РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Брянской О.Е., при секретаре Будажаповой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-1807/18 по иску Правительства Республики Бурятия, Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, государственному инспектору труда Ивановой Евгении Владимировне о признании предписания незаконным в части,
с участием представителя истцов Ганькиной Н.В. (доверенности от 15.12.2017, 09.01.2018), представителя ответчика (доверенность от 10.05.2018) и ответчика Ивановой Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Бурятия (далее Правительство) обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия в лице государственного инспектора труда Ивановой Е.В. о признании незаконным пункта 4 предписания №3/12-504-18-П от 17.04.2018, вынесенного государственным инспектором труда в Республике Бурятия Ивановой Е.В. в отношении Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (далее Администрация), мотивируя тем, что предписание в части обязания Администрации создать в соответствии с требованиями ст. 217 Трудового кодекса РФ службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой сфере, либо заключить договор гражданско-правового характера с организацией, оказывающей услуги в области охраны труда, имеющей обязательную аккредитацию, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, является незаконным, поскольку Администрация не осуществляет производственную деятельность. В соответствии с ч. 3 ст. 217 Трудового кодекса РФ на осуществление функций службы по охране труда уполномочен работник Администрации, требования ст. 217 Трудового кодекса РФ исполнены. В данном случае создание службы охраны труда не носит обязательный характер.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Ганькина Н.В. в обоснование предъявления настоящего иска Правительством представила уточнения по иску, согласно которым исполнение требований пункта 4 предписания не отвечает требованиям государственной политики, повлечет необходимость увеличения штатной численности Администрации, что приведет к неисполнению нормативных правовых актов Правительства об оптимизации и сокращении расходов на содержание органов исполнительной власти.
Также представитель истца уточнила ответчика по иску, пояснила, что исковые требования были предъявлены к административному ответчику государственному инспектору труда Ивановой Е.В., ходатайствовала о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика Государственной инспекции труда в Республике Бурятия.
Определением суда от 14.05.2018 г. (в протокольной форме) на основании ст. 41 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Государственная инспекция труда в Республике Бурятия (далее ГИТ).
Определением суда от 14.05.2018 г. на основании поступившего ходатайства, положений ст. 41 Кодекса административного судопроизводства РФ, к участию в деле в качестве административного соистца привлечена Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель административных истцов Ганькина Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточнении к иску, также пояснила, что Администрация не оказывает платные услуги, в связи с чем осуществляемая деятельность не является производственной.
Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, ответчик Иванова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск, полагала, что Администрацией осуществляется производственная деятельность, согласно выписке из ЕГРЮЛ Администрация имеет лицензию на оказание работ и услуг в области шифрования информации, оказывает услуги, в связи с этим создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда в соответствии с ч. 1 ст. 217 Трудового кодекса РФ является обязательным.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что государственным инспектором труда Ивановой Е.В. по распоряжению заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 20.03.2018 № 3/12-504-18-И-197 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
По результатам проверки государственным инспектором труда Ивановой Е.В. выдано предписание № 3/12-504-18-П от 17.04.2018 в отношении Администрации об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.
Согласно пункту 4 предписания Администрация обязана в соответствии с требованиями ст. 217 Трудового кодекса РФ создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, либо заключить договор гражданско-правового характера с организацией, оказывающей услуги в области охраны труда, имеющей обязательную аккредитацию, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда.
Не согласившись с предписанием, Правительство обратилось в суд с настоящим иском.
Рассмотрев административные исковые требования Правительства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ на лицо, оспаривающее решения, действия (бездействие) органа государственной власти, возложена обязанность доказывания нарушения такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из приведенных норм закона, судебная защита нарушенных прав административного истца обусловлена фактом нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением, действием (бездействием).
Вместе с тем, Правительством не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов, требующих судебной защиты, оспариваемым предписанием.
Суд приходит к выводу, что оспариваемым предписанием, выданным в отношении Администрации, являющейся самостоятельным юридическим лицом, права и законные интересы Правительства, которые подлежали бы восстановлению, не нарушены.
Доводы представителя истца о необходимости в случае исполнения предписания увеличения штатной численности Администрации, что приведет к неисполнению нормативных правовых актов Правительства об оптимизации и сокращении расходов на содержание органов исполнительной власти, не свидетельствуют о нарушении предписанием прав Правительства.
При этом согласно части 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем, но не иными лицами.
Поскольку нарушение прав Правительства оспариваемым предписанием не установлено, в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать по указанным основаниям.
Разрешая административные исковые требования Администрации, суд находит их не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлен специальный срок обжалования работодателем предписания государственного инспектора труда - в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Предписание получено уполномоченным представителем Администрации в день его вынесения - 17.04.2018 г., что подтверждается подписью представителя в предписании.
С ходатайством о вступлении в процесс в порядке ст. 41 Кодекса административного судопроизводства РФ Администрация обратилась в суд 14.05.2018, привлечена к участию в деле в качестве соистца определением суда от 14.05.2018.
Таким образом, Администрация обратилась в суд с требованием об обжаловании предписания с пропуском установленного десятидневного срока.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска указанного срока, истцом суду не представлено.
На основании изложенного, в удовлетворении административных исковых требований Администрации о признании пункта 4 предписания государственного инспектора труда от 17.04.2018 незаконным надлежит отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Правительства Республики Бурятия, Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, государственному инспектору труда Ивановой Евгении Владимировне о признании предписания незаконным в части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.05.2018 г.
Судья: О.Е. Брянская