Решение по делу № 2-164/2022 (2-2861/2021;) от 13.10.2021

УИД 57RS0(номер обезличен)-02

производство №-2-164/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    11 января 2022 года                                                                     город Орел

Заводской районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Щербакова А.В.,

при помощнике Лукашиной Е.В.,

с участием: прокурора Верижниковой Е.В., представителей: администрации (адрес обезличен) и третьего лица финансово-экономического управления администрации (адрес обезличен) Лоскутовой Е.И., управления образования (адрес обезличен) Пугачева С.А., МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» Кочаниной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора (адрес обезличен), действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен)» об обязании совершить действия по заключению муниципальных контрактов (договоров) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения,

установил:

прокурор (адрес обезличен), действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее – истец), обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен)» (далее – МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)»), заявив требования об обязании действия по оборудованию помещения системой видеонаблюдения и заключению муниципальных контрактов (договоров) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой (адрес обезличен) проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, располагающихся на территории (адрес обезличен).

В ходе проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные пунктом 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) (далее - Требования) для объектов данной категории (МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» относится к объектам (территориям) третьей категории опасности), выполнены МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» не в полном объеме, а именно: в нарушение подпункта «б» пункта 25 Требований не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Таким образом, установлено, что в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен требуемый уровень антитеррористической защищенности.

Выявленные нарушения в области соблюдения законодательства о безопасности несовершеннолетних в образовательном учреждении негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, снижают антитеррористическую защищенность этого объекта, нарушают права несовершеннолетних, и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность жизни и здоровья. Кроме того, указанный объект посещает неопределенный круг лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд за защитой их прав. Таким образом, наличие нарушений требований законодательства о противодействии терроризму не способствует антитеррористической защищенности детей, их родителей, работников и других лиц при нахождении в здании и на территории образовательной организации, круг которых не определен.

Указанные нарушения непосредственно ведут к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствуют несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, убывающих в образовательном учреждении.

В связи с изложенным, прокурор просил суд:

обязать администрацию (адрес обезличен) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», а также оборудования помещения системой видеонаблюдения;

обязать Управление образования администрации (адрес обезличен) в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства в образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)»;

обязать образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» в течение одного месяца со дня поступления денежных средств заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Определением суда, в соответствии со статьей 42 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Финансово-экономическое управление администрации (адрес обезличен).

В судебном заседании прокурор Верижникова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, в них изложенных.

Представитель администрации (адрес обезличен) и третьего лица Финансово-экономического управления администрации (адрес обезличен) по доверенности Лоскутова Е.И. судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись на то, что потребность администрации в дополнительных бюджетных ассигнованиях для охраны зданий и сооружений составляет 198 млн. рублей. Бюджет (адрес обезличен) является несбалансированным, дефицит бюджета составляет 1 млрд. рублей, денежные средства на охрану детских садов в настоящее время отсутствуют.

Представитель управления образования (адрес обезличен) Пугачев С.А. в суде заявленные требования не признал, указав, что в заявленный прокурором срок невозможно заключить договоры об охране, так как для этого требуется значительно больше времени.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» Кочанина М.А. в суде против иска прокурора по существу не возражали, просив суд увеличить срок, предоставляемый для заключения контрактов об охране до трех месяцев.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 и пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными кормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона об образовании, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от (дата обезличена) (номер обезличен)-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Согласно пункту «а» части 4 статьи 3 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Пунктом 7 части 1 статьи 2 определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму, Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Данными Требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной масти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств, своих бюджетов.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.,

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой (адрес обезличен) проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, располагающихся на территории (адрес обезличен), включая МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)».

Указанные учреждения, как это следует из паспортов безопасности объектов, относятся в соответствии с Требованиями к объектам (территориям) третьей категории опасности.

В ходе проверки было установлено и это не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что мероприятия, предусмотренные пунктом 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) выполнены ответчиками не в полном объеме, в частности: объекты не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Из Устава МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», утвержденного приказом начальника Управления образования администрации (адрес обезличен), следует, что образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования, учредителем которых является муниципальное образование «(адрес обезличен)».

Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация (адрес обезличен) в лице управления образования администрации (адрес обезличен).

Собственником имущества учреждений является муниципальное образование «(адрес обезличен)», а полномочия собственника, в отношении закрепленного за учреждениями муниципального имущества, осуществляет администрация (адрес обезличен) в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации (адрес обезличен).

Образовательные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств, за счет которых могут реализовываться профилактические мероприятия по антитеррористической защищенности, в то время как распорядителем средств выступает администрация (адрес обезличен), в обязанность которой, как субъекта противодействия терроризму, входит обеспечение финансирования таких мероприятий (пункт 32 Требований).

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что здания детских садов находятся в фактическом владении и пользовании образовательного учреждения, на которые возложена обязанность использовать их в соответствии с действующим законодательством. Обязанность по финансированию необходимых работ возлагается на администрацию (адрес обезличен), осуществляющую полномочия собственника - муниципального образования «(адрес обезличен)», а обязанность по проведению работ на соответствующее образовательное учреждение, у которого здание находится на праве оперативного управления.

Не принимается во внимание довод стороны ответчика, администрации (адрес обезличен), об отсутствии, в настоящее время, достаточного финансирования, так как отсутствие финансирования не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательному учреждению охраны объекта в целях его террористической защищенности и неисполнения требований действующего законодательства в области защиты от терроризма.

Вместе с тем, судом принимается во внимание, что полномочия ответчиков по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий.

Учитывая необходимость для образовательных учреждений-ответчиков проведения работ по заключению договоров об охране потребует значительных временных затрат, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить в части и обязать администрацию (адрес обезличен) в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», а также обязать Управление образования администрации (адрес обезличен) в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства указанным учреждениям, а также обязать данные учреждения в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора (адрес обезличен), действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен)», удовлетворить частично.

Обязать администрацию (адрес обезличен) в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен)».

Обязать Управление образования администрации (адрес обезличен) в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен)».

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен)» в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд (адрес обезличен) в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Мотивированное решения составлено (дата обезличена).

Судья:

2-164/2022 (2-2861/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Заводского района г.Орла в интересах непределенного круга лиц
Ответчики
администрация г.Орла
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 18"
Управление образования администрации г.Орла
Другие
Финансово-экономическое управление администрации г. Орла
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Щербаков Александр Валерьевич
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
13.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2021Передача материалов судье
15.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
11.01.2022Судебное заседание
18.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2022Дело оформлено
11.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее