к делу № 2а-1044/19
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
ст. Северская Краснодарского края 21 марта 2019 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Кеда Е.В.,
при секретаре Сухомлиновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Светиковой Ю.В. к Северскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Светикова Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Северскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, в котором просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю по взысканию с нее исполнительского сбора.
Р’ обоснование заявленных требований указано РЅР° то, что 09.11.2018Рі. Северским районным СЃСѓРґРѕРј было утверждено РјРёСЂРѕРІРѕРµ соглашение РїРѕ гражданскому делу РїРѕ РёСЃРєСѓ Светиковой Р®.Р’. Рє РЈ., действующей РІ <...>, Рѕ взыскании СЃСѓРјРјС‹ долга, судебных расходов. Данное определение СЃСѓРґР° исполнено. Светикова Р®.Р’. Рё РЈ.. обратились РІ службу судебных приставов РѕР± отзыве исполнительного листа. Судебный пристав-исполнитель Слисенко РЇ.Р. выдал РёРј постановление Рѕ прекращении исполнительного производства РѕС‚ 05.02.2019Рі. РџРѕР·Р¶Рµ, 20.02.2019Рі. ей стало известно, что судебный пристав-исполнитель вынес постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР°. Однако РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ исполнительного документа РѕРЅР° РЅРµ получала.
Административный истец Светикова Ю.В. в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, представитель УФССП России по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо У. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.ч. 1, 5, 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, решением Северского районного суда от 22.12.2016г. изменённые исковые требования К. <...> к Светиковой Ю.В. о взыскании ? части стоимости жилого помещения, путём перечисления денежных средств на расчётный счёт и прекращении общей долевой собственности, удовлетворены частично. На Светикову Ю.В. возложена обязанность выплатить К. <..>> руб. в счёт компенсации причитающейся ? доли за квартиру, расположенную по адресу: <...>, путём перечисления денежных средств на счёт № <...> в доп.офисе № 8619/0764 ПАО Сбербанк.
30.08.2017г. на основании исполнительного документа – исполнительного листа № <...> от <...>., выданного Северским районным судом, возбуждено исполнительное производство № <...> в отношении должника Светиковой Ю.В., предмет исполнения: задолженность в размере <...> руб. в пользу взыскателя К.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю от 12.01.2018г. взыскан с должника Светиковой Ю.В. исполнительский сбор в размере 46 550 руб.
Определением Северского районного суда от 09.11.2018г. между Светиковой Ю.В. и У.., <...> утверждено мировое соглашение, согласно которому Светикова Ю.В. полностью погасила сумму долга по решению Северского районного суда № <...> от 22.12.2016г. У. отзывает исполнительный лист, выданный по решению Северского районного суда от 22.12.2016г. по гражданскому делу № <...> по иску К. <...> к Светиковой Ю.В. о взыскании ? части стоимости жилого помещения, путем перечисления денежных средств на расчетный счет и прекращении общей долевой собственности (л.д. 47-49).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Северского РОСП от 05.02.2019г. исполнительное производство № <...> от 22.12.2017г. прекращено.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю от 05.02.2019г. возбуждено исполнительное производство № <...> в отношении должника Светиковой Ю.В., предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 46550 руб. в пользу взыскателя Северского РО УФССП.
В соответствии с ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Пунктом 2.4.2 Письма ФССП России от 08.07.2014г. № 0001/16 (ред. от 11.05.2016г.) «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора» (утв. ФССП России 07.06.2014г.), постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: «постановление о возбуждении исполнительного производства N... от...». Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника.
В материалах исполнительного производства отсутствует реестр почтовых отправлений, подтверждающий направление в адрес Светиковой Ю.В. постановления о возбуждении исполнительного производства № <...> от 22.12.2017г.
Как указано в ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно СЃС‚. 112 Федерального закона РѕС‚ 02.10.2007Рі. в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, Р° также РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, РІ течение суток СЃ момента получения РєРѕРїРёРё постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ возбуждении исполнительного производства. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ зачисляется РІ федеральный бюджет (С‡. 1).
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 настоящей статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° утверждается старшим судебным приставом (С‡. 2).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено Светиковой Ю.В. 01.11.2018г., а постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем 12.01.2018г. Поскольку, должник в установленный законом срок не был уведомлен о возбуждении исполнительного производства и о возможности исполнить в добровольном порядке требования исполнительного документа, то в его действиях отсутствовала вина в неисполнении этих требований в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, что исключало взыскание с него исполнительского сбора постановлением от 12.01.2018г.
При таких обстоятельствах постановление судебного пристава-исполнителя от 12.01.2018г. о взыскании с должника исполнительского сбора нельзя считать законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти, должностных лиц является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого действия, бездействия, решения требованиям закона и нарушение данным решением, действием, бездействием прав и законных интересов административного истца.
Предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Светиковой Ю.В. к Северскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административные исковые требования Светиковой Ю.В. к Северскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя – удовлетворить.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Геращенко К.С., выразившиеся в вынесении постановления от 12.01.2018г. о взыскании исполнительского сбора с должника Светиковой Ю.В. в размере 46 550 рублей.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю от 12.01.2018г. о взыскании исполнительского сбора с должника Светиковой Юлии Владимировны в размере 46 550 рублей.
Обязать Северский РОСП УФССП России по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Светиковой Ю.В., отменить постановление судебного пристава-исполнителя Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю от 12.01.2018г. о взыскании исполнительского сбора с должника Светиковой Ю.В. в размере 46 550 рублей, вернуть взысканные по указанному постановлению денежные средства в размере 46 550 рублей.
Обязать Северский РОСП УФССП России по Краснодарскому краю сообщить в Северский районный суд об исполнении решения по данному административному делу в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Кеда
Решение суда в окончательной форме принято 25 марта 2019 года