транспортный налог исчисляется по ставкам, установленным в зависимости от категории и мощности транспортного средства.
Так, для легковых автомобилей мощностью свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно, ставка составляет 40 руб.; до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб. Для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 31 руб.
В судебном заседании установлено и подтверждается дополнительно истребованными сведениями ГИБДД (л.д. 145-153), что Кащеев С.А. состоит на налоговом учете в инспекции качестве налогоплательщика. В заявленный для расчета налога налоговый период – 2018 года на его имя было по данным инспекции зарегистрировано три транспортных средства: ФИО1, рег. знак №, мощностью, по данным переданным в ИФНС – 178 л.с.; <данные изъяты>, рег. знак №, мощностью, по данным переданным в ИФНС – 64 л.с.; <данные изъяты> (грузовая), рег.знак №, мощностью, по данным переданным в ИФНС – 128 л.с., периодом владения с 16.01.2018 по 23.06.2018, в связи с чем, ему был начислен транспортный налог по данным объектам налогообложения за указанный период в сумме 9 413 руб.
Согласно статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Применительно к налогообложению за налоговые период 2016-2018 г.г., Решением 65-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 31.10.2014 № 1217 утверждено Положения о налоге на имущество физических лиц на территории города Смоленска, предусматривающее определение Налоговой базы в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 4).
Положением установлены размеры налоговых ставок, исходя из суммарной инвентаризационная стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов на жилое помещение (квартира, комната), при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 500000 до 1000000 рублей включительно рублей включительно - 0,9 процента, для гаражей, машино-мест, иных зданий, строений, сооружений, помещений - при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 300000 до 500000 рублей включительно - 0,3 процента.
Как следует из искового заявления, сведений налогового органа и дополнительно истребованных сведений ЕГРН (л.д. 59-68), Кащеев С.А. в 2016-2018 году являлся собственником следующих объектов недвижимости: <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; гаража №, расположенного по адресу: <адрес>», кадастровый №; жилого дома <адрес> с кадастровым номером №; гаража, кадастровый № в <адрес>; гаража № в <адрес> с кадастровым номером №; гаража № в <данные изъяты> с кадастровым номером №, жилого дома, кадастровый № в <данные изъяты>, в связи с чем, был начислен налог на имущество за 2016-2018 г.г. в размере 17 383 руб.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ, налоговый период по земельному налогу установлен как календарный год.
В силу положений ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Применительно к заявленным требованиям в г. Смоленске в 2018 году действовало Решение Смоленского городского Совета от 28.10.2005 № 147 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Смоленска», названным положением налоговая ставка установлена в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) гражданами(ам) для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, а также садоводческими(им), огородническими(им) или дачными(ым) некоммерческими(им) объединениями(ям) граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество; садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив; садоводческое или дачное некоммерческое партнерство).
В отношении участков ответчика в Смоленском районе в 2018 году действовали Решение Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 14.06.2012 № 44 «Об утверждении Положения о земельном налоге Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области» и Решение Совета депутатов Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 17.10.2008 № 36 «Об утверждении Положения о земельном налоге Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и установлении ставки земельного налога», устанавливающие ставку земельного налога для соответствующих участков в размере 0,3 %.
Из материалов дела, в том числе дополнительно запрошенных сведений ЕГРН, следует, что в 2018 году Кащеев С.А. являлся собственником семи земельных участков:
-в д. <адрес>, кадастровый №;
-в д. <адрес>, кадастровый №;
-в <адрес>, кадастровый №;
-в <адрес> кадастровый №;
-в <адрес> (<адрес>), кадастровый №;
-в <адрес> (<адрес>), кадастровые номера № и №, в связи с чем был начислен земельный налог за 2018 год в размере 3303 руб.
Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пеней определен в ст. 75 НК РФ, которой предусмотрено взимание пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, которая устанавливается в размере 1/300 процента ставки рефинансирования Центробанка РФ.
Налоговым органом в адрес Кащеева С.А. направлены уведомления: № 3869024 от 23.06.2018 (л.д. 27), № 2913577 от 02.07.2017 (л.д. 29), № 9387403 от 28.06.2019 (л.д. 30-31), №36688409 от 06.07.2019 – содержащее перерасчет налога на имущество физических лиц (л.д. 28) содержащие расчет транспортного, имущественного и земельного налогов по вышеуказанным объектам налогообложения, аналогично расчету приведенному в иске.
Расчет проверен судом, соответствует установленным по делу объектам налогообложения ответчика, применительно к их детально приведенных в расчетах характеристиках - инвентаризационной стоимости, с учетом коэффициентов-дефляторов на соответствующие налоговые периоды для объектов недвижимого имущества, кадастровой стоимости для земельных участков, мощности для АМТС, периодам владения движимым и недвижимым имуществом. Налоговые ставки суд находит не противоречащими вышеприведенному законодательству, с учетом его действия во времени, имеющихся сведений о мощности ТС, суммарной инвентаризационной стоимости и назначения объектов недвижимости. Расчеты математически верны, иным образом налогоплательщиком не оспорены и принимаются судом.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога Кащееву С.А. были направлены требования: № 49548 от 24.06.2019 на общую сумму 711,21 руб. со сроком уплаты до 16.09.2019 (л.д. 20), №121622 от 16.12.2019 на общую сумму 30186,77 руб. со сроком уплаты до 17.01.2020 (л.д. 22).
Административным истцом в установленный законом срок было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Кащеева С.А. задолженности по налогам за указанные периоды и пени.
В связи с подачей Кащеевым С.А. возражений, судебный приказ 05.04.2021 отменен (л.д. 16-17). В районный суд с исковым заявлением налоговый орган обратился 23.08.2021.
Истцом представлен суду расчет задолженности по налогам и расчет пени, начисленных в связи с несвоевременной оплатой налогов.
На дату подачи административного иска Кащеевым С.А. указанные суммы налога не уплачены, доказательств иного в материалы дела не представлено.
Сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Поскольку административный ответчик в судебное заседание не явился и доказательств погашения указанной суммы не предоставил, расчёт задолженности и пени не оспорил, административный истец обратился в суд с соблюдением установленных сроков, следовательно, сумма задолженности подлежит бесспорному взысканию с Кащеева С.А. в пользу административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой административный истец был освобожден при обращении в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Смоленску удовлетворить.
Взыскать с Кащеева Сергея Александровича в пользу ИФНС России по г. Смоленску задолженность по:
-земельному налогу в сумме 3 303 руб., пени – 148, 83 руб.;
-транспортному налогу в сумме 9 413 руб., пени – 579, 93 руб.;
-налогу на имущество в сумме 17 383 руб., пени – 67, 22 руб.
Взыскать с Кащеева Сергея Александровича в доход местного бюджета госпошлину в размере 1 127 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.В.Калинин
мотивированное решение изготовлено 11.11.2021