изготовлено 07.11.2024 УИД 66RS0033-01-2024-001476-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
24.10.2024 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Локтина А.А., судей Волкоморова С.А. и Ильясовой Е.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дударенко Е.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области к Администрации городского округа Краснотурьинск о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт и пени,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации городского округа Краснотурьинск – Демченковой А.В. на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 12.07.2024.
Заслушав доклад судьи Волкоморова С.А., судебная коллегия
установила:
Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее – Региональный фонд) обратился в суд с иском к наследственному имуществу Ильина С.В.
В обоснование исковых требований указано, что Ильин С.В. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом включён в Региональную программу капитального ремонта. За период с 01.03.2021 по 31.10.2023 задолженность по взносам на капитальный ремонт составляет 9533 руб. Согласно поступившей информации, Ильин С.В. умер <дата>. Таким образом, обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт входят в состав наследственного имущества.
На основании изложенного Региональный фонд просил суд взыскать в пределах стоимости наследственного имущества Ильина С.В. задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 9533 руб., пени за период с 21.05.2021 по 30.11.2023 в размере 1082 руб. 21 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 424 руб. 61 коп.
Определением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 24.06.2024 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация городского округа Краснотурьинск.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 12.07.2024 исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено следующее.
Взыскать с Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области в пользу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.05.2021 по 31.10.2023 в размере 9 019 руб. 42 коп., пени, начисленные за периоды неуплаты с 01.05.2021 по 30.09.2022 и с 01.04.2023 по 31.10.2023, рассчитанные по состоянию на 30.11.2023, в размере 816 руб. 26 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 393 руб. 44 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Представитель ответчика – Демченкова А.В., оспаривая законность и обоснованность судебного постановления, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом не применен закон, подлежащий применению. Материалы дела не содержат сведений о том, что истец обращался к ответчику с требованием о взыскании задолженности, либо к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, что свидетельствует о злоупотреблении правом с его стороны.
Вывод суда о том, что ОМС «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» не отнесено к числу лиц, в собственность которых переходит выморочное имущество, не соответствует положениям действующего законодательства.
В силу Положения «О комитете по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», утвержденного решением Краснотурьинской городской Думы от 17.10.2005 №103, а также Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Краснотурьинск», утвержденного решением Думы городского округа Краснотурьинск от 23.11.2017 №26, ОМС КУИ является самостоятельным юридическим лицом, проводящим государственную и муниципальную политику в области управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Краснотурьинск. В статье 32 Устава городского округа Краснотурьинск закреплены полномочия Администрации городского округа Краснотурьинск, среди которых отсутствует полномочие по управлению и распоряжению имуществом.
Надлежащим ответчиком по делу является орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», в лице которого муниципальное образование «городской округ Краснотурьинск» осуществляет свои полномочия по управлению имуществом. Данный орган местного самоуправления не был привлечен к участию в деле судом первой инстанции.
Стороны, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Свердловского областного суда в сети Интернет.
Принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, а доказательства уважительности причин неявки не представлены, при этом каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ильину С.В. с 12.09.2017 на праве собственности принадлежало жилое помещение, общей площадью 25,4 кв.м., с кадастровым номером <№>, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 34).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 №306-ПП.
Согласно сведениям, представленным Отделом ЗАГС г. Краснотурьинска, Ильин С.В., <дата> года рождения, умер <дата> в г. Карпинске Свердловской области (л.д. 36).
Наследственное дело после смерти Ильина С.В. не заводилось (л.д.26).
На дату смерти Ильин С.В. в браке не состоял, детей не имел, его родители Ильин В.А. и Ильина Т.Е. умерли <дата> и <дата>, соответственно (л.д.37-39).
Как следует из выписки по лицевому счету, оплата взносов на капитальный ремонт, начисленных собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, c 01.03.2021 по 31.10.2023 не производилась (л.д. 15).
Из ответа заместителя руководителя клиентской службы (на правах отдела) в г. Краснотурьинске Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 19.06.2024 установлено, что правопреемники умершего Ильина С.В. с заявлениями о выплате (об отказе от выплаты) средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в территориальные органы СФР по Свердловской области не обращались, Ильин С.В. не являлся получателем пенсии (л.д. 42).
Иного имущества, которое могло бы быть принятым наследниками последующих очередей, у Ильина С.В. не установлено, что следует из сведений филиала СОГУП «Областной Центр недвижимости» Северное БТИ (л.д. 35), РЭО Госавтоинспекции МО МВД России «Краснотурьинский» (л.д. 41).
Кадастровая стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на дату смерти Ильина С.В. составляла 448487 руб. 17 коп., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.06.2024 (л.д. 53).
Согласно представленному истцом расчёту задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, начисленных собственнику вышеуказанного жилого помещения, за период 01.03.2021 по 31.10.2023 составила 9 533 руб. (л.д. 10).
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства дела, руководствуясь положениями ст. ст. 1110, 1151, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 153, ч. 2 ст. 154, ст. 155, ст. 158, ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учётом разъяснений, изложенных в п.п. 50, 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», пришел к выводам о том, что имущество (жилое помещение), оставшееся после смерти Ильина С.В., является выморочным и с даты его смерти перешло в собственность муниципального образования «городской округ Краснотурьинск», в связи с чем обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт и пени за нарушение срока их уплаты должна нести Администрация городского округа Краснотурьинск.
Принимая во внимание заявленное ответчиком ходатайство о пропуске срока исковой давности, установленные законом сроки уплаты взносов на капитальный ремонт, а также факт обращения Регионального фонда с иском 24.05.2024, суд, руководствуясь ст. 195, п. 1 ст. 196, ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учётом разъяснений, данных в пунктах 3, 17, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», отказал Региональному фонду в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, начисленных за март-апрель 2021 года, начисленных на данную задолженность пени. В остальной части исковые требования Регионального фонда к Администрации городского округа Краснотурьинск о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, а также пени, за исключением периода времени (с 01.10.2022 по 31.03.2023), необходимого для приобретения выморочного имущества, судом удовлетворены.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии у ответчика как собственника жилого помещения, являющегося выморочным имуществом, обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, начисленных в спорный период, а также пени за нарушение сроков их уплаты, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих правоотношения сторон, и соответствует обстоятельствам дела, установленным на основании имеющихся по делу доказательств, которым в обжалуемом решении дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация городского округа Краснотурьинск не может выступать надлежащим ответчиком по настоящему делу, ранее были заявлены в суде первой инстанции и получили оценку в решении суда, признаны необоснованными. Судебная коллегия с такой оценкой соглашается в силу следующего.
В силу ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо муниципального, городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе жилое помещение.
Переход выморочного имущества к государству и муниципальному образованию закреплен императивно и не требует выражения волеизъявления на принятие наследства.
Выморочное имущество со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность публично-правового образования: Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 (ст. 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации), без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и государственной регистрации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно разъяснению, данному в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований – их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Судом в решении верно указано, что право собственности на жилое помещение после смерти Ильина С.В. возникло у соответствующего муниципального образования – городской округ Краснотурьинск Свердловской области, в связи с чем, ответственность по оплате взносов на капитальный ремонт должен нести собственник выморочного имущества в лице Администрации городского округа Краснотурьинск.
ОМС «Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Краснотурьинск» (далее – Комитет) не отнесено законом к числу лиц, в собственность которых переходит выморочное имущество. Положением о данном органе местного самоуправления, утверждённым Решением Думы городского округа Краснотурьинск от 27.10.2005 года №103, определено, что Комитет является функциональным органом, проводящим государственную и муниципальную политику в области управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Краснотурьинск.
Названное Положение, вопреки доводам заявителя жалобы, не относит к числу полномочий Комитета осуществление мероприятий по признанию права муниципальной собственности на выморочное имущество, находящееся на территории городского округа Краснотурьинск, оформлению в муниципальную собственность выморочного имущества.
Наличие в числе задач Комитета управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а в числе его функций ведения учёта объектов муниципальной собственности и единого реестра муниципальной собственности, в рассматриваемом случае не означает, что Комитет является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку жилое помещение на дату судебного разбирательства не было включено в реестр муниципальной собственности городского округа Краснотурьинск, соответственно, денежные средства на его содержание из местного бюджета не выделялись.
Администрация городского округа Краснотурьинск, в свою очередь, в соответствии с пунктами 1.6, 1.7 Положения об Администрации (исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления) городского округа Краснотурьинск, утверждённого Постановлением Главы городского округа Краснотурьинск от 16.07.2014 №45, является главным распорядителем средств бюджета городского округа Краснотурьинск и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в качестве истца и ответчика.
В материалах дела отсутствуют сведения, дающие основания полагать, что Региональный фонд, будучи осведомлённым о смерти Ильина С.В. и лице, являющемся наследником, допустил бездействие, имеющее признаки злоупотребления правом. Таким образом, судебная коллегия критически относится к доводам заявителя о наличии предусмотренных статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для отказа Региональному фонду в удовлетворении исковых требований.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется, поскольку обжалуемое решение принято с соблюдением положений ст.ст. 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пунктах 1-6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении».
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 12.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий: |
А.А. Локтин |
Судьи: |
С.А. Волкоморов |
Е.Р. Ильясова |