Дело № 2-648/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.
при секретаре Калашник Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сердюковой С.П. к Администрации г. Шахты, 3-му лицу Министерству энергетики Российской Федерации о признании права на социальную выплату на переселение из ветхого жилья и обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты на переселение из ветхого жилья
УСТАНОВИЛ:
Сердюкова С.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> 30 октября 1986 года.
Жилой <адрес> значится в списках ветхих домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности на основании заключения СКП ОАО «ВНИМИ» № 45 от 04.05.2001 г.
В связи с данным обстоятельством в 2003 году она включена в Список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом шахте ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности.
Все жильцы дома по <адрес> переселены, а ей отказано в предоставлении социальной выплаты на переселение из ветхого жилья, в связи с тем, что у нее отсутствуют правоустанавливающие документы на жилое помещение - ордер.
В настоящее время в <адрес> проживать невозможно, дом разрушается, имеется риск внезапных обрушений конструкций, что является опасным для жизни и здоровья, соседи рядом не живут, коммуникации отключены. Какого-либо иного жилья у нее в собственности нет.
Исходя из ответа Администрации г. Шахты ей для получения из федерального бюджета социальной выплаты на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, расположенного по адресу: <адрес> рекомендовано обратиться в суд.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, окончательно сформулировав их, просит признать за ней право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь», расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Обязать Администрацию г. Шахты заключить с нею договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета 33 кв.м., состав семьи - 1 человек.
Истец Сердюкова С.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Соловей О.Г., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал, в обоснование привел вышеизложенные доводы.
Представитель Администрации г. Шахты Щербаков А.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, иск не признал, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в письменном возражении на иск.
Представитель 3-го лица - Министерству энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав сторон, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Этот Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).
В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу п. 12 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что Сердюкова С.П. с 30.10.1986 года зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство никем не оспаривалось. Письменного договора социального найма жилого помещения с нею Администрацией города либо уполномоченным ею лицом не заключалось и предложений заключить такой договор ей не направлялось.
Жилой <адрес> значится в списках ветхих домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности на основании заключения СКП ОАО «ВНИМИ» № 45 от 04.05.2001 г.
В 2003 г. Сердюкова С.П. включена в дополнительный список содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» непригодным для проживания по критериям безопасности с составом семьи 1 человек.
В 2013 г. на основании акта о проведении инвентаризации ветхих домов в связи с невозможностью разыскать граждан, значащихся в списках, но не обратившихся в Администрацию г. Шахты по вопросу переселения, протоколом совещания по вопросу уточнения списков № АЯ-541 пр от 25.11.2013 г. Сердюкова С.П. исключена из указанного списка граждан.
14.11.2014 года Сердюкова С.П. по вопросу переселения из ветхого жилья по программе содействия гражданам, переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, в приобретении жилья взамен сносимого за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Протоколом совещания по вопросу уточнения списков от 08.12.2014г. № АЯ – 549 Сердюкова С.П. как ошибочно исключенная была вновь включена в список граждан, подлежащих переселению.
Из ответа Администрации г. Шахты на обращение истицы по вопросу переселения из ветхого жилья от 11.12.2017 года следует, что ответчик не видит оснований для предоставления истице социальной выплаты на переселение из ветхого жилья в связи с отсутствием у нее правоустанавливающих документов на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцу имеются, о чем свидетельствует сам факт включения ее в Списки граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОА «Ростовуголь» непригодными для проживания и утверждение решения о ее включении в списки Минэнерго РФ.
Обстоятельства проживания истца на законном основании в ветхом жилье с 1986 года ответчиком не оспаривается. Отсутствие ордера на занятие квартиры по адресу: <адрес> правового значения не имеет. В силу жилищного законодательства правовым основанием для занятия истцом этого жилого помещения должен являться договор социального найма. Однако, Администрация города либо уполномоченное ею лицо письменного договора социального найма никогда с истцом не заключали.
При указанных обстоятельствах, у истица имеется право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков и ответчик обязан заключить с нею договор о предоставлении социальной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать право Сердюковой С.П. на социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Обязать Администрацию г. Шахты заключить с Сердюковой С.П. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, общей площадью 33 кв.м., на семью в составе 1 человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2019 года.
Судья Т.Л. Кинзбурская