Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р Рћ РЎ РЎ Р Р™ РЎ Рљ Рћ Р™ Р¤ Р• Р” Р• Р Рђ Р¦ Р Р
г. Красногорск,
Московская область 19 сентября 2019 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
РїСЂРё секретаре Куулар Рђ.Р.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>Р°-346/19 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РћРћРћ «Угреша-Рлектросервис»,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
РћРћРћ «Угреша-Рлектросервис» обратилось РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ областной СЃСѓРґ СЃ заявлением РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему РЅР° праве собственности земельного участка СЃ кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 5 249 РєРІ.Рј., адрес объекта: <данные изъяты>.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков, и это обстоятельство нарушает его права налогоплательщика.
Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в представленном им Отчете об оценке, получившем положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в отчете об оценке, по ходатайству представителя административного истца судом была назначена экспертиза для проверки данного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости данных земельных участков. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Межрегиональная оценочно-экспертная корпорация «Люди Дела» Скатову М. А..
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных земельных участков была определена в ином размере, чем это определено в Отчете оценщика, однако в судебном заседании административный истец по-прежнему настаивает на первоначальных требованиях, просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, определенном в отчете об оценке, полагая данный отчет надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка.
Представитель Министерства имущественных отношений РњРћ РІ судебное заседание РЅРµ явился. Рзвещен надлежащим образом. Представил письменное заявление, РІ котором, указал, что разрешения заявленных требований оставляет РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°.
Рные участвующие РІ деле лица, извещенные надлежащим образом Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства, РЅРµ обеспечили СЏРІРєСѓ РІ СЃСѓРґ СЃРІРѕРёС… представителей.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений п. 1, п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3 - п. 7, п. 16 – п. 23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, абз. 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РћРћРћ «Угреша-Рлектросервис» РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок СЃ кадастровым номером: <данные изъяты>, общей площадью 5 249 РєРІ.Рј., адрес объекта: <данные изъяты>.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно экспертному заключению, подготовленному по результатам экспертизы, проведенной на основании определения суда экспертом ООО «Межрегиональная оценочно-экспертная корпорация «Люди Дела» Скатову М. А., оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка было допущено нарушение требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требований Федерального закона от <данные изъяты> №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости земельных участков и иные нарушения, которые с большой долей вероятности повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости.
В соответствии с данным экспертным заключением рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 5 249 кв.м., составляет 18 531 598 руб.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на <данные изъяты> в заключении эксперта.
Оценивая данное экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.
Ркспертное заключение содержит РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание проведенного исследования, сделанные РІ результате исследования выводы Рё ответы РЅР° поставленные СЃСѓРґРѕРј РІРѕРїСЂРѕСЃС‹.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Выводы эксперта о величине рыночной стоимости земельного участка участвующими в деле лицами не оспорены.
С учетом изложенного суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость земельного участка.
РџСЂРё таких обстоятельствах административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РћРћРћ «Угреша-Рлектросервис» РѕР± установлении кадастровой стоимости земельного участка РІ размере рыночной – подлежит удовлетворению РІ части, РІ размере, определенном РІ заключении эксперта.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.
Р’ данном случае административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РћРћРћ «Угреша-Рлектросервис» поступило РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ рассмотрению СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости РїСЂРё Управлении Росреестра РїРѕ <данные изъяты> <данные изъяты> Рё именно эта дата подлежит внесению РІ государственный кадастр недвижимости, Р° установленная СЃСѓРґРѕРј кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы СЃ <данные изъяты>.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РћРћРћ «Угреша-Рлектросервис» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 5 249 кв.м., адрес объекта: <данные изъяты>, определенной по состоянию на <данные изъяты>, в размере 18 531 598 рублей.
Р’ остальной части административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РћРћРћ «Угреша-Рлектросервис» оставить без удовлетворения.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> «<данные изъяты>».
Сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Терещенко