подлинник
Дело №а-814/2020
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
<адрес> Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ
РЎСѓРґСЊСЏ Лаишевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан Сибатова Р›.Р,
с участием и.о.прокурора <адрес> РТ Панишева А.Н,
представителя административного истца Зотина Р.Ю – Прокофьева М.А,
представителя административного ответчика в лице председателя территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан Сюниной Е.В,
заинтересованного лица Давыдова А.В,
при секретаре Султанове Н.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зотина Р. Ю. к территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан (окружная избирательная комиссия № по выборам депутатов Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан) о признании незаконным и отмене решения Территориальной
избирательной комиссии Лаишевского мунципального района (Окружная избирательная комиссия № по выборам депутатов Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан) от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Давыдова А. В. кандидатом в депутаты Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан 4
созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №»,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Зотин Р.Ю обратился в суд с административным иском. Указывает, что решением Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № были назначены выборы депутатов Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
июля 2020 года в качестве кандидата в депутаты Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан по одномандатному избирательному округу № Территориальной избирательной комиссией <адрес> был зарегистрирован Давыдов А.В (решение №).
июля 2020 года в качестве кандидата в депутаты Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан по одномандатному избирательному округу № Территориальной избирательной комиссией <адрес> был зарегистрирована Зотин Р.Ю (решение №).
Решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации Давыдова А.В кандидатом в депутаты Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан 4 созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № является незаконным.
В связи с чем административный истец просит признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Лаишевского мунципального района (Окружная избирательная комиссия № по выборам депутатов Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан) от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Давыдова А.В кандидатом в депутаты Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан 4 созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №».
В судебном заседании представитель административного истца Прокофьев М.А требования поддержал.
Представитель административного ответчика в лице председателя Территориальной избирательной комиссии и должностное лицо Сюнина Е.В просила в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо Давыдов А.В возражал против иска. Представил отзыв.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив дело, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного кодекса Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ (далее – Федеральный Закон № 67-ФЗ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту «в» части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Р’ силу части 2 статьи 34 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 35 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан право выдвинуть СЃРІРѕСЋ кандидатуру РїРѕ одномандатному (многомандатному) избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ, единому избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ принадлежит каждому гражданину, обладающему пассивным избирательным правом.
Гражданин может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном (многомандатном) избирательном округе.
Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
Согласно части 1, 2 статьи 39 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан гражданин, выдвинувший СЃРІРѕСЋ кандидатуру РїРѕ одномандатному (многомандатному) избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ или единому избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ, представляет РІ соответствующую РѕРєСЂСѓР¶РЅСѓСЋ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ (или РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ, РЅР° которую возложены полномочия соответствующей РѕРєСЂСѓР¶РЅРѕР№ РєРѕРјРёСЃСЃРёРё) либо РІ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ, организующую выборы, соответственно, заявление кандидата Рѕ его согласии баллотироваться РїРѕ одномандатному (многомандатному) избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ или единому избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ СЃ обязательством РІ случае избрания прекратить деятельность, несовместимую СЃРѕ статусом депутата или СЃ замещением РёРЅРѕР№ выборной должности. Р’ заявлении также указываются:
1) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
2) если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа;
3) если у кандидата имелась или имеется судимость, - сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
2. Вместе с заявлением, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, представляются:
1) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная кандидатом;
2) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
3) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов;
4) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, указанные в настоящем пункте.
В силу подпункта «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона (подпункт «в.2»).
Статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа (пункт 2).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Давыдов А.В уведомил территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Татарстан (окружную избирательную комиссию Державинского одномандатного избирательного округа №) о самовыдвижении. При этом представил следующие документы: заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, копию паспорта кандидата, сведения об образовании, оригинал и копию документа об основном месте работы или службы, о занимаемой должности кандидата, заверенную кандидатом.
Р’ заявлении Рѕ согласии баллотироваться кандидатом РІ депутаты совета Егорьевского сельского поселения Давыдов Рђ.Р’ указал адрес места жительства следующим образом: <адрес> – Петербург, проспект РљРРњР°, <адрес>.
Довод административного истца о наличии оснований для отказа в регистрации Давыдова А.В кандидатом в депутаты в связи с тем, что в заявлении о согласии баллотироваться им не указан район Санкт-Петербурга, в котором находится место жительства кандидата, по мнению суда, не основан на нормах избирательного законодательства.
Так, часть 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ устанавливает обязательные для указания в заявлении о согласии баллотироваться сведения, среди которых - адрес места жительства кандидата, подавшего заявление о согласии баллотироваться.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что для целей данного федерального закона применяемые термины и понятия означают: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер и не требует указания во всех без исключения случаях всех перечисленных в данном перечне сведений.
Структура подпункта «в» пункта 5 статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ предполагает последовательность указания места жительства кандидата от более крупной административно-территориальной единицы (в данном случае район) к менее крупным (например, город, иной населенный пункт).
По смыслу данной нормы район в адресе места жительства подлежит указанию применительно к республике, краю, области, автономной области, автономному округу, входящему в состав Российской Федерации, так как район города, в том числе федерального значения, именуется внутригородским районом.
Такое толкование согласуется с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, утвержденным постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ, который район как объект административно-территориального деления предусматривает в отношении республик, краев, областей, автономных областей, автономного округа.
Применительно к территориальному делению <адрес>, как оно определено в пункте 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга», районы являются территориальными единицами <адрес>, то есть менее крупными административно-территориальными образованиями.
Следовательно, указание сведений о районе в адресе места жительства кандидата, проживающего в городе Санкт-Петербурге, не требуется, что обусловлено административно-территориальным делением Российской Федерации, согласно которому <адрес> как населенный пункт не входит в состав какого-либо района, являясь одновременно субъектом Российской Федерации.
Ввиду вышеизложенного адрес места жительства указан кандидатом в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 2 и пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений пункта 2 Рё подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона в„– 67-ФЗ РІ заявлении выдвинутого лица Рѕ согласии баллотироваться РїРѕ соответствующему избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ должны быть указаны сведения РѕР± РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј месте его работы или службы, занимаемой должность (РІ случае отсутствия РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ места работы или службы - СЂРѕРґ занятий). Вместе СЃ таким заявлением также должны быть представлены РєРѕРїРёРё документов, подтверждающих указанные РІ заявлении сведения РѕР± РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј месте работы или службы, Рѕ занимаемой должности (СЂРѕРґРµ занятий).
Как следует РёР· имеющихся материалов дела, РІ заявлении Давыдовым Рђ.Р’ Рѕ согласии баллотироваться кандидатом РІ депутаты Совета Егорьевского сельского поселения было указано, что данный кандидат работает РІ СОЮЗЕ РКСПЕРТОВ «РЕГЛАМЕНТ» (199057, <адрес>, РѕС„.17-Рќ, ОГРН 1037832018179) РІ должности юриста.
Справкой с места работы Давыдов А.В подтвердил, что работает в данной должности в указанной организации с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
По смыслу приведенных правовых норм основанием отказа в регистрации кандидата является именно отсутствие в представленных им документах сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 названного федерального закона. В заявлении Давыдовым А.В о согласии баллотироваться сведения о его работе (занятости) были указаны, и документы, подтверждающие данные обстоятельства, им были представлены.
Вместе с тем, даже в случае установления указания кандидатом недостоверных сведений о своей работе (занятости) в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, данное обстоятельство не является основанием для отказа в его регистрации в силу подпункта «в.2» пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона, поскольку на основании пункта 8 статьи 33 и подпункта «е» пункта 3 статьи 61 этого же федерального закона избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений; в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, в том числе информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 названного федерального закона.
Руководствуясь ст.244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Зотину Р. Ю. в удовлетворении требований к территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан (окружная избирательная комиссия № по выборам депутатов Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан) о признании незаконным и отмене решения Территориальной
избирательной комиссии Лаишевского мунципального района (Окружная избирательная комиссия № по выборам депутатов Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан) от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Давыдова А. В. кандидатом в депутаты Совета Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан 4
созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Верховный Суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
РЎСѓРґСЊСЏ Р›.Р.Сибатова