Дело № 2-2428/2022
УИД 18RS0011-01-2022-003531-15
Решение
Именем Российской Федерации
18 ноября 2022 года г.Глазов УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.,
при секретаре Леонтьевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю,
установил:
Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» (далее по тексту Администрация) обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области (далее по тексту МТУ) о признании права собственности на невостребованную земельную долю, мотивировав исковые требования тем, что постановлением Администрации Глазовского района № 60.2.2 от 24.03.1994 «О внесении изменений в списки собственников земельных долей ассоциаций крестьянских хозяйств района, колхозов «Путь к коммунизму» и «Богатырка», СПК «Парзинский» в общую долевую собственность 365 гражданам был предоставлен участок размером 2 613,4 га категории «земли сельскохозяйственного назначения» из состава земель, предоставленных ранее АКХ «Зотовка» Глазовского района. Доля каждого собственника была определена в размере 7,16 га. Администрация, руководствуясь нормами ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован в общественно-политической газете «Иднакар» Глазовского района УР от 29.08.2013 № 98-99 (2648-2649), а также размещен на официальном сайте в сети «Интернет» на портале Глазовского района УР. Указанный список был размещен на досках объявлений МО «Понинское». С момента публикации списка невостребованных земельных долей в Администрацию МО «Понинское» в письменной форме об исключении из списка невостребованных земельных долей в связи с необоснованным включением их земельной доли в список невостребованных не поступило. После опубликования на портале Глазовского района на странице МО «Глазовский район УР», в общественно-политической газете «Иднакар» на 15.10.2014 назначено собрание участников общей долевой собственности бывшего АКХ «Зотовская» Глазовского района. Из 365 участников общей долевой собственности на собрание явилось 16 человек. Согласно ст.14.1 п.5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее 20% от общего числа. Таким образом, собрание, созванное на 15.10.2014, признано несостоявшимся. Если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земель не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельных участков, находящихся в собственности, вправе утвердить список самостоятельно. Постановлением № 1 от 17.11.2014 утвержден список в количестве 305 невостребованных земельных долей, в число которых вошли 378 умерших собственников земельных долей и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследство, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Истец просит признать право собственности муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район УР» на невостребованную земельную долю принадлежавшую ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наделенной ей на основании протокола собрания «АКХ «Зотовская», площадью 7,16 га в праве общей долевой собственности на земельные участки из числа земель селькохозяйственного назначения, входящие в земельный участок с кадастровым номером 18:05:000000:287.
Представители истца Администрации, ответчик МТУ, будучи надлежащим образом, извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, стороной истца, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее стороной ответчика был представлен отзыв, согласно которому приказом от 19.12.2016 № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о МТУ Росимущества в УР и Кировской области (далее Положение), согласно которому Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. В п. 4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Полученные ответы нотариуса о том, что наследники с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались, не является безусловным доказательством того, что после смерти умершего собственника отсутствуют наследники, либо наследники не приняли наследство, в том числе фактически. Истцом не учтено, что в порядке ст. 61 Основ законодательства о нотариате нотариус не извещал ответчика об открытии наследства умершего собственника и о том, что оно является выморочным. Истец не извещал ответчика о том, что на территории МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно как и о том, что спорная земельная доля перешла в собственность Российской Федерации. С учетом того, что ответчик не был проинформирован ни со стороны нотариуса, ни со стороны администрации, Российская Федерация не имела возможности вступить в наследственные права, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на выморочную земельную долю, распорядиться данным земельным участком. В исковом заявлении указано, что истцом опубликованы списки лиц, имеющих права на земельные доли. Однако ни в одном из имеющихся в материалах дела списках не указана Российская Федерация, равно как и Межрегиональное территориальное управление. Следовательно, истец не предоставил ответчику предусмотренного законом права направить свои возражения в установленный законом срок, предназначенный для установления лиц, необоснованно включенных в список невостребованных земельных долей и нарушила порядок, установленный п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Истец не учитывает, что Российской Федерации стало известно о наличии земельной доли, имеющей признаки выморочного имущества, только со дня поступления в адрес ответчика иска о признании права собственности на невостребованные земельные доли. С момента, когда ответчику стало известно о наличии выморочной доли не прошло трех и более лет, соответственно у истца не было оснований прийти к выводу, что Российская Федерация не распорядилась данной земельной долей в установленный законом срок. Кроме того, ответчик считает, что данный вывод сделан истцом при не правильном применении материального права. Исходя из смысла Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ следует понимать, что выморочная земельная доля может быть признана невостребованной, если государство знало или должно было знать о перешедшей к нему по наследству земельной доле и по неизвестным причинам сознательно не распоряжалось земельной долей на протяжении трех и более лет. В иске истец не делает вывод, по каким основаниям ответчик должен был узнать о наличии выморочного имущества, расположенного на территории МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» для вступления в наследственные права на земельную долю, оставшуюся после смерти собственника и дальнейшего распоряжения ею. Истец не указывает, по каким признакам, в опубликованных им списках о невостребованных земельных долях, ответчик должен был определить, что именно доля умершего собственника является выморочной и реализовать свое право, предусмотренное п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ. В связи с чем, считают, что Межрегиональное территориальное управление является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении иска отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» является самостоятельно действующим юридическим лицом (внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 26.11.2021 за основным государственным регистрационным номером №
Законом Удмуртской Республики от 30.03.2021 «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Глазовского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа», сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, решением Совета депутатов МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» установлены полномочия истца на право предъявления исковых требований.
Постановлением главы Администрации Глазовского района Удмуртской Республики № 60.2.2 от 24.03.1994 «О внесении изменений в списки собственников земельных долей ассоциаций крестьянских хозяйств района, колхозов «Путь к коммунизму» и «Богатырка», сельскохозяйственного кооператива «Парзинский», в части выдачи свидетельств на право собственности каждому члену коллективного сельскохозяйственного формирования его земельного пая, утверждены уточненные списки собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района.
Разрешая настоящее гражданское дело, суд руководствуется положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 8 Конституции РФ закреплен принцип признания и равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности.
Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В силу ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Согласно п. 1 ст. 286 ГК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
В соответствии с п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту Закон №101-ФЗ) названный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 15 Закона №101-ФЗ земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу названного закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
Так, в силу п. 1 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Положениями п. 2 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно пунктам 3 и 4 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется на утверждение общего собрания участников долевой собственности (п. 5 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ).
Впоследствии орган местного самоуправления опубликовывает в средствах массовой информации, а также размещает на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» и информационных щитах расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка не менее чем за 40 дней до дня проведения собрания сообщение о его проведении с указанием повестки дня (п. 2 и п. 3 ст. 14.1 Закона №101-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
По правилам п. 7 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Таким образом, законодатель установил, что невостребованными могут быть признаны только те земельные доли, сведения, о собственниках которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть такое право не зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке, либо после смерти собственника земельная доля не унаследована.
Постановлением главы Муниципального образования «Понинское» № 1 от 17.11.2014 г. «Об утверждении списка собственников, невостребованных земельных долей» утверждены списки лиц, земельные доли которых признаны невостребованными.
Судом установлено, что в общественно-политической газете северных удмуртов «Иднакар» от 29.08.2013 опубликовано объявление МО «Понинское» с просьбой об ознакомлении со списком лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, а также земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по СПК «Зотовский».
Согласно выписке из протокола собрания участников общей долевой собственности земельных долей бывшего АКХ «Зотовская» Глазовского района Удмуртской Республики от 15.10.2014, собрание участников общей долевой собственности АКХ «Зотовская» Глазовского района, признано несостоявшимся.
Постановлением главы МО «Понинское» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список невостребованных земельных долей, ФИО1 включена в данный список под №.
Из кадастрового паспорта земельного участка № следует, что по адресу: Удмуртская Республика, Глазовский район, АКХ «Зотовская» расположен земельный участок, площадью 40046800 кв.м.
Согласно свидетельству на право собственности на землю №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была предоставлена в собственность земельная доля в АКХ «Зотовская» Глазовского района в размере 7,16 га пашни.
По информации Отдела ЗАГС Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ, составлена актовая запись № Отделом записи актов гражданского состояния Глазовского района Удмуртсткой Республики выдано свидетельство о смерти серии I№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Понинского территориального отдела Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» ФИО1 постоянно на день смерти проживала и была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> <адрес>. На момент смерти проживала с сыном ФИО2.
Согласно сведениям реестра наследственных дел на сайте Федеральной нотариальной палаты отсутствуют записи, содержащие сведения о наличии наследственного дела к имуществу ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке №.1 от ДД.ММ.ГГГГ Понинского территориального отдела Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» ФИО2, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, умерший ДД.ММ.ГГГГ постоянно на день смерти проживал и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. На момент смерти проживал один.
Согласно сведениям реестра наследственных дел на сайте Федеральной нотариальной палаты отсутствуют записи, содержащие сведения о наличии наследственного дела к имуществу ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу, что порядок признания спорных земельных долей невостребованными истцом соблюден, при этом собственник земельной доли ФИО1 умерла, с момента приобретения права на земельную долю право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним при жизни не зарегистрировал, не передал эту земельную долю в аренду, не выразил намерений распорядиться земельной долей и не использовал по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что, в соответствии с требованиями ст. 12.1 Закона №101-ФЗ земельная доля ФИО1 обоснованно признана истцом невостребованной, поскольку ее собственник не предпринимал действий по надлежащему оформлению прав на земельную долю и распоряжению ею.
Обращение Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» с настоящим иском основано на законе и вызвано объективной необходимостью сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.
После смерти ФИО1 Российская Федерация в лице его территориального органа – МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области (до 19.12.2016 – ТУ Росимущества в Удмуртской Республике) своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявило и не оформило, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировало, не выражало намерения распорядиться земельной долей и не использовало земельную долю по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.
Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении указанной земельной доли в список невостребованных.
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.
Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена п. 2 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в отношении земельной доли ФИО1 после смерти, которой наследство никем не принято.
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что МТУ при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило своих прав на указанную земельную долю. Спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельства о праве на выморочное имущество налоговым органом не получены, следовательно, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.
Факт отсутствия на сегодняшний день наследников, принявших наследство после смерти ФИО1, подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежавшую ему земельную долю невостребованной, и влечет признание права муниципальной собственности на эту долю.
Судом отклоняются также доводы ответчика о том, что он не имел возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю, поскольку узнал о них только после получения искового заявления. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Равно такая же обязанность не возлагается данным Федеральным законом, а также и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 и на нотариуса.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и является единым для всех заинтересованных лиц. Данный порядок Администрацией МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» был соблюден.
Этот порядок, вопреки утверждению ответчика, не предусматривает обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети интернет списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества Росимущества в Удмуртской Республики и Кировской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю, принадлежавшую ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства РФ- № от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 7,16 га, в праве общей долевой собственности на земельные участки из числа земель сельскохозяйственного назначения входящие в земельный участок с кадастровым номером №.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих сведений и изменений регистрирующим органом.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья З.М. Бекмансурова