Дело № 2-7784/2021
УИД № 45RS0026-01-2021-011877-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Курган 09 ноября 2021 года
Курганский городской суд Курганской области в составе председательствующего Палеевой И.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Масловой К.С.,
с участием представителя ответчика Бурцевой А.И. – Байкалова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью Страховой компании «Сбербанк страхование» к Бурцевой Алле Ивановне, Бурцевой Карине Игоревне о взыскании ущерба, причиненного в результате затопления, в порядке суброгации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Бурцевой К.И., Бурцевой А.И. о взыскании ущерба, причиненного в результате затопления, в порядке суброгации в размере 101 048 рублей 40 копеек, расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3220 рублей 97 копеек.
В обоснование иска указал, что 18.07.2019 в результате залива произошло повреждение квартиры, расположенной по адресу: г. №. Имущество было застраховано в ООО СК «Сбербанк страхование» по договору страхования «Защита дома» №.
Согласно акту обследования от 18.07.2019 залив квартиры произошел вследствие проникновения воды из вышерасположенной квартиры № №. По факту наступления страхового случая истец произвел выплату страхового возмещения собственнику поврежденной квартиры в общей сумме 101 048 рублей 40 копеек.
Полагает, что, выплатив страховое возмещение, страховщик приобрел в порядке суброгации право требования в размере выплаченного страхового возмещения к лицу, виновному в повреждении застрахованного имущества, то есть к собственникам квартиры № №.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель ответчика Бурцевой А.И. – Байкалов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, полагая, что Бурцева А.И. является ненадлежащим ответчиком.
Ответчик Бурцева К.И., третьи лица ООО «Восток-Центр», Яковлева Н.В. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении заседания или о рассмотрении дела в их отсутствие не заявили.
Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что ответчик, третьи лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Заслушав представителя ответчика Бурцевой А.И., исследовав доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Бурцева К.И. и Бурцева А.И. являются собственниками квартиры № №, расположенной в многоквартирном доме № №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 28.06.2021. Ответчикам принадлежит 1/3 и 2/3 доли в праве общей долевой собственности указанного жилого помещения соответственно.
Собственником квартиры № № в доме № №, расположенном по адресу: г. №, является Яковлева Н.В., которой 06.09.2018 заключен договор страхования № с ООО СК «Сбербанк страхование» на срок с 20.09.2018 по 19.09.2019 и выдан полис страхования имущества и гражданской ответственности физических лиц перед третьими лицами при эксплуатации жилого помещения «Защита дома». Объектом страхования являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с риском утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося по адресу: г. № В рамках полиса застрахованными являются внутренняя отделка и инженерное оборудование квартиры (включая внутреннюю отделку и инженерное оборудование застекленных балконов, лоджий, террас, веранд) и движимое имущество в квартире (включая движимое имущество, находящееся на застекленных балконах, лоджиях, террасах, верандах). Страховым случаем по договору страхования является, в том числе, повреждение, гибель или утрата застрахованного имущества вследствие залива.
Установлено, что 18.07.2019 в результате порыва на резьбе стояка холодного водоснабжения до отсечного вентиля в квартире № № по адресу: г. №, произошло затопление квартиры № №, принадлежащей на праве собственности Яковлевой Н.В., о чем в материалах дела имеются акты обследования № от № и № от 18.07.2019. В результате затопления имуществу третьего лица Яковлевой Н.В. причинен материальный ущерб.
Признав данный случай страховым, ООО СК «Сбербанк страхование» произвело Яковлевой Н.В. выплату страхового возмещения в размере 101048 рублей 40 копеек, что подтверждается страховым актом № и платежным поручением № от №
Как усматривается из материалов дела, управление многоквартирным домом № по ул. № осуществляет ООО «Восток-Центр».
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Одно из оснований ответственности за причинение вреда – противоправность поведения лица, причинившего вред – является обязательным элементом юридического состава необходимости для привлечения причинителя вреда к гражданско-правовой ответственности. Противоправность поведения (действий или бездействий) может выражаться в нарушении конкретных установленных законодательством запретов, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных законом или договором обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент заключения договора страхования, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования может быть, в частности, застрахован риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930).
Согласно пункту 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Однако условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 387 Гражданского кодекса Российской Федерации при суброгации страховщик на основании закона занимает место кредитора в обязательстве, существующем между потерпевшим и лицом, ответственным за убытки.
Учитывая, что ООО СК «Сбербанк страхование» в рамках договора страхования возместило страхователю убытки, оно имеет право требования к причинителю вреда.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в полном размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства от 13.08.2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Поскольку отключающие устройства (краны, вентили) следующие первыми от стояка водоснабжения относятся к общему имуществу многоквартирного дома, по существу обеспечивая контур общедомовой системы водоснабжения, обязанность по содержанию и ремонту таких кранов в силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесена к компетенции управляющей компании, таким образом, лицом, виновным в затоплении квартиры, расположенной по адресу: г. № является ООО «Восток-Центр», которое в нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не предприняло надлежащих мер к ремонту и проверке технического состояния общего имущества, не обеспечило сохранность имущества граждан при предоставлении услуг.
Учитывая, что содержание стояка ХВС, неисправность которого стала причиной затопления, отнесено к компетенции ООО «Восток-Центр», однако истец ООО СК «Сбербанк страхование» с иском к ООО «Восток-Центр» не обращался, Бурцевы А.И., К.И., в свою очередь, не являются причинителями вреда, виновными в затопленииквартиры Яковлевой Н.В., следовательно, надлежащими ответчиками по иску страховщика они не являются, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с них ущерба, причиненного в результате затопления, в порядке суброгации, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197, абз. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью Страховой компании «Сбербанк страхование» к Бурцевой Алле Ивановне, Бурцевой Карине Игоревне о взыскании ущерба, причиненного в результате затопления, в порядке суброгации отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.
Судья Палеева И.П.
Мотивированное решение изготовлено 16.11.2021.