УИД 37 RS0019-01-2024-001382-66
Дело № 2-852/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2024года г.Иваново
Советский районный суд г.Иваново
в составе председательствующего судьи Моклоковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Селивановой Д.А.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Ивановской области- Городничевой Н.И.,
представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №59» г. Иваново- Ворониной Н.С.,
представителя ответчиков Администрации города Иваново, Управления образования Администрации г. Иваново- Соловьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №59» г. Иваново, Администрации г. Иванова, Управлению образования Администрации г. Иванова об устранении нарушений санитарного законодательства,
установил:
Главный санитарный врач по Ивановской области Руководитель Управления Роспотребнадзора по Ивановской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59» г. Иваново устранить нарушения санитарного законодательства, обязать администрацию г. Иванова и Управление образования Администрации города Иванова предоставить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №59» г. Иваново финансовые средства в объеме, необходимом для устранения нарушений санитарного законодательства.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения плановой выездной проверки 13.12.2021 в отношении МБДОУ «Детский сад № 59», расположенного по адресу: г. Иваново ул. Шошина д. 2А было выдано предписание № 698 об устранении нарушений санитарного законодательства со сроком исполнения до 01.03.2024. Из документов, предоставленных в адрес Управления Роспотребнадзора по Ивановской области было установлено, что не выполнен в полном объеме п.6 указанного предписания.
20.05.2024 мировым судьей судебного участка №3 Советского судебного района г. Иваново, и.о. мирового судьи судебного участка №4 Советского судебного района г. Иваново, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Детский сад №59» прекращено на основании ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Установлено, что предписание не исполнено в указанной части в установленный срок в виду отсутствия финансирования.
Имущество, используемое МБДОУ «Детский сад № 59» для осуществления своей детальности, расположенное по адресу: г. Иваново ул. Шошина д. 2А, является муниципальной собственностью. Учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ Иваново. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Иваново осуществляет управление образования Администрации города Иванова.
Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени городского округа Иваново осуществляет Администрация города Иванова в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом в пределах полномочий, установленных нормативно-правовыми актами города Иванова.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению требований санитарного законодательства является обязанностью также и органа местного самоуправления, обязанного финансировать мероприятия по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства.
В связи с чем, перечисленные нарушения норм санитарного законодательства не устранены и продолжают оказывать вредное воздействие на лиц, находящихся в указанном учреждении.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Ивановской области Городничева Н.И. в судебном заседании уточненные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №59» г. Иваново- Воронина Н.С. в судебном заседании факт наличия указанных в уточненном исковом заявлении нарушений санитарного законодательства не оспаривала. Причиной неисполнения предписания об их устранении в установленные истцом срок указала отсутствие финансирования Учреждения в объеме, достаточном для выполнения работ по их полному устранению. В настоящее время большая часть предписания № 698 от 13.12.2021 выполнена. В связи с тем, что произошло сокращение количества детей пребывающих в детском саду, сократилось количество групп. Дети находятся в тех помещения, окна в которых отремонтированы, либо заменены. Дополнительно пояснила, что в настоящее время ею осуществляются действия, необходимые для организации и проведения работ по устранению выявленных Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области нарушений, составлена смета, заключены необходимые договора. После выделения денежных средств на ремонтные работы в достаточном количестве, ответчиком в полном объеме будут выполнены необходимые работы по устранению допущенных нарушений. Указанного представителем истца срока выполнения ремонтных работ до 01.11.2024 будет достаточно.
Представитель ответчика Администрации г. Иваново Соловьева Л.В., представляющая на основании доверенности также интересы ответчика - отдела образования Администрации г. Иваново, в судебном заседании факт наличия в МБДОУ «Детский сад №59» выявленных Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области нарушений санитарного законодательства не оспаривала. Дополнительно пояснила, что причиной их не устранения в установленный предписанием Службы срок явилось отсутствие достаточного финансирования Учреждения. Также пояснила, что финансирование в достаточном для исполнения требований предписания объеме не были выделены в связи с тем, что устранение всех нарушений, имеющихся в муниципальных образовательных учреждениях, требует значительных объемов денежных средств. Также пояснила, что указанный в исковом заявлении в уточненной редакции срок для выделения МБДОУ «Детский сад №59» финансирования для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства (до 01.10.2024), с учетом специфики бюджетного процесса будет достаточным для выделения необходимого финансирования и исполнения решения суда.
Суд, выслушав объяснения лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Аналогичная норма имеется в статье 46 Федерального закона «О защите прав потребителей».
В соответствии с Положением об Управлении Роспотребнадзора по Ивановской области, Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в рамках выполнения которых в праве в том числе: при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другими нормативными актами.
Из материалов дела усматривается, и сторонами не оспорено, что в соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад №59» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п. 2.3 Устава (текст которого имеется в общем доступе на сайте с сетевым адресом hhtps://madou83.ru).
В соответствии с решением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области № 698 от 17.11.2021 о проведении выездной плановой проверки Управлением 13.12.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении к МБДОУ «Детский сад №59», расположенного по адресу: г. Иваново ул. Шошина д. 2А, в ходе которой были установлены нарушения Учреждением требований санитарного законодательства, в том числе нарушения требований п. 2.8.3 СП 2.4.3648-20, а именно выявлены дефекты в отделке подоконников, рам, откосов, между рамами щели (группы №2,3,4,5, спортивный зал, медицинский блок, центр ПДД, лестничном марше); дефекты в закреплении стекол в коконной раме, наличие щелей между рамами и стеклом (группа №3, медицинский блок); отсутствие возможности закрытия окон в виду изношенности рам (группы №3,4); дефекты в остеклении, наличие трещин (группы №3,4, спортивный зал).
В этой связи МБДОУ «Детский сад №529 Управлением выдано предписание №698 от 13.12.2021 об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 01.03.2024.
Между тем, в установленный предписанием срок выявленные Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области нарушения санитарного законодательства в полном объеме устранены не были, а именно: по пункту 6 предписания в соответствии с п. 2.8.3 СП 2.4.3648-20 не заменены оконные блоки в помещениях групп № 2,3,4, 5, спортивный зал, медицинский блок, центр ПДД, лестничном марше), стекла не закреплены в оконной раме, имеются щели между рамами и стеклом (группа №3, медицинский блок), остекление выполнено не из цельного стекла, допускается наличие трещин (группы №3,4, спортивный зал), что не допускает проведение ежедневной влажной уборки и чистки оконных стекл по мере их загрязнения) ( п.2.8.3, п.2.11.2 СП 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»).
20.05.2024 мировым судьей судебного участка №3 Советского судебного района г. Иваново, и.о. мирового судьи судебного участка №4 Советского судебного района г. Иваново, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Детский сад №59» прекращено на основании ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Ввиду того, что требования, содержащиеся в представлении МБДОУ «Детский сад №59», не выполнены в полном объеме, Управление Роспотребнадзора по Ивановской области обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона).
Вопросы охраны здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми урегулированы санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.
Согласно п. п. 2.8.3 СП 2.4.3648-20 в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми должны соблюдаться следующие требования: остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось ответчиками, что предписание Управления Роспотребнадзора по Ивановской области от 13.12.2021 в части возложенной на МБДОУ «Детский сад №59» обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: устранить дефекты в отделке подоконников, рам, откосов, между рамами щели (группы №2,3,4,5, спортивный зал, медицинский блок, центр ПДД, лестничном марше); дефекты в закреплении стекол в коконной раме, наличие щелей между рамами и стеклом (группа №3, медицинский блок); отсутствие возможности закрытия окон в виду изношенности рам (группы №3,4); дефекты в остеклении, наличие трещин (группы №3,4, спортивный зал) не исполнено, что нарушает права несовершеннолетних на охрану и безопасность здоровья и благоприятную окружающую среду.
В связи с чем, исковые требования по возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад №59» устранить указанные выше нарушения подлежат удовлетворению.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и Уставу МБДОУ «Детский сад №59» является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом общеобразовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность, в этой связи несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации.
Пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помимо прочего, образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Закона).
В соответствии с Уставом функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени городского округа Иваново осуществляет Администрация города Иванова в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами города Иванова (п. 1.5 Устава).
Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования администрации города Иваново (п. 1.4 Устава).
Имущество учреждения является муниципальной собственностью городского округа Иваново и передается учреждению собственником имущества на праве оперативного управления.
Источниками формирования имущества и финансирования деятельности Учреждения являются субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание Учреждением муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального имущества.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с Положением об Управлении образования Администрации г. Иваново, на Управление возложены задачи по созданию необходимых условий для реализации конституционного права граждан России на получение образования, не противоречащей политике Российской Федерации.
В соответствии с возложенными на него задачами Управление выполняет следующие функции, в том числе координирует, регулирует и контролирует деятельность муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления единой политики в области образования на территории города; организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организует предоставление дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Иванова; в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ивановской области, муниципальными и иными нормативно-правовыми актами обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений: Ежегодно представляет в финансово-казначейское управление администрации города проект бюджета учреждений образования города на соответствующий финансовый год; вносит предложения в финансово-казначейское управление администрации города по уточнению бюджета учреждений образования города на соответствующий финансовый год; составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; на основании мотивированного представления подведомственного бюджетного учреждения вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением финансово-казначейского управления администрации города; осуществляет контроль над получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг; контролирует сохранность и эффективное целевое использование закрепленного за муниципальным образовательным учреждением имущества.
Главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета в Бюджетном кодексе Российской Федерации; абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Руководствуясь приведенными выше нормами, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Управление образования администрации города Иваново, как учредителя МБДОУ «Детский сад №59» и Администрацию города Иваново, как собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, пределах полномочий и компетенции каждого из них, обязанности обеспечить финансирование расходов в части проведения работ по устранению допущенных Учреждением нарушений санитарного законодательства, а именно: устранить нарушения санитарного законодательства: не позднее 01.11.2024 устранить дефекты в отделке подоконников, рам, откосов, между рамами щели (группы №2,3,4,5, спортивный зал, медицинский блок, центр ПДД, лестничном марше); дефекты в закреплении стекол в коконной раме, наличие щелей между рамами и стеклом (группа №3, медицинский блок); отсутствие возможности закрытия окон в виду изношенности рам ( группы №3,4); дефекты в остеклении, наличие трещин (группы №3,4, спортивный зал) в соответствии с п.2.8.3, п.2.5.3 СанПин 2.4.3648-20.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения сторон, суд находит достаточным для Управления образования Администрации города Иваново и Администрации города Иваново (в части финансирования) срок для выделения денежных средств для выполнения МБДОУ «Детский сад №59» работ по устранению нарушений санитарного законодательства - до 01.10.2024, а для МБДОУ «Детский сад №59» для выполнения работ по их устранению достаточным и разумным срок - до 01.11.2024.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №59» г. Иваново, Администрации г. Иванова, Управлению образования Администрации г. Иванова об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59» г. Иваново (ИНН/ОГРН 3702315134/1023700554811) устранить нарушения санитарного законодательства: не позднее 01.11.2024, а именно: дефекты в отделке подоконников, рам, откосов, между рамами щели (группы №2,3,4,5, спортивный зал, медицинский блок, центр ПДД, лестничном марше); дефекты в закреплении стекол в коконной раме, наличие щелей между рамами и стеклом (группа №3, медицинский блок); отсутствие возможности закрытия окон в виду изношенности рам ( группы №3,4); дефекты в остеклении, наличие трещин (группы №3,4, спортивный зал).
Обязать администрацию г. Иванова (ИНН/ОГРН 370201011439/1023700543624), Управление образования Администрации города Иванова (ИНН/ОГРН 370216496095/1023700545384 предоставить не позднее 01.10.2024 Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №59» г. Иваново финансовые средства в объеме, необходимом для устранения нарушений санитарного законодательства в целях соблюдения требований п.2.8.3, п.2.11.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в МБДОУ «Детский сад №59».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Моклокова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05 сентября 2024года.