Судья Куделина И.А. № 33а-2073/2021
№ 2а-1655/2021
67RS0002-01-2021-001168-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2021 года город Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей Савушкиной О.С., Туникене М.В.,
при помощнике судьи Тимофееве А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефимова Андрея Валерьевича об оспаривании решения Управления Росреестра по Смоленской области об отказе в осуществлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения представителя административного истца Ефимова А.В. – Петрова А.А. в поддержание доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Ефимов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Смоленской области о признании незаконным отказа во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия и возложении обязанности внести изменение в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, площадью 800 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ..., с вида «жилой дом блокированного типа» на вид «под объект торгово-бытового обслуживания».
В обоснование требований указал, что является собственником вышеуказанного земельного участка с разрешенным видом использования – жилой дом блокированного типа. 23 ноября 2020 г. обратился через СОГБУ МФЦ в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования земельного участка. 11 декабря 2020 г. получил уведомление об отказе во внесении сведений в ЕГРН со ссылкой на ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ в связи с нахождением земельного участка в границах территории объекта культурного наследия и отсутствием акта органа власти об изменении вида разрешенного использования.
С данным решением административный истец не согласен, так как оно противоречит нормам закона. Зона Ж1 допускает в качестве основного вида разрешенного использования размещение объектов бытового обслуживания с условием примыкания земельного участка к красным линиям улиц, дорог и соблюдения требований о площади объекта в пределах от 150 до 300 кв.м. Выполнение данных условий подтверждается градостроительным планом земельного участка, выданным Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска 27 октября 2020 г. Обременение в виде вхождения земельного участка в границы территории объекта культурного наследия означает всего лишь обязанность разработки и согласования проектной документации, а также проведение работ по сохранению памятника культурного наследия.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Стеблянко М.А. не явился, обеспечил явку представителя Петрова А.А., который заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области Конашук И.В. административный иск не признала, сославшись на его необоснованность.
Представитель заинтересованного лица – Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска Колосова С.Ю. не возражала против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Смоленской области по культурному наследию Лызлов С.И. полагался на усмотрение суда.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 апреля 2021 г. административный иск Ефимова А.В. удовлетворен. Уведомление Управления Росреестра по Смоленской области от 11 декабря 2020 г. об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица признано незаконным.
На Управление Росреестра по Смоленской области возложена обязанность произвести государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Смоленск, ..., с разрешенным видом использования – «жилой дом блокированного типа» на такой вид разрешенного использования, как – «под объект торгово-бытового обслуживания».
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Смоленской области просит отменить решение суда, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поскольку судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что принадлежащий Ефимову А.В. земельный участок является объектом культурного наследия, о чем в ЕРГН в реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества на основании охранного обязательства внесена запись. В соответствии с требованиями частей 4 и 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента на указанный земельный участок не распространяется, следовательно требовалось решение уполномоченного органа власти об изменении вида разрешенного использования. При отсутствии указанных сведений, поступивших в Управление Росреестра, изменить вид разрешенного использования не представлялось возможным.
От представителя административного истца Петрова А.А. поступили возражения на апелляционную жалобу.
Представитель административного истца Ефимова А.В. – Петров А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал возражения на апелляционную жалобу, полагал решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Административный истец Петров А.А., представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области, представители заинтересованных лиц – Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска и Главного управления Смоленской области по культурному наследию в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из смысла п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что такие решения, действия и бездействие могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствие решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение такими решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ефимов А.В. является собственником земельного участка площадью 800 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Смоленск, ..., с разрешенным видом использования – жилой дом блокированного типа, для иного использования (л.д. 70-73).
Указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1.
27 октября 2020 года Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска Ефимову А.В. выдан градостроительный план, которым предусмотрено возведение на участке объекта торгово-бытового обслуживания в утвержденных границах (л.д. 39-48).
Указанный земельный участок входит в границы территории объекта культурного наследия (Территория объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения– «Культурный слой города» IX-XVII в.в.
Приказом Главного управления Смоленской области по культурному наследию от 25 декабря 2020 г. утверждено охранное обязательство собственника земельного участка (л.д. 52-65).
23 ноября 2020 г. представителем административного истца в МФЦ подано заявление о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «жилой дом блокированного типа» на вид «строительство объекта торгово-бытового обслуживания» с приложением градостроительного плана земельного участка от 27 октября 2020 г. и письма Департамента Смоленской области по культуре от 24 декабря 2020 г. № 5373/01, согласно которому согласование размещения на земельном участке объекта бытового обслуживания в компетенцию Департамента не входит (л.д. 31-32)
11 декабря 2020 г. должностным лицом Управления Росреестра по Смоленской области принято решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в форме уведомления, в котором приведены следующие причины, препятствующие осуществлению соответствующих действий: земельный участок входит в границы территории объекта культурного наследия, и на него не распространяется градостроительный регламент; акт органа власти об изменении вида разрешенного использования не представлен. (л.д. 29-30).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований для отказа во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению Ефимова А.В., поскольку в отношении земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, собственник вправе на основании ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ выбрать основной и вспомогательный вид разрешенного использования самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Принимая такое решение, суд исходил из того, что земельный участок административного истца расположен в зоне Ж1, основными видами разрешенного использования земельных участков в указанное зоне являются индивидуальные жилые дома коттеджного типа, жилые дома блокированного типа, объекты бытового обслуживания, объекты розничной торговли и т.п.; собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления; действие градостроительного регламента на земельный участок административного истца распространяется, поскольку в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, тогда как выданное административному истцу охранное обязательство не содержит сведений о том, что на земельном участке административного истца таковые расположены.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
В силу п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Как указано в п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
При этом как следует из п.п. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Как следует из частей 3 и 4 ст. 37 ГрК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Кроме того, из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г., следует, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 27 Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2007 г. № 490, основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне Ж1 являются индивидуальные жилые дома коттеджного типа, жилые дома блокированного типа, объекты бытового обслуживания, объекты розничной торговли и др.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.
Согласно п. 5 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Принимая во внимание предписания вышеприведенных правовых норм в контексте заявленных требований административного иска, судебная коллегия приходит к выводу о правильности выводов суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого уведомления Управления Росреестра по Смоленской области требованиям федерального законодательства.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, в том числе безусловную, судом допущено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельный участок административного истца, основаны на ошибочном толковании Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Смоленской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи