№2-5335/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 17.07.2023
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Савельевой Е.А.,
при секретаре Адылгареевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой Н.А. к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области, Правительству Тюменской области о признании незаконным приказа об отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты, о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Климова Н.А., с учетом уточнений, обратилась с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области о признании незаконным Приказа от 18.05.2021 № об отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты, по категории «инвалиды», вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности предоставить Климовой Н.А. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения по категории «инвалиды», вставшие на учет нуждающихся в жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ». Исковые требования мотивированы тем, что Климова Н.А. с составом семьи из пяти человек состояли на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и по категории «инвалиды труда I и II групп, с ДД.ММ.ГГГГ года». В ДД.ММ.ГГГГ Климова Н.А. получила уведомление комитета по учету и распределению жилых помещений Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в настоящее время на территории Тюменской области меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета оказываются в форме предоставления социальных выплат на улучшение условий в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидом и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Тюменской области от 14.08.2006 №. В соответствии с п.1 Порядка, ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие до ДД.ММ.ГГГГ на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право на получение социальной выплаты. В целях признания претендентом на получение социальной выплаты истцу разъяснено право на обращение с заявлением о предоставлении социальной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ Климова Н.А. обратилась о предоставлении социальной выплаты. Однако приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Климовой Н.А. отказано в признании претендентом на получение социальной выплаты по категории «инвалиды», вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ», установленных подпунктом «в» п.3 Порядка. Кроме того, приказом Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, Климова Н.А. с составом указанных выше членов семьи сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В качестве оснований указано: в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Из письменного ответа Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с утратой оснований, дающих право гражданину на получение жилого помещения по договору социального найма (суммарная обеспеченность жилыми помещениями превышает учетную норму, равную 15 кв.м. на человека), на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, Климова Н.А. с составом семьи 5 человек, сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории I и II групп». В связи с этим же обстоятельствами истцу отказано в признании претендентом на получение социальной выплаты по категории «инвалиды», вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ». Решением Центрального районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу № приказ Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № признан незаконным, на ответчика возложена обязанность восстановить истца в очереди граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и по категории «инвалиды труда I и II групп». Решение Центрального районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ответчиком исполнено. Климова Н.А. восстановлена в очереди граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и по категории «инвалиды труда I и II групп». Приказ об отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ принят в отношении Климовой Н.А. незаконно и необоснованно, так как принят на основании тех же обстоятельств, что и незаконный приказ Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ №. Обстоятельства, установленные решением Центрального районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу № являются установленными и не подлежат доказыванию, в силу ст.61 ГПК РФ. Письмом Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени ДД.ММ.ГГГГ Климовой Н.А. сообщили, что Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о признании претендентом на получение социальной выплаты, по категории «инвалиды» с составом семьи 1 человек. Однако Климовой Н.А. разъяснено, что списки получателей социальной выплаты будут сформированы до конца текущего года. Таким образом, ответчик своим неправомерным отказом лишил Климову Н.А. возможности своевременно получить социальную выплату в 2022 году (л.д.5-7, 25).
На основании ст.40 ГПК РФ, в качестве соответчиков к участию в деле привлечены Главное управление строительства Тюменской области, Правительство Тюменской области.
В судебном заседании представитель истца Климовой Н.А. – Мамаева Ю.Н. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени Крымова Т.В. исковые требования не признала. Согласно устных и письменных возражений, надлежащим ответчиком является Главное управление строительства Тюменской области. Поскольку Климова Н.А. восстановлена в очереди, выплата может быть предоставлена на основании списков, сформированных до конца текущего года.
В судебном заседании представитель ответчиков Главного управления строительства Тюменской области, Правительства Тюменской области Душко А.С. исковые требования не признал, в устных и письменных возражениях указал, что лимиты бюджетных средств на 2023 год могут быть распределены на основании сформированных ДД.ММ.ГГГГ списков (л.д.34).
На основании ст.167 ГПК РФ, исковое заявление рассмотрено в отсутствие не явившихся участвующих лиц, при надлежащем извещении.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материала дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г.Тюмени вынесено решение по делу №, которым постановлено: «Исковые требования Климовой Н.А. удовлетворить частично. Признать незаконным приказ департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 25.05.2021 № «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятии Климовой Н.А. с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени восстановить Климову Н.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 1 человек по категории «инвалиды труда 1 и 2 групп». В удовлетворении остальной части исковых требований отказать» (л.д.35-43).
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что Климова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «инвалиды труда 1 и 2 групп», с составом семьи 5 человек.
С ДД.ММ.ГГГГ Климова Н.А. является получателем пенсии по старости и инвалидности 2 группы, что подтверждается удостоверением № выданным ДД.ММ.ГГГГ УПФР (ГУ) в г.Тюмени.
Согласно карточке очередника, Климова Н.А. с составом семьи из 5 человек: сын Климов А.В., сноха ФИО4, внучка – ФИО5, дочь – ФИО6, с ДД.ММ.ГГГГ приняты на учёт нуждающихся в жилом помещении по категории «Инвалиды труда 1 и 2 групп» номер в очереди по указанной категории №, в списке «Общая очередь» - №.
Решением Ленинского районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, были удовлетворены исковые требования ФИО10 о выселении Климовой Н.А., ФИО11 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> снятии с регистрационного учёта по указанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ Климова Н.А. уведомлена Комитетом по учёту и распределению жилых помещений ДИО Администрации города Тюмени о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, по категории «инвалиды», вставшие на учёт нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ составом 1 человек.
Приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № Климовой Н.А. отказано в признании претендентом на получение социальной выплаты по категории «инвалиды», вставшие на учёт нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, установленной пп. «в» п.3 Порядка.
Приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № Климова Н.А. снята с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 5 человек, включая: Климова А.В. (сын), ФИО4 (сноха), ФИО5 (дочь), ФИО6 (дочь) с сохранением права состоять в едином списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: Климова А.В. (сын), ФИО4 (сноха), ФИО2 (дочь) ФИО6 (дочь).
Основанием снятия с учёта нуждающихся в жилом помещении послужила информация, содержащаяся в ЕГРН, согласно которой Климова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м.
Решением Армизонского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Климовой Н.А. отказано в удовлетворении исковых требований к ФИО18, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 в лице законного представителя ФИО12 об истребовании из чужого незаконного владения жилого дома путем выселения. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции установил, что ДД.ММ.ГГГГ между Климовой Н.А. в лице ФИО17, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО4 (после заключения брака ФИО18) заключен договор купли-продажи (купчей) земельного участка с жилым домом, расположенных по адресу: <адрес>. Также суд установил, что с мая 2013 года данное имущество выбыло из владения Климовой Н.А.
Апелляционным определением Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Армизонского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Климовой Н.А. - без удовлетворения.
Согласно свидетельству о смерти, сын истца - Климов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп 1,3 – 6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Из этого следует, что поскольку Климова Н.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, до ДД.ММ.ГГГГ, то нереализованное право сохраняется за ней после указанного времени.
Кроме того, действующим законодательством, для инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся до ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена возможность реализации права на предоставление жилых помещений в ином порядке.
Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч.2); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (ч.3).
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года №, а форма предоставления мер социальной поддержки указанным выше категориям граждан определена постановлением правительства Тюменской области от 14 августа 2006 года № в виде предоставления социальных выплат на приобретение жилья в собственность или возмещение затрат по строительству индивидуального жилого дома.
Так, в частности в соответствии с подп. «в» п.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 14 августа 2006 года № право на получение социальной выплаты имеют инвалиды, постоянно проживающие в Тюменской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку основанием для снятия с учёта нуждающихся Климовой Н.А. послужили сведения в ЕГРН о наличии у неё в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое, как следует из решения Армизонского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, было продано ДД.ММ.ГГГГ, то есть фактически выбыло из её обладания, требование о признании незаконным приказа в части снятии Климовой Н.А. с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и восстановлении на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 1 человек по категории «инвалиды труда 1 и 2 групп», являются обоснованными и в данной части подлежат удовлетворению.
В удовлетворении исковых требований в части предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано, поскольку в рамках Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.08.2006 №, меры социальной поддержки направлены на обеспечение жилищных прав граждан за счет средств федерального бюджета посредством предоставления им социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставление истцу жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма по указанной категории не предусмотрено.
Вступившее в законную силу решение по делу № от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, в силу ст.61 ГПК РФ.
Таким образом, из представленных по делу доказательств следует, что Климова Н.А. необоснованно снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем, на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени возложена обязанность восстановить Климову Н.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма с составом семьи 1 человек по категории «инвалиды труда 1 и 2 групп».
Согласно ответа Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ №, во исполнение решения Центрального районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, приказом Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об отмене приказа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №, Климова Н.А. восстановлена на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «инвалиды труда 1 и 2 групп» с ДД.ММ.ГГГГ. На основании поданного Климовой Н.А. заявления от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты. После восстановления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Климова Н.А. обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого, приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о признании претендентом на получение социальной выплаты, по категории «инвалиды» с составом семьи 1 человек, однако списки получателей могут быть сформированы ГУС ТО до 20 декабря текущего года (л.д.17-18)
Вместе с тем, решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени об отказе в признании заявителя претендентом на получение социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ № принято в связи с утратой оснований (суммарная обеспеченность жилыми помещениями превышает учетную норму, равную 15 кв.м. на человека), то есть в связи с теми же обстоятельствами, что и решение от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № подлежат удовлетворению.
Согласно п.24 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.08.2006 №, списки граждан- получателей социальной выплаты формирует Главное управление строительства Тюменской области.
Поскольку департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени при принятии решений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № не в полном объеме проверил сведения о нуждаемости в жилом помещении Климовой Н.А., при этом, Климова Н.А. с первоначальным заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения обратилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, при отсутствии вышеуказанных незаконных решений Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени, истец могла быть включена в списки граждан-получателей социальной выплаты в 2021 года, соответственно социальная выплата могла быть получена в 2022 году, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на Главное управление строительства Тюменской области обязанности предоставить социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения по категории «инвалиды», вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 194 -199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Климовой Н.А. (паспорт №) удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты по категории «инвалиды», вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Главное управление строительства Тюменской области предоставить Климовой Н.А. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения по категории «инвалиды», вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Тюмени.
Решение в окончательной форме принято 04.08.2023.
Судья Е.А. Савельева