Дело № 12-155/2024 (№ 5-93/2024)
мировой судья Шелия О.Г.
УИД 51MS0006-01-2024-001125-86
Р Е Ш Е Н И Е
07 мая 2024 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Щукина Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54,
жалобы ведущего специалиста- эксперта отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Мурманской области Соколовой Н.В. и врио руководителя Управления Роскомнадзора по Мурманской области Макарова С.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г.Мурманска от 21.03.2024,
УСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г.Мурманска от 21.03.2024 прекращено производство по делу о привлечении к административной ответственности по ч.2.1 ст.13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ГОАУ «Мурманский вестник» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, ведущий специалист- эксперт отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Мурманской области Соколова Н.В. и врио руководителя Управления Роскомнадзора по Мурманской области Макаров С.Ю. обратились в суд с жалобами, в которых указали, что выпуск СМИ № 20 (7788) от 13.02.2024 помимо сведений общественно-политического характера содержит информационно-аналитическую тематику, а также рекламу, что не освобождает производителя и (или) распространителя информационной продукции от обязанности по осуществлению ее классификации. Считают, что наличие записи о регистрации СМИ общественно-политической тематики не может подменять необходимость маркировки информационной продукции при размещении афиши мероприятий. Таким образом, полагают, что в силу закона в выпуске периодического печатного издания необходима простановка знаков информационной продукции в случае публикации афиш мероприятий, вне зависимости от специализации массовой информации. Просят постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора по Мурманской области Макаров С.Ю. и представитель ведущего специалиста- эксперта отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Мурманской области Молчановой Н.А. по доверенности Гордийчук Е.А. поддержали доводы жалоб, просили постановление мирового судьи отменить, жалобы- удовлетворить.
Защитник Морозов А.С. с доводами жалобы не согласился, полагая, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным. Просил постановление оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.
Выслушав представителей административного органа, защитника Морозова А.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Часть 2.1 статьи 13.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ, заключается в действиях, направленных на опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции.
Информационная продукция - предназначенная для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи (ст.2 Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", далее- Закона N 436-ФЗ).
Знак информационной продукции - это графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции (ст. 2 Закона N 436-ФЗ)
Как усматривается из материалов дела, 13.02.2024 производитель документов в лице редакции СМИ ГОАУ «Мурманский вестник» разрешил в выпуске № 20 (7788) от 13.02.2024 размещение афиш, в которых отсутствуют знаки информационной продукции, а именно: на 05-ой странице выпуска в рубрике «Театры» у зрелищного мероприятия «Пушкинская карта. «Малая Кузёма» Д. Салимзянов. отсутствует знак информационной продукции- «+16»; на 5-ой странице выпуска у зрелищного мероприятия художественного фильма «Конец Славы», проводимого с 13 по 14 февраля в кинотеатре «Аврора», отсутствует знак информационной продукции «+16».
Указанные обстоятельства, послужили основанием для составления в отношении ГОАУ протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 12 Закона N 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Согласно статье 5 Закона N 436-ФЗ, к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:
1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;
2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3.1) содержащая изображение или описание сексуального насилия;
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3.1) содержащая изображение или описание сексуального насилия;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
4.1) пропагандирующая либо демонстрирующая нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения;
4.2) пропагандирующая педофилию;
4.3) способная вызвать у детей желание сменить пол;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего;
9) содержащаяся в информационной продукции, произведенной иностранным агентом.
К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 11 Закона N 436-ФЗ, оборот информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, без знака информационной продукции не допускается, за исключением периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.
Из буквального толкования положений пункта 5 части 4 статьи 11 Закона N 436-ФЗ следует, что положения указанной нормы распространяются исключительно на оборот информационной продукции.
В силу ст.10 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» в заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны, в том числе примерная тематика и (или) специализация.
Согласно Уставу редакции СМИ – периодического печатного издания газеты «Мурманский вестник», утвержденному распоряжением Правительства Мурманской области от 18.04.2023 № 82-РП и Постановлением Мурманской областной Думы от 25.04.2023 № 1271-VII, редакция средства массовой информации- периодическое печатное издание газеты «Мурманский вестник» осуществляет производство и выпуск средства массовой информации- периодического печатного издания областной общественно-политической газеты «Мурманский вестник». Учредителем СМИ – периодического печатного издания газеты «Мурманский вестник» являются Правительство Мурманской области и Мурманская областная Дума. Производство и выпуск газеты осуществляет ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник».
Из представленной копии свидетельства о регистрации средства массовой информации от 03.06.2011 ПИ №ТУ 51-00128 следует, что в примерной тематике и (или) специализации указано, что газета «Мурманский вестник» является информационно-аналитической; общественно-политической (освещение вопросов экономического развития города, области и страны, публикация документов, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, Правительством Мурманской области, Мурманской областной Думой), рекламы не более 40%
Исходя из правового смысла норм Закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ к общественно-политическим печатным изданиям относятся, в том числе и газеты, содержащие статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, предназначенные для широкого круга читателей.
Анализируя приведенные обстоятельства в совокупности с фактическими и регистрационными целями рассматриваемого печатного издания, его назначением, отмеченным в Уставе, тематикой издания, отраженной, в том числе в свидетельстве о регистрации средства массовой информации, выданном Роскомнадзором, а также учитывая характер размещаемых в газете «Мурманский вестник» материалов, свидетельствующий об информационном, общественно-политическом направлении издания, специализирующимся на распространении информации, мировой судья пришел к правильному выводу, что данная газета является периодическим печатным изданием, специализирующимся на распространении информации общественно-политического и информационно-аналитического характера, следовательно, в таких изданиях оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ст.5 Закона № 436-ФЗ, не требует знака информационной продукции (п.5 ч.4 ст.11 Федерального закона № 436-ФЗ).
Поскольку из представленных материалов дела следует, что публикация в СМИ газеты «Вечерний Мурманск» не содержит информации, предусмотренной статьей 5 Федерального закона № 436-ФЗ, и оборот самого печатного издания, являющегося периодическим, специализирующимся на распространении информации общественно-политического и информационно-аналитического характера, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 11 Федерального закона № 436-ФЗ допускается без знака информационной продукции, то доводы жалоб о наличии в действиях ГОАУ «Мурманский вестник» состава административного правонарушения являются несостоятельными.
Таким образом, полагаю, что мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ГОАУ «Мурманский вестник» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Отсутствие в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении состава правонарушения, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, при этом начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения жалоб отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2.1 ░░.13.21 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░-