УИД 24RS0014-01-2022-001366-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 11 января 2023 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Ларионовой Н.М.,
при секретере судебного заседания Горбатенко Н.А.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске – Павловой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске к Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейэнергоком» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем утверждения проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения п. Шапкино Енисейского района,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейэнергоком» (далее по тексту - ООО «Енисейэнергоком»), просит признать незаконным бездействие ответчика - ООО «Енисейская энергетическая компания», выраженное в неисполнении требований Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нарушающим права, свободыи законные интересы неопределенного круга лиц и обязать ответчика ООО «Енисейская энергетическая компания», в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - утвердить проект зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения поселка Шапкино по адресу: Красноярский край, Енисейский район, п. Шапкино, ул. Мира, 7, скважина № КР-5, в установленном порядке в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края.
Заявленные требования мотивированы тем, что Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» 20.01.2022 г. выдано экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения № 1318 на источник водоснабжения и водопровода питьевого назначения поселка Шапкино по адресу: Красноярский край, Енисейский район, п. Шапкино, ул. Мира, 7, скважина № КР-5, на основании заявления от 09.11.2021 №13/36103, в соответствии с договором между ИП Могзалевским Д.В. и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» № 103458р/21 от 10.11.2021.
На основании экспертного заключения Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю 06.05.2022 г. выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000437.05.22 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения поселка Шапкино по адресу: Красноярский край, Енисейский район, п. Шапкино, ул. Мира, 7, скважина № КР-5, устанавливающий границы зон санитарной охраны и ограничения использования земельных участков в границах зон, установленных в соответствии с приложением. Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин. Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
По информации, поступающей от Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, для утверждения проекта округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на утверждения в установленном порядке ООО «Енисейская энергетическая компания» не обращалось.
В ходе судебного заседания представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске – Павлова И.В., заявленные исковые требования поддержала в части признания действий незаконными.
Ответчик ООО «Енисейская энергетическая компания», надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, при этом представили возражения на исковое заявление, в котором исковые требования не признали, указав, что надлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению является Муниципальное образование Енисейский район Красноярского края. Объекты водоснабжения Енисейского района находятся у ответчика во владении и пользовании на основании Концессионного соглашения № 01-2012 от 18.03.2013 г., которое не содержит положений, обязывающих Концессионера разрабатывать проекты зон санитарной охраны. Кроме того, между ответчиком и ИП Мозгалевским Д.В. заключён договор от 16.02.2021 г.
№ 01/02/ЗСО/21 на выполнение работ, оказанию услуг, по разработке проекта зон санитарной охраны. Заключение вышеуказанного договора было вынужденной мерой в связи с поступающими предписаниями Управления Роспотребнадзора. По результатам данного договора разработан Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения поселка Шапкино. Получено санитарно-эпидемиологическое заключение №24.49.31.000.T.000437.05.22 от 06.05.2022 г. и заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии правилам проекта зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения № 1318 от 21.01.2022 г. Помимо этого, в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края 17.10.2022 ответчиком направлено обращение (исх. № 1379; вх. № 7727305 от 19.10.2022) о внесении в ЕГРН сведений о границах зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора, расположенного по адресу: п. Шапкино, ул. Мира, 7. ответчик надлежащим образом исполняет предписания Управления Роспотребнадзора. Дополнительно к направленному возражению, в подтверждение устранения допущенных нарушений, направили копию Приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края
№ 77-2109-од от 26.12.2022 г. (далее - Приказ) и пояснили, что согласно данного Приказа установлена зона санитарной охраны источника водоснабжения питьевого назначения посёлка Шапкино по адресу: Красноярский край, Енисейский, район, п. Шапкино, ул. Мира, 7, скважина № КР-5; установлен режим зоны санитарной охраны источника водоснабжения питьевого назначения; возложена обязанность по возмещению убытков, в том числе упущенной выгоды, причинённых ограничением прав в связи с установлением зоны санитарной охраны.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закона), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарном эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 Закона использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).
В соответствии с п.1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Согласно требованиям п. 1.13 Правил установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно -эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 2.2.1.1 Правил Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Согласно п. 3.2.2.4 Правил в первом поясе санитарной защитной зоны запрещается размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шлакохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.
Согласно п. 3.2.3.1 Правил не допускается: размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции.
Пункт 1.6 Правил организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
Пунктом 1.17 Правил оговорено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Согласно п. 1.13 Правил проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Пунктом 2 Постановления Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» установлено, что органами исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
В судебном заседании установлено, что Муниципальное образование Енисейский район Красноярского края на основании концессионного соглашения N01-2012 от
18 марта 2013 года передало Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» комплекс объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Енисейского района, находящихся в муниципальной собственности, в целях их реконструкции и эксплуатации, в том числе, для обеспечения бесперебойного водоснабжения.
Из содержания приложений N 1, 3 к концессионному соглашению N 01-2012 от 18 марта 2013 года следует, что ООО "Енисейэнергоком" в том числе, передана водозаборная скважинами, расположенная по адресу: Красноярский край, Енисейский район, п. Шапкино, ул. Мира, 7.
В соответствии с пунктом 31 концессионного соглашения N01-2012 от 18 марта 2013 года, ООО "Енисейэнергоком" приняло на себя обязательства по содержанию комплекса муниципального имущества, переданного на основании концессионного соглашения, в исправном состоянии, произведению за свой счет текущего и капитального ремонта, содержанию объектов соглашения, предназначенных для бесперебойного водоснабжения потребителей.
Согласно Уставу ООО "Енисейэнергоком" основной деятельностью общества является ресурсоснабжение - сбор, очистка и распределение воды, обеспечение коммунальными услугами населения.
Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» (далее по тексту ФБУЗ «Центр») 20.01.2022 выдано экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения № 1318 на источник водоснабжения и водопровода питьевого назначения поселка Шапкино по адресу: Красноярский край, Енисейский район, п. Шапкино, ул. Мира, 7, скважина № КР-5, на основании заявления от 09.11.2021 №13/36103, в соответствии с договором между ИП Могзалевским Д.В. и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» № 103458р/21 от 10.11.2021 г.
На основании экспертного заключения Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю 06.05.2022 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000437.05.22 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения поселка Шапкино по адресу: Красноярский край, Енисейский район, п. Шапкино, ул. Мира, 7, скважина № КР-5, устанавливающий границы зон санитарной охраны и ограничения использования земельных участков в границах зон, установленных в соответствии с приложением.
Согласно приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 77-2109-од от 26.12.2022 года, установлена зона санитарной охраны и режим зоны санитарной охраны источника водоснабжения питьевого назначения поселка Шапкино по адресу: Красноярский край, Енисейский район,
п. Шапкино, ул. Мира, 7, скважина № Кр-5.
С учетом установленных обстоятельств суд считает, что требования истца, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворению не подлежат, поскольку ответчиком устранены нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - утвержден проект зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения поселка Шапкино по адресу: Красноярский край, Енисейский район, п. Шапкино, ул. Мира, 7, скважина
№ КР-5, в установленном порядке в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края.
Поскольку в удовлетворении требований истца о возложении обязанности по утверждению проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения п. Шапкино Енисейского района отказано в связи с добровольным исполнением ответчиком данных требований отсутствуют основания для признания незаконным бездействия ответчика, выраженного в неисполнении требований Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске к Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейэнергоком» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем утверждения проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения п. Шапкино Енисейского района, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Красноярского краевого суда в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2023 года
Судья Н.М. Ларионова