КОПИЯ
УИД 50RS0028-01-2023-006825-88
Дело №2-7574/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2023 года г. Мытищи, Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кульковой И.С.,
при секретаре Жмелькове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7574/2023 по исковому заявлению АО «Мособлгаз» к Максимову Алексею Васильевичу о нечинении препятствий в газификации,
УСТАНОВИЛ:
Истец АО «Мособлгаз» обратился в суд с иском, в котором просило суд обязать ФИО4 не чинить АО «Мособлгаз» препятствия по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, к подземному распределительному газопроводу низкого давления, протяженностью 200 м с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, во исполнение Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», в целях выполнения мероприятий по социальной газификации путем выдачи согласия на подключение.
В случае неисполнения ответчиком решения суда, в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу истец просит считать полученным согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, к подземному распределительному газопроводу низкого давления, протяженностью 200 м с кадастровым номером №, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Истец свои требования мотивировал тем, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области, является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Ответчику на праве собственности принадлежит введённый в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ подземный распределительный газопровод низкого давления, протяженностью 200 м. с кадастровым номером № (далее - газопровод-источник), расположенный по адресу: <адрес>.
П. Вешки включен в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населённых пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населённого пункта. В сводном плане-графике газификации, являющемся приложением № к разделу 2 программы социальной газификации <адрес> - это порядковый №.
В связи с этим, жители <адрес> получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.
Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> от газопровода-источника, принадлежащего ответчику, предусмотрено схемой догазификации застройки в <адрес>, и схемой газоснабжения застройки в <адрес>, согласованными Администрацией городского округа Мытищи Московской области.
АО «Мособлгаз» обратилось к ответчику за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в <адрес> <адрес>. Обращения к ответчику были направлены заказными почтовыми отправлениями, доставлены в почтовое отделение получателя ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Отправление от ДД.ММ.ГГГГ ответчик не получил. Последующее отправление было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, однако ответ на запрос от ФИО4 не поступил. Таким, образом ответчик оставил без ответа обращение АО «Мособлгаз».
В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчика подключением от газопровода-источника нарушены не будут.
Отказ ответчика от предоставления согласия на подключение (технологическое присоединение) на безвозмездной основе противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям, что так же препятствует в выполнении АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации что послужило поводом для обращения с иском в суд.
Представитель истца АО «Мособлгаз» по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила данные требования удовлетворить в полном объёме по основаниям, указанным в нем.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Представитель 3-го лица Министерства энергетики Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель 3-го лица Администрации городского округа Мытищи Московской области в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором поддерживает исковые требования.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
Судом установлено и следует из материалов дела, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области.
В своем Послании Федеральному собранию 21.04.2021 Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населённых пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.
Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года» (далее - программа социальной газификации), утверждённой Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 13.12.2021 № 1338/44 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).
АО «Мособлгаз» является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 года № 560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утверждённого Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области Акционерное Общество «Мособлгаз».
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населённых пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской области осуществляется, в том числе, с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».
В соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 «основной абонент» - это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской области в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
Ответчику на праве собственности принадлежит введённый в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ подземный распределительный газопровод низкого давления, протяженностью 200 м. с кадастровым номером № (далее - газопровод-источник), расположенный по адресу: <адрес>
П. Вешки включен в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населённых пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населённого пункта. В сводном плане-графике газификации, являющемся приложением № к разделу 2 программы социальной газификации <адрес> - это порядковый №.
В связи с этим, жители <адрес> получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.
Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> от газопровода-источника, принадлежащего ответчику, предусмотрено схемой догазификации застройки в <адрес>, и схемой газоснабжения застройки в <адрес>, согласованными Администрацией городского округа Мытищи Московской области.
Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4. правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП Газораспределительные системы» (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым, выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объёма, структуры плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
Пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985, с 01.09.2021 постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815).
Газопровод-источник обладает достаточной пропускной - способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа <адрес>, что подтверждается проверочным гидравлическим расчетом газопровода.
АО «Мособлгаз» обратилось к ответчику за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в <адрес>. Однако ответа на запрос от ответчика не последовало.
В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчика подключением от газопровода-источника нарушены не будут.
Отказ ответчика от предоставления согласия на подключение (технологическое присоединение) на безвозмездной основе противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Газопровод-источник не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является её частью.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п.48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 (далее - Правила подключения), основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направить согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) новы заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п.11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. № 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на её соответствующих участках.
Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п.3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединённых к сетям газоснабжающей организации.
Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В связи с этим, на основании статьи 6 Гражданского кодекса РФ (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.
Отказывая в подключении к газопроводу-источнику, ответчик препятствуют в выполнении АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации.
В силу положений статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При этом, ответчиком не представлено суду доказательств технической невозможности подключения к газопроводу.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в действиях ответчика выявлено нарушение требований законодательства, а также прав и интересов истца.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие нарушений действующего законодательства в действиях истца, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
В связи с чем, суд обязывает ответчика ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не чинить АО «Мособлгаз» препятствия по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к подземному распределительному газопроводу низкого давления, протяженностью 200 м с кадастровым номером №, в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе во исполнение Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», в целях выполнения мероприятий по социальной газификации путем выдачи согласия на подключение.
В целях исполнения судебного решения суд считает возможным указать, что в случае неисполнения ФИО4 решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, считать полученным.
На основании ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца, расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «Мособлгаз» к ФИО4 о нечинении препятствий в газификации – удовлетворить.
Обязать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) не чинить АО «Мособлгаз» (№) препятствия по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к подземному распределительному газопроводу низкого давления, протяженностью 200 м с кадастровым номером №, в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 №1547, в том числе во исполнение Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», в целях выполнения мероприятий по социальной газификации путем выдачи согласия на подключение.
В случае неисполнения ФИО4 решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к подземному распределительному газопроводу низкого давления, протяженностью 200 м с кадастровым номером №, считать полученным.
Взыскать с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) в пользу АО «Мособлгаз» (№) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 25.09.2023
Судья подпись И.С. Кулькова
Копия верна:
Судья: