Решение по делу № 33АПа-601/2020 от 21.01.2020

УИД28RS0010-01-2019-000196-75

Дело № 33АПа-601/2020                                                  Судья первой инстанции:

Докладчик Ситникова Е.В.                                                 Боярчук И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 февраля 2020 года                                                     город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Ситниковой Е.В.,

судей Губановой Т.В., Крука А.В.,

при секретаре Бухтеевой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Истоминой Ф.И.О.13 к миграционному пункту отдела полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский», МО МВД России «Михайловский», УВМ МВД России по Амурской области, УМВД России по Амурской области о признании бездействия, решения начальника миграционного пункта отделения полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» от 29 марта 2019 года № 44/18-1247, заключения УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года незаконными, обязании немедленно обменять паспорт гражданина Российской Федерации, признать гражданкой Российской Федерации с 1993 года по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков МО МВД России «Михайловский», УМВД России по Амурской области Кондус Н.А. на решение Константиновского районного суда Амурской области от 03 декабря 2019 года, которым постановлено:

административные исковые требования Истоминой А.В. к МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский», МО МВД России «Михайловский», УВМ МВД России по Амурской области, УМВД России по Амурской области о признании бездействия, решения начальника миграционного пункта отделения полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» от 29 марта 2019 года № 44/18-1247, заключения УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года незаконными, обязании немедленно обменять паспорт гражданина РФ, признать гражданкой РФ с 1993 года удовлетворить частично.

Признать заключение УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года незаконным.

Признать решение начальника миграционного пункта отделения полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» от 29 марта 2019 года № 44/18-1247 незаконным.

Признать бездействие МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» по не обмену паспорта по достижению 45 лет незаконным.

Обязать МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» устранить в полном объеме препятствия к осуществлению Истоминой А.В. прав гражданина Российской Федерации, - а именно, обменять паспорт гражданина Российской Федерации Истоминой А.В. по достижению 45 летнего возраста немедленно после вступления решения в законную силу.

В удовлетворении требования о признании Истоминой А.В. гражданкой Российской Федерации с 1993 года отказать.

Взыскать с МО МВД России «Михайловский» и УМВД России по Амурской области в пользу Истоминой А.В. расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, то есть по 150 рублей с каждого.

Заслушав дело по докладу судьи Ситниковой Е.В., пояснения представителя УМВД России по Амурской области Лескова Н.В., представителя МО МВД России «Михайловский» Кондус Н.А., представителя МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» Барсук О.В., судебная коллегия

установила:

    Истомина А.В. обратилась в суд с административным иском к МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский», в обоснование которого указала, что 21 марта 2019 года она обратилась в отдел МФЦ по Константиновскому району с заявлением о замене ранее выданного паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением возраста 45 лет. 02 апреля 2019 года ей в МФЦ вручили уведомление № 44/18-1247, выданное 29 марта 2019 года начальником миграционного пункта отделения полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский», об отказе в замене паспорта. Действия должностного лица миграционного пункта расценивает как незаконное изъятие паспорта гражданина Российской Федерации без предоставления какого-либо документа, удостоверяющего ее личность. Отказ в замене паспорта считает незаконным, так как ею был предоставлен полный пакет документов в установленный законом срок. Предложение административного ответчика об установлении ее личности также полагает незаконным, поскольку ее личность была удостоверена выданным ей в установленном законом порядке паспортом гражданки Российской Федерации, ранее она дважды была документирована паспортом на территории Российской Федерации, что свидетельствует о приобретении ею в установленном законом порядке гражданства Российской Федерации с 1993 года. Указанные паспорта были выданы уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, на действительных бланках, на основании полных и достоверных сведений, в отсутствие виновных действий с ее стороны, ее гражданство на момент получения второго паспорта никем оспорено не было, гражданство другого государства она не имеет. Кроме того, приобретение ею гражданства Российской Федерации подтверждается выданным ей вкладышем о гражданстве, полученным вместе с паспортом гражданина СССР, длительностью проживания на территории Российской Федерации, реализацией полного объема гражданских прав и обязанностей. Своим бездействием и оспариваемыми решениями административные ответчики нарушают ее права на реализацию основных гражданских прав и свобод.

С учетом уточнения просила суд признать незаконными заключение УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года, решение от 29 марта 2019 года об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, бездействие МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» по невыдаче паспорта гражданина Российской Федерации; обязать МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» незамедлительно совершить действия по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации; признать административного истца Истомину А.В. гражданкой Российской Федерации с 1993 года.

Определениями Константиновского районного суда Амурской области от 22 апреля 2019 года, от 05 июня 2019 года, от 05 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МО МВД России «Михайловский», УВМ УМВД России по Амурской области, УМВД России по Амурской области.

В судебном заседании административный истец Истомина А.В. на заявленных требованиях настаивала. Дополнительно пояснила, что родилась и проживала до 1992 года в городе Карши Узбекской СССР, приехала на территорию бывшей РСФСР в 1992 году в г. Биробиджан, где проживала у родственников. В ноябре 1992 года прибыла на территорию села <адрес>. Документом, удостоверяющим личность, у нее был паспорт, выданный в Республике Узбекистан в 1992 году. В 1993 году в <адрес> она вступила в брак с гражданином Российской Федерации, взяла фамилию супруга, поэтому ею был получен новый паспорт и вкладыш о гражданстве СССР. В 2002 году ею был получен еще один паспорт на территории Российской Федерации при обмене паспортов всем гражданам Российской Федерации на паспорт нового образца. Заявление на получение паспорта в 1993 году, сведения о наличии у нее гражданства Российской Федерации заполнялись не ею, а сотрудниками администрации <адрес> Амурской области. Заявление на получение паспорта в 2002 году заполнялось ею собственноручно. Полагала, что приобрела гражданство Российской Федерации ввиду вступления в брак с гражданином Российской Федерации. После получения вкладыша в паспорт гражданина Российской Федерации считала себя гражданкой Российской Федерации, осуществляла свои права именно как гражданина Российской Федерации. Полагает, что именно действия сотрудников УФМС, которые не разъяснили ей о необходимости принятия гражданства в установленном законом порядке и выдали ей вкладыш о гражданстве Российской Федерации, а затем и паспорт гражданина Российской Федерации повлекли наступление для нее таких последствий, которые не позволяют ей с апреля 2019 года осуществлять свои права как гражданина Российской Федерации в полном объеме, поскольку ей не произведен обмен паспорта гражданина Российской Федерации по достижению 45 летнего возраста.

Представитель административного ответчика МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» требования административного иска не признала, суду пояснила, что Истомина А.В. в мае 1992 года прибыла из г. Карши республики Узбекистан в г. Биробиджан ЕАО, с регистрационного учета в Республике Узбекистан была снята в августе 1992 года по запросу. Таким образом, не могла приобрести гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О гражданстве», поскольку не проживала постоянно на территории РФ по состоянию на 06 февраля 1992 года, была зарегистрирована и постоянно проживала на территории <адрес>. В феврале 1993 года Истомина А.В. прибыла для проживания на территорию <адрес>, с ноября 1993 года была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. В связи с вступлением в 1993 году в брак на территории <адрес>, сменой фамилии в этом же году, Истоминой А.В. был выдан паспорт СССР образца 1974 года. В тот период в администрациях сельских советов специалисты, ответственные за регистрационный учет, принимали документы от граждан и передавали их в органы УФМС. В 2002 году в стране был осуществлен обмен паспортов всем гражданам, в связи с чем, Истоминой А.В. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации, вопрос о приобретении гражданства Истоминой А.В. не выяснялся органами ФМС в связи с большим объемом работы. Проверки законности и обоснованности выдачи паспортов начались с 2003 года. В 2010 году в ходе проверки, проведенной сотрудниками УФМС России по Амурской области, был установлен факт необоснованности выдачи паспорта, ввиду не приобретения гражданства в установленном законом порядке. Ранее выданный паспорт не признавался недействительным, а был признан необоснованно выданным, но Истомина А.В. вплоть до марта 2019 года осуществляла свои права именно на основании указанного документа. В действиях Истоминой А.В. нет вины, это была ошибка должностных лиц. С 2010 года сотрудниками органов ФМС неоднократно предпринимались попытки к урегулированию вопроса о правовом положении административного истца, для чего неоднократно извещали Истомину А.В. о принятом заключении. Для разрешения вопроса о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации необходимо определить правовое положение истца, для чего необходимо пройти процедуру установления личности. Наряду с паспортом в 1993 году Истоминой А.В. также был выдан вкладыш о гражданстве Российской Федерации, который в силу закона выдавался всем гражданам страны. При проведении проверки фактов предоставления Истоминой А.В. ложных сведений или подложных документов не установлено. Родственники административного истца, также прибывшие из Узбекистана, приобрели гражданство в порядке регистрации. В настоящее время гражданство административным истцом может быть приобретено после осуществления процедуры установления личности.

Представитель административных ответчиков МО МВД России «Михайловский» и УМВД России по Амурской области исковые требования не признала, поддержала правовую позицию, высказанную начальником миграционного пункта ОП по Константиновскому району. Дополнительно пояснила, что вины Истоминой А.В. в том, что ей был выдан необоснованно вкладыш гражданина Российской Федерации к паспорту СССР в 1993 году, а потом и паспорт гражданина Российской Федерации в 2002 году нет. Но полагают, что Истомина А.В. должна была обратиться в миграционный орган для получения гражданства, что ею не было сделано. Подтверждает тот факт, что заключение от 11 октября 2010 года не направлялось для сведения Истоминой А.В., ей неоднократно направлялись уведомления о принятом решении, где было указано о необходимости явиться в органы УФМС для решения данного вопроса.

    Представитель административного ответчика УВМ УМВД России по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. С учетом части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Константиновским районным судом Амурской области 03 декабря 2019 года постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков МО МВД России «Михайловский», УМВД России по Амурской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе настаивает на не приобретении Истоминой А.В. гражданства Российской Федерации и отсутствии оснований для выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации. Полагает, что суд, обязывая МП ОП по Константиновскому району выдать Истоминой А.В. паспорт, подменяет собой компетентный орган по вопросам гражданства. Обращает внимание, что заключение по результатам проверки по факту документирования паспортом Российской Федерации Истоминой А.В. от 11 октября 2010 года, которое явилось основанием к отказу в выдаче паспорта от 29 марта 2019 года, имело срок действия до дачи такого отказа.

В письменных возражениях на доводы жалобы административный истец Истомина А.В. полагает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика МО МВД России «Михайловский» Кондус Н.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.

Представители административных ответчиков УМВД России по Амурской области Лесков Н.В., МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» Барсук О.В. в судебном заседании поддержали позицию представителя МО МВД России «Михайловский».

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Дело в соответствии с положениями статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено при состоявшейся явке.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Истомина Ф.И.О.14 родилась <дата> в <адрес> и проживала там по 27 мая 1992 года.

01 февраля 1992 года Истомина (Гусейнова) А.В. была документирована паспортом серии <номер> <номер> ОВД Каршинского горисполкома Узбекистана.

По состоянию на 6 февраля 1992 года постоянно на территории Российской Федерации Истомина (Ф.И.О.14) А.В. не проживала.

03 августа 1992 года Истомина (Ф.И.О.14) А.В. была выписана по запросу с <адрес>.

С 25 ноября 1993 года Истомина (Ф.И.О.14 А.В. зарегистрирована по месту жительства по <адрес>.

В период с 05 июня 1993 года по 25 июля 2001 года Истомина (Ф.И.О.14 А.В. состояла в зарегистрированном браке с Ф.И.О.21

25 ноября 1993 года на имя Истоминой А.В. в ОВД Константиновского района Амурской области оформлен паспорт гражданина СССР образца 1974 года серии <номер> <номер> в связи с заключением брака и сменой фамилии (по браку с Ф.И.О.14 на Истомину) на основании паспорта СССР серии <номер> <номер>, выданного ОВД Каршинского горисполкома Узбекистана 01 февраля 1992 года. Одновременно к паспорту гражданина СССР 25 ноября 1993 года был оформлен вкладыш на имя Истоминой А.В., свидетельствующий о принадлежности владельца к гражданству Российской Федерации серии <номер> <номер>.

03 октября 2002 года РОВД Константиновского района Амурской области по причине всеобщего обмена паспортов старого образца Истоминой А.В. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии <номер> <номер>.

В связи с достижением 45-летнего возраста Истомина А.В. 22 марта 2019 года обратилась через отделение ГАУ «МФЦ Амурской области» в Константиновском районе с заявлением о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации, представив имеющийся у нее паспорт гражданина Российской Федерации серии <номер> <номер>.

Уведомлением от 29 марта 2019 года МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» Истоминой А.В. отказано в замене паспорта на основании пункта 46.1 приказа Министерства внутренних дел России от 13 ноября 2017 года № 851 в виду отсутствия гражданства Российской Федерации. Также сообщено о вынесении в отношении Истоминой А.В. заключения УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года по результатам проверки по факту документирования паспортом гражданина Российской Федерации.

Согласно заключению по результатам проверки, проведенной по факту документирования паспортом гражданина Российской Федерации Истоминой (Ф.И.О.14) А.В., утвержденному начальником УФМС России по Амурской области 11 октября 2010 года, в силу требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», действовавшего до 01 июня 2002 года, Истомина (Ф.И.О.14) А.В. не может быть признана гражданкой Российской Федерации, так как на 06 февраля 1992 года на территории Российской Федерации постоянно не проживала; вкладыш серии <номер> <номер> к паспорту гражданина СССР серии <номер> <номер> на имя Истоминой А.В. выдан необоснованно в нарушение требований Инструкции о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 05 мая 1993 года № 210, как лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации; паспорт гражданина Российской Федерации серии <номер> <номер> на имя Истоминой А.В. выдан необоснованно, в нарушение требований пункта 21 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России № 605-1997, как лицу, не имеющему гражданства Российской Федерации. Виновность в действиях Истоминой (Ф.И.О.14) А.В. и должностного лица не установлена.

Указанное заключение 11 октября 2010 года получено Истоминой А.В. в ходе рассмотрения настоящего спора, ранее о вынесенном в отношении нее заключении Истомина А.В. уведомлялась письмами без направления самого заключения.

14 октября 2019 года старшим следователем Константиновского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Амурской области Ф.И.О.26 по результатам проверки по заявлению Истоминой А.В. о противоправных действиях должностных лиц Константиновского РОВД при выдаче ей паспорта, вкладыша о гражданстве с указанием гражданского статуса гражданина России в 1993 году, на основании подложного заявления для получения паспорта, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Ф.И.О.11, по признакам состава преступлений, предусмотренных ст.ст. 170, 171 УК РСФСР, ч. 1 ст. 285 УК РФ, ч. 1 ст. 286 УК РФ, ч. 1 ст. 293 УК РФ по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием в деянии составов указанных преступлений.

По информации Главного управления миграции и оформления гражданства Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, Истомина (Ф.И.О.14) А.В., <дата> рождения, уроженка <адрес>, гражданкой Республики Узбекистан не является.

По данным Министерства иностранных дел Российской Федерации записей о приобретении Истоминой (Ф.И.О.14) А.В. гражданства Российской Федерации не обнаружено.

Приведенные обстоятельства явились основанием обращения Истоминой А.В. в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», иных подзаконных актов и установив, что Истоминой А.В. уполномоченным органом в отсутствие на то законных оснований к паспорту гражданина СССР был выдан вкладыш, свидетельствующий о принадлежности владельца к гражданству Российской Федерации, при отсутствии со стороны Истоминой А.В. или должностного лица, его выдавшего, установленного факта вины в этом, пришел к выводу, что государство в лице своих органов с этого момента признало за административным истцом гражданство Российской Федерации, на протяжении длительного времени это подтверждало, в том числе при последующей выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, а потому не в праве свободно, без наличия бесспорных оснований вмешиваться в такие правоотношения лица с государством, лишая Истомину А.В. гражданства Российской Федерации лишь в связи с выявлением факта необоснованной выдачи ей документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

В соответствии с частью второй статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

На основании статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 также предусматривалось, что гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения (пункт 1 статьи 2). Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10).

На момент документирования административного истца в 2002 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 года № 605 (далее – Инструкция).

Инструкция предусматривала, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации – соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).

В силу пункта 13 Инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. Среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта) (пункты 14.1, 14.4 Инструкции).

Согласно пункту 21 Инструкции, поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия – заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее – руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (пункт 23).

Поскольку 03 октября 2002 года Истомина А.В. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.

Положения Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (часть 7 статьи 4, статья 42), а также пункты 51, 52 действующего в настоящее время Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, Ф.И.О.1 и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.

В силу пункта 52 указанного Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Из приведенных норм следует, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации, во всяком случае, предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, что вместе с тем не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.

А потому, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).

В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.

Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, установлены не были, то выводы суда о незаконности заключения УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года, решения начальника миграционного пункта отделения полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» от 29 марта 2019 года № 44/18-1247 и необходимости восстановления прав административного истца, в том числе путем признания бездействия МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» по не обмену паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности произвести такой обмен являются верными.

Правильность указанных выводов подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации, отраженной в кассационном определении от 09 августа 2019 года по делу № 4-КА19-4.

Оснований для удовлетворения требований административного истца о признании ее гражданкой Российской Федерации с 1993 года суд обоснованно не усмотрел, поскольку таковой Истомина А.В. была признана при выдаче ей вкладыша о гражданстве Российской Федерации серии <номер><номер> от 25 ноября 1993 года, подтверждающего ее принадлежность к гражданству Российской Федерации.

Доводы жалобы судебная коллегия признает несостоятельными, направленными на иную оценку установленных судом обстоятельств и доказательств, основанными на ошибочном понимании правовых норм.

Ссылка подателя жалобы на истечение 29 марта 2019 года срока действия заключения по результатам проверки по факту документирования паспортом Российской Федерации Истоминой А.В. от 11 октября 2010 года судебной коллегией не принимается, поскольку свои действия (бездействие), продолжающиеся до настоящего времени и нарушающие права Истоминой А.В., административные ответчики обосновывают именно указанным заключением вне зависимости от каких-либо сроков.

Оснований считать, что суд, возлагая на МП ОП по Константиновскому району обязанность обменять Истоминой А.В. паспорт, подменяет собой компетентный орган по вопросам гражданства, на что обращает внимание податель жалобы, не усматривается.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, обжалуемое решение Константиновского районного суда Амурской области от 03 сентября 2019 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Константиновского районного суда Амурской области от 03 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных ответчиков МО МВД России «Михайловский», УМВД России по Амурской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

УИД28RS0010-01-2019-000196-75

Дело № 33АПа-601/2020                                                  Судья первой инстанции:

Докладчик Ситникова Е.В.                                                 Боярчук И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 февраля 2020 года                                                     город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Ситниковой Е.В.,

судей Губановой Т.В., Крука А.В.,

при секретаре Бухтеевой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Истоминой Ф.И.О.13 к миграционному пункту отдела полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский», МО МВД России «Михайловский», УВМ МВД России по Амурской области, УМВД России по Амурской области о признании бездействия, решения начальника миграционного пункта отделения полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» от 29 марта 2019 года № 44/18-1247, заключения УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года незаконными, обязании немедленно обменять паспорт гражданина Российской Федерации, признать гражданкой Российской Федерации с 1993 года по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков МО МВД России «Михайловский», УМВД России по Амурской области Кондус Н.А. на решение Константиновского районного суда Амурской области от 03 декабря 2019 года, которым постановлено:

административные исковые требования Истоминой А.В. к МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский», МО МВД России «Михайловский», УВМ МВД России по Амурской области, УМВД России по Амурской области о признании бездействия, решения начальника миграционного пункта отделения полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» от 29 марта 2019 года № 44/18-1247, заключения УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года незаконными, обязании немедленно обменять паспорт гражданина РФ, признать гражданкой РФ с 1993 года удовлетворить частично.

Признать заключение УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года незаконным.

Признать решение начальника миграционного пункта отделения полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» от 29 марта 2019 года № 44/18-1247 незаконным.

Признать бездействие МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» по не обмену паспорта по достижению 45 лет незаконным.

Обязать МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» устранить в полном объеме препятствия к осуществлению Истоминой А.В. прав гражданина Российской Федерации, - а именно, обменять паспорт гражданина Российской Федерации Истоминой А.В. по достижению 45 летнего возраста немедленно после вступления решения в законную силу.

В удовлетворении требования о признании Истоминой А.В. гражданкой Российской Федерации с 1993 года отказать.

Взыскать с МО МВД России «Михайловский» и УМВД России по Амурской области в пользу Истоминой А.В. расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, то есть по 150 рублей с каждого.

Заслушав дело по докладу судьи Ситниковой Е.В., пояснения представителя УМВД России по Амурской области Лескова Н.В., представителя МО МВД России «Михайловский» Кондус Н.А., представителя МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» Барсук О.В., судебная коллегия

установила:

    Истомина А.В. обратилась в суд с административным иском к МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский», в обоснование которого указала, что 21 марта 2019 года она обратилась в отдел МФЦ по Константиновскому району с заявлением о замене ранее выданного паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением возраста 45 лет. 02 апреля 2019 года ей в МФЦ вручили уведомление № 44/18-1247, выданное 29 марта 2019 года начальником миграционного пункта отделения полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский», об отказе в замене паспорта. Действия должностного лица миграционного пункта расценивает как незаконное изъятие паспорта гражданина Российской Федерации без предоставления какого-либо документа, удостоверяющего ее личность. Отказ в замене паспорта считает незаконным, так как ею был предоставлен полный пакет документов в установленный законом срок. Предложение административного ответчика об установлении ее личности также полагает незаконным, поскольку ее личность была удостоверена выданным ей в установленном законом порядке паспортом гражданки Российской Федерации, ранее она дважды была документирована паспортом на территории Российской Федерации, что свидетельствует о приобретении ею в установленном законом порядке гражданства Российской Федерации с 1993 года. Указанные паспорта были выданы уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, на действительных бланках, на основании полных и достоверных сведений, в отсутствие виновных действий с ее стороны, ее гражданство на момент получения второго паспорта никем оспорено не было, гражданство другого государства она не имеет. Кроме того, приобретение ею гражданства Российской Федерации подтверждается выданным ей вкладышем о гражданстве, полученным вместе с паспортом гражданина СССР, длительностью проживания на территории Российской Федерации, реализацией полного объема гражданских прав и обязанностей. Своим бездействием и оспариваемыми решениями административные ответчики нарушают ее права на реализацию основных гражданских прав и свобод.

С учетом уточнения просила суд признать незаконными заключение УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года, решение от 29 марта 2019 года об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, бездействие МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» по невыдаче паспорта гражданина Российской Федерации; обязать МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» незамедлительно совершить действия по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации; признать административного истца Истомину А.В. гражданкой Российской Федерации с 1993 года.

Определениями Константиновского районного суда Амурской области от 22 апреля 2019 года, от 05 июня 2019 года, от 05 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МО МВД России «Михайловский», УВМ УМВД России по Амурской области, УМВД России по Амурской области.

В судебном заседании административный истец Истомина А.В. на заявленных требованиях настаивала. Дополнительно пояснила, что родилась и проживала до 1992 года в городе Карши Узбекской СССР, приехала на территорию бывшей РСФСР в 1992 году в г. Биробиджан, где проживала у родственников. В ноябре 1992 года прибыла на территорию села <адрес>. Документом, удостоверяющим личность, у нее был паспорт, выданный в Республике Узбекистан в 1992 году. В 1993 году в <адрес> она вступила в брак с гражданином Российской Федерации, взяла фамилию супруга, поэтому ею был получен новый паспорт и вкладыш о гражданстве СССР. В 2002 году ею был получен еще один паспорт на территории Российской Федерации при обмене паспортов всем гражданам Российской Федерации на паспорт нового образца. Заявление на получение паспорта в 1993 году, сведения о наличии у нее гражданства Российской Федерации заполнялись не ею, а сотрудниками администрации <адрес> Амурской области. Заявление на получение паспорта в 2002 году заполнялось ею собственноручно. Полагала, что приобрела гражданство Российской Федерации ввиду вступления в брак с гражданином Российской Федерации. После получения вкладыша в паспорт гражданина Российской Федерации считала себя гражданкой Российской Федерации, осуществляла свои права именно как гражданина Российской Федерации. Полагает, что именно действия сотрудников УФМС, которые не разъяснили ей о необходимости принятия гражданства в установленном законом порядке и выдали ей вкладыш о гражданстве Российской Федерации, а затем и паспорт гражданина Российской Федерации повлекли наступление для нее таких последствий, которые не позволяют ей с апреля 2019 года осуществлять свои права как гражданина Российской Федерации в полном объеме, поскольку ей не произведен обмен паспорта гражданина Российской Федерации по достижению 45 летнего возраста.

Представитель административного ответчика МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» требования административного иска не признала, суду пояснила, что Истомина А.В. в мае 1992 года прибыла из г. Карши республики Узбекистан в г. Биробиджан ЕАО, с регистрационного учета в Республике Узбекистан была снята в августе 1992 года по запросу. Таким образом, не могла приобрести гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О гражданстве», поскольку не проживала постоянно на территории РФ по состоянию на 06 февраля 1992 года, была зарегистрирована и постоянно проживала на территории <адрес>. В феврале 1993 года Истомина А.В. прибыла для проживания на территорию <адрес>, с ноября 1993 года была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. В связи с вступлением в 1993 году в брак на территории <адрес>, сменой фамилии в этом же году, Истоминой А.В. был выдан паспорт СССР образца 1974 года. В тот период в администрациях сельских советов специалисты, ответственные за регистрационный учет, принимали документы от граждан и передавали их в органы УФМС. В 2002 году в стране был осуществлен обмен паспортов всем гражданам, в связи с чем, Истоминой А.В. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации, вопрос о приобретении гражданства Истоминой А.В. не выяснялся органами ФМС в связи с большим объемом работы. Проверки законности и обоснованности выдачи паспортов начались с 2003 года. В 2010 году в ходе проверки, проведенной сотрудниками УФМС России по Амурской области, был установлен факт необоснованности выдачи паспорта, ввиду не приобретения гражданства в установленном законом порядке. Ранее выданный паспорт не признавался недействительным, а был признан необоснованно выданным, но Истомина А.В. вплоть до марта 2019 года осуществляла свои права именно на основании указанного документа. В действиях Истоминой А.В. нет вины, это была ошибка должностных лиц. С 2010 года сотрудниками органов ФМС неоднократно предпринимались попытки к урегулированию вопроса о правовом положении административного истца, для чего неоднократно извещали Истомину А.В. о принятом заключении. Для разрешения вопроса о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации необходимо определить правовое положение истца, для чего необходимо пройти процедуру установления личности. Наряду с паспортом в 1993 году Истоминой А.В. также был выдан вкладыш о гражданстве Российской Федерации, который в силу закона выдавался всем гражданам страны. При проведении проверки фактов предоставления Истоминой А.В. ложных сведений или подложных документов не установлено. Родственники административного истца, также прибывшие из Узбекистана, приобрели гражданство в порядке регистрации. В настоящее время гражданство административным истцом может быть приобретено после осуществления процедуры установления личности.

Представитель административных ответчиков МО МВД России «Михайловский» и УМВД России по Амурской области исковые требования не признала, поддержала правовую позицию, высказанную начальником миграционного пункта ОП по Константиновскому району. Дополнительно пояснила, что вины Истоминой А.В. в том, что ей был выдан необоснованно вкладыш гражданина Российской Федерации к паспорту СССР в 1993 году, а потом и паспорт гражданина Российской Федерации в 2002 году нет. Но полагают, что Истомина А.В. должна была обратиться в миграционный орган для получения гражданства, что ею не было сделано. Подтверждает тот факт, что заключение от 11 октября 2010 года не направлялось для сведения Истоминой А.В., ей неоднократно направлялись уведомления о принятом решении, где было указано о необходимости явиться в органы УФМС для решения данного вопроса.

    Представитель административного ответчика УВМ УМВД России по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. С учетом части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Константиновским районным судом Амурской области 03 декабря 2019 года постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков МО МВД России «Михайловский», УМВД России по Амурской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе настаивает на не приобретении Истоминой А.В. гражданства Российской Федерации и отсутствии оснований для выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации. Полагает, что суд, обязывая МП ОП по Константиновскому району выдать Истоминой А.В. паспорт, подменяет собой компетентный орган по вопросам гражданства. Обращает внимание, что заключение по результатам проверки по факту документирования паспортом Российской Федерации Истоминой А.В. от 11 октября 2010 года, которое явилось основанием к отказу в выдаче паспорта от 29 марта 2019 года, имело срок действия до дачи такого отказа.

В письменных возражениях на доводы жалобы административный истец Истомина А.В. полагает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика МО МВД России «Михайловский» Кондус Н.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.

Представители административных ответчиков УМВД России по Амурской области Лесков Н.В., МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» Барсук О.В. в судебном заседании поддержали позицию представителя МО МВД России «Михайловский».

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Дело в соответствии с положениями статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено при состоявшейся явке.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Истомина Ф.И.О.14 родилась <дата> в <адрес> и проживала там по 27 мая 1992 года.

01 февраля 1992 года Истомина (Гусейнова) А.В. была документирована паспортом серии <номер> <номер> ОВД Каршинского горисполкома Узбекистана.

По состоянию на 6 февраля 1992 года постоянно на территории Российской Федерации Истомина (Ф.И.О.14) А.В. не проживала.

03 августа 1992 года Истомина (Ф.И.О.14) А.В. была выписана по запросу с <адрес>.

С 25 ноября 1993 года Истомина (Ф.И.О.14 А.В. зарегистрирована по месту жительства по <адрес>.

В период с 05 июня 1993 года по 25 июля 2001 года Истомина (Ф.И.О.14 А.В. состояла в зарегистрированном браке с Ф.И.О.21

25 ноября 1993 года на имя Истоминой А.В. в ОВД Константиновского района Амурской области оформлен паспорт гражданина СССР образца 1974 года серии <номер> <номер> в связи с заключением брака и сменой фамилии (по браку с Ф.И.О.14 на Истомину) на основании паспорта СССР серии <номер> <номер>, выданного ОВД Каршинского горисполкома Узбекистана 01 февраля 1992 года. Одновременно к паспорту гражданина СССР 25 ноября 1993 года был оформлен вкладыш на имя Истоминой А.В., свидетельствующий о принадлежности владельца к гражданству Российской Федерации серии <номер> <номер>.

03 октября 2002 года РОВД Константиновского района Амурской области по причине всеобщего обмена паспортов старого образца Истоминой А.В. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии <номер> <номер>.

В связи с достижением 45-летнего возраста Истомина А.В. 22 марта 2019 года обратилась через отделение ГАУ «МФЦ Амурской области» в Константиновском районе с заявлением о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации, представив имеющийся у нее паспорт гражданина Российской Федерации серии <номер> <номер>.

Уведомлением от 29 марта 2019 года МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» Истоминой А.В. отказано в замене паспорта на основании пункта 46.1 приказа Министерства внутренних дел России от 13 ноября 2017 года № 851 в виду отсутствия гражданства Российской Федерации. Также сообщено о вынесении в отношении Истоминой А.В. заключения УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года по результатам проверки по факту документирования паспортом гражданина Российской Федерации.

Согласно заключению по результатам проверки, проведенной по факту документирования паспортом гражданина Российской Федерации Истоминой (Ф.И.О.14) А.В., утвержденному начальником УФМС России по Амурской области 11 октября 2010 года, в силу требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», действовавшего до 01 июня 2002 года, Истомина (Ф.И.О.14) А.В. не может быть признана гражданкой Российской Федерации, так как на 06 февраля 1992 года на территории Российской Федерации постоянно не проживала; вкладыш серии <номер> <номер> к паспорту гражданина СССР серии <номер> <номер> на имя Истоминой А.В. выдан необоснованно в нарушение требований Инструкции о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 05 мая 1993 года № 210, как лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации; паспорт гражданина Российской Федерации серии <номер> <номер> на имя Истоминой А.В. выдан необоснованно, в нарушение требований пункта 21 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России № 605-1997, как лицу, не имеющему гражданства Российской Федерации. Виновность в действиях Истоминой (Ф.И.О.14) А.В. и должностного лица не установлена.

Указанное заключение 11 октября 2010 года получено Истоминой А.В. в ходе рассмотрения настоящего спора, ранее о вынесенном в отношении нее заключении Истомина А.В. уведомлялась письмами без направления самого заключения.

14 октября 2019 года старшим следователем Константиновского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Амурской области Ф.И.О.26 по результатам проверки по заявлению Истоминой А.В. о противоправных действиях должностных лиц Константиновского РОВД при выдаче ей паспорта, вкладыша о гражданстве с указанием гражданского статуса гражданина России в 1993 году, на основании подложного заявления для получения паспорта, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Ф.И.О.11, по признакам состава преступлений, предусмотренных ст.ст. 170, 171 УК РСФСР, ч. 1 ст. 285 УК РФ, ч. 1 ст. 286 УК РФ, ч. 1 ст. 293 УК РФ по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием в деянии составов указанных преступлений.

По информации Главного управления миграции и оформления гражданства Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, Истомина (Ф.И.О.14) А.В., <дата> рождения, уроженка <адрес>, гражданкой Республики Узбекистан не является.

По данным Министерства иностранных дел Российской Федерации записей о приобретении Истоминой (Ф.И.О.14) А.В. гражданства Российской Федерации не обнаружено.

Приведенные обстоятельства явились основанием обращения Истоминой А.В. в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», иных подзаконных актов и установив, что Истоминой А.В. уполномоченным органом в отсутствие на то законных оснований к паспорту гражданина СССР был выдан вкладыш, свидетельствующий о принадлежности владельца к гражданству Российской Федерации, при отсутствии со стороны Истоминой А.В. или должностного лица, его выдавшего, установленного факта вины в этом, пришел к выводу, что государство в лице своих органов с этого момента признало за административным истцом гражданство Российской Федерации, на протяжении длительного времени это подтверждало, в том числе при последующей выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, а потому не в праве свободно, без наличия бесспорных оснований вмешиваться в такие правоотношения лица с государством, лишая Истомину А.В. гражданства Российской Федерации лишь в связи с выявлением факта необоснованной выдачи ей документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

В соответствии с частью второй статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

На основании статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 также предусматривалось, что гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения (пункт 1 статьи 2). Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10).

На момент документирования административного истца в 2002 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 года № 605 (далее – Инструкция).

Инструкция предусматривала, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации – соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).

В силу пункта 13 Инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. Среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта) (пункты 14.1, 14.4 Инструкции).

Согласно пункту 21 Инструкции, поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия – заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее – руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (пункт 23).

Поскольку 03 октября 2002 года Истомина А.В. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.

Положения Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (часть 7 статьи 4, статья 42), а также пункты 51, 52 действующего в настоящее время Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, Ф.И.О.1 и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.

В силу пункта 52 указанного Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Из приведенных норм следует, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации, во всяком случае, предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, что вместе с тем не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.

А потому, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).

В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.

Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, установлены не были, то выводы суда о незаконности заключения УФМС России по Амурской области от 11 октября 2010 года, решения начальника миграционного пункта отделения полиции по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» от 29 марта 2019 года № 44/18-1247 и необходимости восстановления прав административного истца, в том числе путем признания бездействия МП ОП по Константиновскому району МО МВД России «Михайловский» по не обмену паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности произвести такой обмен являются верными.

Правильность указанных выводов подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации, отраженной в кассационном определении от 09 августа 2019 года по делу № 4-КА19-4.

Оснований для удовлетворения требований административного истца о признании ее гражданкой Российской Федерации с 1993 года суд обоснованно не усмотрел, поскольку таковой Истомина А.В. была признана при выдаче ей вкладыша о гражданстве Российской Федерации серии <номер><номер> от 25 ноября 1993 года, подтверждающего ее принадлежность к гражданству Российской Федерации.

Доводы жалобы судебная коллегия признает несостоятельными, направленными на иную оценку установленных судом обстоятельств и доказательств, основанными на ошибочном понимании правовых норм.

Ссылка подателя жалобы на истечение 29 марта 2019 года срока действия заключения по результатам проверки по факту документирования паспортом Российской Федерации Истоминой А.В. от 11 октября 2010 года судебной коллегией не принимается, поскольку свои действия (бездействие), продолжающиеся до настоящего времени и нарушающие права Истоминой А.В., административные ответчики обосновывают именно указанным заключением вне зависимости от каких-либо сроков.

Оснований считать, что суд, возлагая на МП ОП по Константиновскому району обязанность обменять Истоминой А.В. паспорт, подменяет собой компетентный орган по вопросам гражданства, на что обращает внимание податель жалобы, не усматривается.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, обжалуемое решение Константиновского районного суда Амурской области от 03 сентября 2019 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Константиновского районного суда Амурской области от 03 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных ответчиков МО МВД России «Михайловский», УМВД России по Амурской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33АПа-601/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Истомина Александра Велиевна
Ответчики
УВМ УМВД России по Амурской области
УМВД россии по Амурской области
Мо МВД России "Михайловский"
МП ОП по Константиновскому району МО МВД России "Михайловский"
Суд
Амурский областной суд
Судья
Ситникова Елена Вячеславовна
Дело на странице суда
oblsud.amr.sudrf.ru
15.05.2020Передача дела судье
15.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее