дело №2-37/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2017 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Поповой С.Б.,
с участием истца Костромина И.И., третьего лица Мезенцевой Л.И., представителя ответчика Окуловского М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромина И.И. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма,
установил:
Костромин И.И. обратился в суд с иском к администрации МР «Троицко-Печорский» (далее также – ответчик, Администрация) об обязании предоставить ему на основании договора социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным требованиям, по площади не менее ранее занимаемого жилого помещения 63,5 кв.м., находящееся в пгт. Троицко-Печорск, включив в договор социального найма сестру Мезенцеву Л.И., указав, что жилой дом, в котором он проживает, признан непригодным для проживания, однако ответчик не предпринимает меры по переселению его и членов семьи в другое жилое помещение.
В судебном заседании Костромин И.И. исковые требования поддержал по указанным в исковом заявлении доводам, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Окуловский М.О. в суде иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать, мотивировав возражения тем, что истец и его сестра в установленном законом порядке малоимущими не признаны, не состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Привлеченная судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца Мезенцева Л.И. поддержала исковые требования.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно договору социального найма жилого помещения от 17.03.2016 года № Администрацией Костромину И.И. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 3-х комнат в отдельной квартире общей площадью 61,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется сестра Мезенцева Л.И.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального жилищного фонда МР «Троицко-Печорский» по состоянию на 20.01.2017 все жилые помещения в данном доме находятся в собственности МР «Троицко-Печорский».
В жилом помещении согласно справке МАУ «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» МО МР «Троицко-Печорский» от 05.12.2016 зарегистрированы Костромин И.И., Мезенцева Л.И..
Согласно заключению межведомственной комиссии от 13.09.2016 двухвартирный жилой <адрес> пгт. Троицко-Печорск, 1987 года постройки, признан непригодным для проживания.
Как следует из пояснений представителя ответчика, а также из справки Администрации от 20.01.2017 №, и не оспаривается истцом, Костромин И.И. и Мезенцева Л.И. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации МР «Троицко-Печорский» не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, с соответствующими заявлениями к ответчику не обращались.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации Законом Республики Коми от 10.11.2005 N 119-РЗ установлен порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми.
Судом установлено, что истец и его сестра на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения иска об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение на основании договора социального найма отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Костромина И.И. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Плесовская