Судья Попова Н.Н. № 33-8878/2024 (№ 2-1693/2024)
УИД: 22RS0068-01-2024-000132-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2024 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Довиденко Е.А., Медведева А.А.,
при секретаре Макине А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю и третьего лица Федеральной службы безопасности Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Барнаула от 2 апреля 2024 года по делу
по иску П.И.В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю об оспаривании решений, взыскании сумм.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.И.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – УФСБ России по Алтайскому краю) о признании незаконными решений об отказе в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, взыскании денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 345 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указывал на незаконность отказа в выплате причитающегося ему возмещения за наем жилого помещения в спорный период, поскольку он является <данные изъяты>, уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Во время прохождения службы решением жилищной комиссии УФСБ России по <адрес> был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному после увольнения постоянному месту жительства в <адрес> с составом семьи из <данные изъяты> человек. После увольнения с военной службы истец встал на пенсионное обеспечение в УФСБ России по <адрес> краю, но в связи с трудоустройством поселился с семьей в <адрес> Алтайского края в квартире на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ. На его обращение от ДД.ММ.ГГ о выплате денежной компенсации за аренду жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, УФСБ России по <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГ дан ответ об отказе в выплате по основанию избрания истцом после увольнения местом жительства <адрес>, что не является населенным пунктом, по которому он с семьей состоит на жилищном учете. В связи с изъявлением желания изменить ранее избранное место жительства на <адрес> на основании поданного истцом заявления решением жилищной комиссии УФСБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГ истец и члены его семьи стали учитываться как подлежащие обеспечению жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Повторное обращение о предоставлении компенсации за наем жилого помещения от ДД.ММ.ГГ отклонено ответчиком в письме от ДД.ММ.ГГ. Денежная компенсация за аренду жилья стала производиться только с ДД.ММ.ГГ. За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ размер невыплаченной компенсации составил 345 000 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично. С УФСБ России по Алтайскому краю в пользу П.И.В. взысканы расходы за наём жилого помещения в сумме 57 600 руб. В остальной части требований отказано.
Не соглашаясь в решением суда, ответчик УФСБ России по Алтайскому краю и третье лицо Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее – ФСБ России) в апелляционной жалобе решение суда просят отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что отказ в выплате П.И.В. денежной компенсации за наём жилого помещения по договорам от ДД.ММ.ГГ (со сроком аренды до ДД.ММ.ГГ) и от ДД.ММ.ГГ (со сроком аренды до ДД.ММ.ГГ) связан с тем, что в период действия данных договоров с заявлением о компенсации арендной платы по ним он не обращался; приложил данные договоры только к обращению от ДД.ММ.ГГ. При этом в силу действовавшего и действующего правового регулирования выплата компенсации носит заявительный характер и производится только по действующим на момент обращения договорам. Необоснованно отказано в применении срока исковой давности, притом, что оспариваемые истцом решения об отказе в выплате от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ находятся за пределами трехлетнего и трехмесячного срока, исчисляемого со дня обращения в суд, последовавшего только ДД.ММ.ГГ. Разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 43, регулирующие течение срока исковой давности по договорным обязательствам, к спорным отношениям не применимы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФСБ России по Алтайскому краю и ФСБ России Л.О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе на конкурсной основе) военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками (далее также - военнослужащие и гражданский персонал).
В соответствии с частью 2 статьи 16.1 данного Федерального закона военнослужащие органов федеральной службы безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, обусловленных спецификой исполняемых ими обязанностей.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, устанавливает Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих»).
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрены гарантии государства по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 3 февраля 2010 года № 3-П, установив гарантии и компенсации военнослужащим на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, П.И.В. проходил военную службу по контракту в органах безопасности с ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ в звании <данные изъяты> он уволен с военной службы на пенсию по достижении предельного возраста пребывания на военной службе приказом от ДД.ММ.ГГ ***-***. С ДД.ММ.ГГ истец состоит на пенсионном обеспечении в Управлении ФСБ России по <адрес>
В период прохождения военной службы решением жилищной комиссии Управления ФСБ России по <адрес> истец и члены его семьи (состав семьи <данные изъяты> человека) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в <адрес> Алтайского края с ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ П.И.В. обратился в Управление ФСБ России по Алтайскому краю с заявлением о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в размере 10 500 руб. ежемесячно, приложив к заявлению, в числе прочего, копию договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ, по условиям которого месячная плата за использование жилого помещения согласована в размере 10 500 руб.; в пункте 1.3 договора установлен срок найма по ДД.ММ.ГГ.
В письме от ДД.ММ.ГГ ответчик отказал истцу в выплате компенсации за наем жилого помещения, указав, что после увольнения местом жительства избран <адрес> Алтайского края, где П.И.В. состоит на жилищном учете. Между тем для решения вопроса о выплате денежной компенсации за наём помещения представлены договор аренды жилья, расположенного в <адрес> Алтайского края, не по месту жилищного учёта.
Протоколом жилищной комиссии Управления ФСБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГ истцу изменена форма обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства на предоставление жилищной субсидии.
ДД.ММ.ГГ истец повторно обратился к ответчику с заявлением о перечислении в его адрес компенсации за нем жилого помещения в <адрес> по договору от ДД.ММ.ГГ.
В ответе от ДД.ММ.ГГ истцу отказано в выплате компенсации за наем жилого помещения также по основаниям предоставления документов о найме жилого помещения не по месту постановки на жилищный учет по избранному месту жительства в <адрес> и дополнительно сообщено о том, что по вступлению в законную силу решения суда по аналогичному вопросу П.И.В. будет дополнительно сообщено о возможности выплаты денежной компенсации.
ДД.ММ.ГГ истец обращался в УФСБ России по <адрес>, представив договоры найма от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ, на что получил разъяснения от ДД.ММ.ГГ о том, что он признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в городе <адрес>.
ДД.ММ.ГГ П.И.В. вновь обратился в УФСБ России по Алтайскому краю с заявлением о выплате ему компенсации за наем жилого помещения, приложив договоры найма квартиры от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ УФСБ России по Алтайскому краю сообщило истцу о том, что в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГ и действующему на дату обращения договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ ему будет осуществляться выплата денежной компенсации в установленном порядке с ДД.ММ.ГГ.
В судебном заседании стороны не оспаривали, что в настоящее время истцу производится ежемесячная выплата компенсации за наем жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 196, 199, 200, 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктами 2, 2 (1), 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, и пунктами 13, 21 Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 13 января 2017 года № 4, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований частично, исчислив заявленную ко взысканию сумму с учетом предельного размера ежемесячной компенсации, а также за период, не выходящий за трехлетний срок исковой давности. Полагая, что оспаривание отказов ответчика является основанием иска и само по себе признание их незаконными не приведет к восстановлению нарушенного права, суд требования истца в указанной части оставил без удовлетворения.
По доводам апелляционной жалобы судебная коллегия оснований для отмены принятого по делу решения суда первой инстанции не усматривает.
Действительно, из материалов дела следует, что с отдельными заявлениями о выплате компенсации по договору от ДД.ММ.ГГ, действовавшему до ДД.ММ.ГГ, и по договору от ДД.ММ.ГГ, действовавшему до ДД.ММ.ГГ, истец в уполномоченный орган в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не обращался. Отказов по выплате по ним компенсации ответчик не выносил. Истец приложил указанные договоры найма жилого помещения для выплаты компенсации к заявлению от ДД.ММ.ГГ, когда срок их действия уже истек.
Между тем, вопреки высказанной в апелляционной жалобе позиции, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», приведенные выше Положение № 909 и Инструкция запрета на выплату компенсации за наем жилого помещения уволенному в запас военнослужащему не содержат.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 утверждены Порядок расчёта и размеры выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (далее – Порядок № 909 и Положение № 909, соответственно).
Пунктами 3, 4 Порядка № 909 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), установлено, что выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
Согласно пункту 3 Положения № 909 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 13 января 2017 года № 4 утверждена Инструкция об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, действовавшая в период спорных правоотношений и до 2 июля 2023 года (далее – Инструкция).
Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, осуществляется за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых ФСБ России на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, заключенным в письменной форме, но не более размеров, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации.
Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется ежемесячно территориальными органами безопасности по месту пенсионного обеспечения указанных граждан (по месту жительства граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию) на основании заключения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, утвержденного начальником территориального органа безопасности. Заключение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения оформляется финансово-экономическим (пенсионным) подразделением и визируется юрисконсультом территориального органа безопасности. Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за истекший месяц одновременно с выплатой пенсии за текущий месяц. Гражданам, уволенным с военной службы без права на пенсию, выплата денежной компенсации осуществляется за истекший месяц (пункт 14 Инструкции).
При этом, решение о выплате денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах безопасности, и членам их семей принимается на основании заявления гражданина, к которому прилагаются: копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации; справка жилищной комиссии органа безопасности о включении военнослужащего и членов его семьи в список военнослужащих (граждан), нуждающихся в жилых помещениях; выписка из приказа руководителя, начальника органа безопасности об исключении военнослужащего из списков личного состава органа безопасности; копии паспортов гражданина, уволенного с военной службы, и членов его семьи, учитываемых при расчете денежной компенсации, с отметками о регистрации по месту жительства (или приложением копии свидетельства о регистрации по месту пребывания) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (пункт 15 Инструкции).
Из буквального толкования приведенных положений норм права следует, что выплата осуществляется ежемесячно, за истекший месяц в размере, предусмотренном договором найма жилого помещения, заключенным в письменной форме, но не более размеров, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании заявления гражданина, к которому должна быть приложена копия договора найма жилого помещения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условий о выплате компенсаций за наем помещения только по действующим на момент обращения договорам в законе не приведено.
По состоянию на ДД.ММ.ГГ был подготовлен проект Приказа ФСБ России «О внесении изменений в приказ ФСБ России от 13 января 2017 года № 4 «Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений» и утвержденную этим приказом Инструкцию», пунктом 2.7 которого планировалось внести изменения в пункт 14 Инструкции, дополнив абзац первый указанием на то, что выплата денежной компенсации будет осуществляться в пределах срока действия договора найма (поднайма) жилого помещения.
Между тем, указанные изменения не были утверждены и внесены в Инструкцию. Инструкция действовала в прежней редакции до окончания (ДД.ММ.ГГ).
Приказом ФСБ России от 6 июня 2023 года № 248 утвержден новый Порядок выплаты в органах федеральной службы безопасности денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее – Порядок ), действующий с 3 июля 2023 года. Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что для принятия решения о выплате денежной компенсации гражданин, уволенный с военной службы, состоящий на пенсионном обеспечении в органах безопасности, подает заявление на имя начальника территориального органа безопасности, в котором он состоит на пенсионном обеспечении и к заявлению прилагается копия действующего договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общим правилам, установленным пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При этом Порядок № 248 указаний на его распространение на правоотношения, возникшие до введения его в действие, не содержит, следовательно, его требования к заявленному истцом периоду с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, не применимы.
Доводы ответчика о том, что истцом не был соблюден заявительный характер по вопросу компенсации по договорам от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ не могут быть приняты во внимание, поскольку требование об оплате стоимости найма по ним были указаны в заявлении от ДД.ММ.ГГ.
По смыслу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд уполномочен осуществлять защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В этой связи вопросы финансирования расходов на выплату компенсации, в возмещении которой было отказано истцу незаконно, как и отсутствие в действующих инструкциях регламентированного механизма выплаты по неисполненным ранее обязательствам, причиной к отказу в защите нарушенного права служить не могут.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку истец оспаривал отсутствие причитающихся ему выплат по его обращениям, имевшим место с ДД.ММ.ГГ, осуществляемым ежемесячно, это означает, что по истечении каждого месяца аренды, начиная с ДД.ММ.ГГ, в отсутствие поступления компенсации ему должно было стать известно о нарушенном праве в отношении каждой не поступившей компенсации за предыдущий месяц.
В этой связи суд первой инстанции правомерно при исчислении суммы задолженности исходил из того, что срок исковой давности будет являться пропущенным для компенсаций, уплата которых приходилась ранее ДД.ММ.ГГ, с учетом обращения П.И.В. в суд ДД.ММ.ГГ.
При таких обстоятельствах в пределах срока исковой давности будут находиться требования П.И.В. о компенсации выплат, пр░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░.░░.░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░ ░░ ░░.░░.░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░.░░.░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░ ░░ ░░.░░.░░ ░ ░░░░░░░ 57 600 ░░░., ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: 16 ░░░. ░ 3 600 ░░░., ░░░ 3600 ░░░. (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2 (1) ░░░░░░░ № 909), ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░ ░░ ░░.░░.░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ 24 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ № 43 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 200 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░, ░░░░░) ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░.░.) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 219 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ № 36 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 22 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328–329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░.