Дело №2а-3984/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Гринченко Е.В.,
При секретаре судебного заседания Станогиной Е.В.,
С участием административного истца Мочаловой Е.Г. и её представителей Овсянникова Р.П., Куцевой А.А.,
Представителя административного ответчика Поповой С.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мочаловой Евгении Геннадьевны к администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое,
Установил:
Мочалова Е.Г. обратилась в суд с административным иском к администрации <адрес> о признании незаконным решения №-р от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче разрешения на перевод жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, в нежилое, возложении обязанностей на администрацию <адрес> по рассмотрению вопроса согласования перевода жилого помещения в нежилое.
Требования мотивированы тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Для перевода квартиры в нежилое помещение ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> <адрес> с соответствующим заявлением, приложив к нему необходимый пакет документов.
Однако распоряжением главы администрации <адрес> <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ. было отказано в переводе жилого помещения (№ <адрес>) в нежилое, на основании п.2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», п.п.2,3 ч.1 ст.24 ЖК РФ, а именно: по причине предоставления документов в ненадлежащий орган и несоблюдения предусмотренных требований ст.22 ЖК РФ условий перевода; со ссылкой на то, что предполагаемые изменения помещения являются реконструкцией (устройство входной группы и тамбура) многоквартирного дома и невозможны без проведения мероприятий требующих получение разрешения на реконструкцию (строительство), в соответствии с гл.6 Градостроительного кодекса РФ; отсутствие согласия всех собственников помещений на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме.
Полагает данное решение незаконным, создающим препятствия в осуществлении принадлежащего ей права на распоряжение имуществом по своему усмотрению, а именно, по реализации открытия детского центра. В полномочия администрации <адрес> <адрес> входит предоставление муниципальной услуги «Выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение». Считает, что предусмотренные проектной документацией работы по перепланировке и переустройству квартиры не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, в связи с чем выдача разрешение на строительство не требуется. Доли в праве общей собственности на общее имущество не изменяются и не уменьшаются, в связи с чем согласие всех собственников на проведение работ по переустройству и перепланировке не требуется. Основания для отказа, предусмотренного ч.2 ст.22 ЖК РФ у неё отсутствуют, поскольку переводимое помещение расположено на первом этаже многоквартирного дома, доступ возможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, и существует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению. Переводимое помещение не является частью жилого помещения, не используется собственником или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, право собственности на переводимое помещение не обременено правами каких-либо лиц. Основания, указанные в распоряжении, как несоответствие проекта реконструкции, переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям действующего законодательства, не мотивированы. В связи с чем считает доводы, изложенные в оспариваемом распоряжении не основаны на законе.
В судебном заседании административный истец Мочалова Е.Г. и её представители Овсянников Р.П., Куцева А.А. административный иск поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> <адрес> Попова С.В. полагала заявленные требования неподлежащими удовлетворению, пояснив, что работы, указанные в проектной документации отнесены к реконструкции, в связи с чем, данные работы требуют разрешения на строительство, которое выдается в Департаменте градостроительства и архитектуре. Кроме того, согласно пункту 2.6 Административного регламента предусмотрен перечень документов необходимый для предоставления муниципальной услуги. Согласно данному перечню необходимо получить согласие собственников многоквартирного дома, поскольку работы, предусмотренные проектом, уменьшают площадь общего имущества. Согласие собственников многоквартирного дома административным истцом предоставлено не было, на основании чего административному истцу было отказано в переводе жилого помещения в нежилое.
Представитель заинтересованного лица ТСН «Чайка» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен судом надлежащим образом.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое установлены статьями 22 - 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение", утвержденным постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 2714 установлен порядок, стандарт предоставления муниципальной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) по предоставлению муниципальной услуги, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением настоящего административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) администрации Волгограда, а также должностных лиц, муниципальных служащих администрации Волгограда.
По настоящему делу судом установлено.
ДД.ММ.ГГГГ Мочалова Е.Г., в лице представителя Овсянникова Р.П., являясь собственником <адрес>, расположенной в <адрес>, обратилась в администрацию <адрес> <адрес> с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, предоставив пакет документов согласно приложению к заявлению.
По результатам рассмотрения заявления Мочаловой Е.Г. и представленных документов, главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение №-р «Об отказе в переводе жилого помещения по адресу: <адрес>А, <адрес>, в нежилой фонд».
В качестве оснований к отказу в переводе жилого помещения в нежилое для использования в качестве детского центра указано на п.2, п.3 ч.1 ст.24 Жилищного кодекса РФ, п.2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение":
- представление документов в ненадлежащим орган и несоблюдение предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения;
- предполагаемые изменения площади являются реконструкцией (устройство входной группы и тамбур) многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> невозможны без проведения мероприятий требующих получения разрешения на реконструкцию (строительство), в соответствии с гл.6 Градостроительного кодекса РФ;
- отсутствует согласие всех собственников помещений на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> <адрес>.
Проверяя доводы стороны административного истца о незаконности принятого решения, оформленного в форме распоряжения, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.
Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.
Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, несмотря на отсутствие в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения частей 2 и 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из представленного административным истцом технического паспорта на жилое помещение, общая площадь квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>А, <адрес>, составляет 53,7 кв.м.
В соответствии с проектной документацией № по перепланировке и переустройству квартиры по адресу: <адрес>А, <адрес>, изготовленной специалистом МУП ЦМБТИ, общая площадь помещения в результате производимых работ изменится и составит 57,4 кв.м. Проектом перепланировки и переустройства предполагается устроить с главного фасада жилого дома вход путем разборки подоконной части существующего окна без расширения, до уровня пола, с последующей установкой входной двери. Также предусматривается устройство входной группы, которая состоит из входной площадки со ступенями (1,6м х 2,7 м), навеса (1,6м х 2,7м) с односкатной крышей, ограждение ступеней и площадки.
Согласно данной проектной документации, образуемая входная группа влечет использование части земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, отнесенного к общей долевой собственности, в связи с чем необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку в результате проводимых работ произойдет уменьшение общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, права и законные интересы которых могут быть затронуты этими изменениями.
Указанное согласие возможно получить путем соблюдения требований, предусмотренных ст.44 Жилищного кодекса РФ.
Кроме этого, согласно пункту "в" части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. №, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
Таким образом, устройство входной группы фактически приведет к присоединению части земельного участка под ним, т.е. его передачу в исключительное пользование административного истца.
Для изменения режима использования общего имущества в соответствии с требованиями статей 36, 40 ЖК РФ и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, на что указано административным истцом в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, из пояснений представителя административного истца следует, что за получением согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на проведение реконструкции, перепланировки и переустройства жилого помещения, а также за получением разрешения на осуществление реконструкции, переустройства и (или) перепланировки, Мочалова Е.Г. не обращалась.
В связи с этим администрация <адрес> <адрес> правомерно исходила из того, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение необходимо представить согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, а также разрешение на осуществление реконструкции.
В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что вынося решение (распоряжение) об отказе в переводе жилого помещения в нежилое администрация <адрес> <адрес> действовала в пределах предоставленных полномочий, с учётом требований действующего градостроительного, жилищного законодательства РФ, нормы которых приведены выше и которыми руководствовался административный ответчик, принимая оспариваемое решение, не нарушая при этом прав и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению административного иска Мочаловой Е.Г.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Мочаловой Евгении Геннадьевны о признании незаконным решения (распоряжения) администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение, возложении обязанностей на администрацию <адрес> <адрес> по согласованию перевода жилого помещения в нежилое – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Гринченко