Мотивированное решение
суда изготовлено 19 апреля 2024 года
Дело №2-535/2024
УИД: 25RS0013-01-2024-000494-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> <Дата>
Партизанский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дидур Д.В.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО4 в лице законного представителя ФИО2 к администрации Партизанского городского округа <адрес> о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,-
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд данным исковым заявлением к Администрации Партизанского городского округа <адрес> указав в обоснование следующее. <Дата> администрацией Партизанского городского округа ФИО1 была предоставлена квартира, общей площадью 38,0 кв.м. по адресу: <адрес>. Совместно с ФИО1 в качестве членов ее семьи были вселены ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО4 В последующем ФИО7 был снят в регистрационного учета в связи со смертью, ФИО8 и ФИО9 сняты с регистрационного на основании решения Партизанского городского суда по делу №___ по иску ФИО1 к ФИО8, ФИО9 о признании утратившими право пользования жилым помещением. ФИО2 добровольно снялась с регистрационного учета. В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают ФИО1, ФИО4. <Дата> межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, с момента признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу и автоматического невключения его системой АИС «Реформа ЖКХ» в действующую аварийную программу, каких-либо действий с целью расселения жильцов данного аварийного дома администрацией ПГО не предпринималось. Кроме того, невлючение спорного дома в действующую аварийную программу не снимает обязанности по предоставлению проживающим в нем гражданам жилья в связи с признанием их жилья непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. С момент признания многоквартирного дома аварийным, в квартире истца периодически происходили обрушения потолка в кухне, комнате. В стенах в кухне и комнате образовались сквозные щели, потолки во всех помещениях квартиры имеют трещины и могут обрушиться в любой момент, пол перекошен из-за деформации несущих конструкцией дома. Фундамент здания разрушен, обогреть указанное помещение в зимний период не возможно. Проживание в указанной квартире представляет непосредственную опасность для жизни и здоровья истца.
Просят возложить обязанность на администрацию Партизанского городского округа <адрес> предоставить ФИО3, ФИО4 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 38,0 кв.м, расположенное в границах <адрес> края.
Истец ФИО1 и ее представитель адвокат ФИО10 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Истец ФИО4 в лице законного представителя ФИО2 своевременно и надлежащим образом извещенный о дате и месте его проведения в судебное заседание не явились.
Представить ответчика – Администрации Партизанского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, согласно письменного возражения просит рассмотреть гражданское дело без ее участия и отказать в заявленных исковых требованиях в полном объеме сославшись на следующее. Заключением межведомственной комиссии №___ от <Дата> по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Партизанского городского округа «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» от <Дата> №___-па. жилой дом расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, постановлением администрации Партизанского городского округа «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от <Дата> №___-па «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» установлен срок расселения граждан из указанного дома до <Дата>. В связи с тем, что указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу после <Дата>, он не вошел в Перечень домов, подлежащих переселению в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории Партизанского городского округа» на <Дата> годы, утвержденной постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___- па. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, значится в реестре муниципального жилого фонда Партизанского городского округа. В настоящее время предоставить благоустроенное жилое помещение гражданке ФИО1, в составе семьи из 2 человек, не предоставляется возможным, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. ФИО1, ФИО4 на учете в качестве малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не состояли и не состоят. ФИО1 обращалась в <Дата> г. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Однако в постановке на учет ей было отказано, так как не были предоставлены документы на зарегистрированных членов семьи, которые в настоящее время сняты с регистрационного учета на основании решения Партизанского городского суда по делу №___. В связи с чем, учетное дело не заводилось.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, письменные возражения и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что <Дата> Администрацией <адрес> с ФИО1 заключен договор №___ социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, а именно квартиры общей площадью 38 кв.м., в том числе жилой 21,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, совместно с нанимателем в жилое помещение вселятся члены семьи: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО4
Согласно п.п. б п.6 Договора, ФИО1 как наниматель жилого помещения вправе вселить в установленном законодательством РФ порядке в занимаемое жилое помещение иных лиц, разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов, сдавать жилое помещение в поднаем, осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, согласия членов семьи и наймодателя не требуется.
Согласно п. 7 указанного Договора члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из настоящего договора.
Согласно выписке из поквартирной карточки от <Дата>, по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО1, <Дата> года рождения с <Дата> по настоящее время; ФИО4, <Дата> года рождения с <Дата> по настоящее время.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Партизанского городского округа.
Согласно акта обследования жилого помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №___ от <Дата> межведомственной комиссией, утвержденной постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па многоквартирный <адрес> в <адрес> был признан аварийным.
Постановлением администрации Партизанского городского округа <адрес> №___-па от <Дата> многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
На обращение ФИО1 <Дата> в администрацию Партизанского городского округа с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания, расположенного в аварийном <адрес> в <адрес>, ей сообщено, что на территории Партизанского городского округа действует муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории Партизанского городского округа» на <Дата> годы, в рамках которой ведется расселение граждан из аварийных домов, признанных таковыми до <Дата> Заключением межведомственной комиссии №___ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу только <Дата>, в связи с чем, в муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда указанный дом не вошел. Расселить указанный дом в настоящее время не представляется возможным по причине отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования, так как по аварийной программе дома расселяются на условиях софинансирования из трех разных бюджетов: Фонда содействия реформированию ЖКХ, краевого бюджета и местного бюджета, где основная доля денежных средств - средства Фонда содействия реформированию ЖКХ (98,91%). Постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па «О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу», срок отселения всех физических лиц, в том числе и дома истца, установлен до <Дата>. Предоставить ФИО1 иное благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания станет возможным только после разработки и утверждения региональной адресной программы <адрес>, а в ней новой муниципальной программы по расселению граждан из аварийного жилищного фонда Партизанского городского округа, в которую войдут дома, признанные аварийными и подлежащими сносу после <Дата>, в том числе и многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>.
Согласно сведений ЕГРН от <Дата> ФИО1 и ФИО4 жилых помещений в собственности не имеют.
Согласно акта экспертизы №___Н от <Дата> года, ООО «Приморский экспертно-правовой центр» была проведена строительно-техническая экспертиза с целью определения общего текущего технического состояния жилого <адрес>, в <адрес> края на предмет определения категории аварийности, ветхости, пригодности проживания, из выводов которой следует, что в ходе проведения экспертного исследования установлено, что процент физического износа жилого <адрес> в <адрес> края составляет 71,1%. Исходя из совокупности признаков (по характерным дефектам, повреждениям), общее техническое состояние конструкций жилого <адрес> в <адрес> края согласно «Рекомендаций по оценке надёжности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам» оценивается: фундамент, стены, перекрытия - аварийное состояние, при котором существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций, присутствует угроза жизни и здоровью граждан ввиду небезопасности эксплуатации жилого дома. Требуется немедленная разгрузка конструкций и устройство временных креплений, стоек, подпорок, ограждений опасной зоны. Ремонт в основном проводится с заменой аварийных конструкций; деревянные перегородки, полы и прочие конструктивные элементы - неудовлетворительное состояние. Существующие повреждения свидетельствуют о непригодности к эксплуатации конструкций. Требуется капитальный ремонт с заменой и усилением конструкций. До проведения усиления необходимо ограничение действующих нагрузок. Эксплуатация возможна только после ремонта и усиления. Техническое состояние части ненесущих конструкций оценивается как ветхое. В целом, техническое состояние жилого <адрес> в <адрес> края, в соответствии с положениями «Рекомендаций по оценке надёжности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам», оценивается как аварийное состояние, существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций, требуется немедленная разгрузка конструкций и устройство временных креплений, стоек, подпорок, ограждений опасной зоны, ремонт в основном проводится с заменой аварийных конструкций. В соответствии с п.33 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата>г. №___) в помещениях жилого <адрес> в <адрес> края, в том числе <адрес>, наблюдается наличие выявленных вредных Факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик. приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований: нарушения санитарно- гигиенических требований к условиям проживанию граждан (образование мохового налета, нарушение влажностных, температурных характеристик, повышенная теплопроводность"). Согласно таблице №___ «Рекомендации по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам» при аварийном техническом состоянии здания, стоимость восстановительного ремонта составляет 91% - 130% от стоимости аналогичного строения. Таким образом, восстановление исследуемого жилого дома путем проведения капитального ремонта, экономически нецелесообразно.
Суду не предоставлено сведений со стороны ответчика о предпринимаемых им действиях и сроках отселения граждан из <адрес> края признанного в <Дата> году аварийным и подлежащим сносу, в том числе и семьи ФИО1 и ФИО4
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от <Дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на её реализацию за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ).
Частью 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Суду не предоставлено сведений о проводимых ответчиком действиях с целью расселения жильцов данного аварийного дома.
Не включение спорного дома в действующую аварийную программу не снимает с ответчика обязанности по предоставлению проживающим в нем гражданам жилья в связи с признанием их жилья непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст. 86 - 89 Жилищным кодексом РФ.
В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 – 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон № 185-ФЗ не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> №___ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с аварийностью занимаемого дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ <Дата>, также разъяснено, что в случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, возможность обеспечения лица жилым помещением во внеочередном порядке поставлена в зависимость от наличии угрозы для жизни и здоровья проживающих в аварийном жилом помещении.
При рассмотрении дела установлено, что жилой <адрес> в <адрес> края представляет опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния, суд считает заявленные истцами требования подлежащими удовлетворению.
Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, следовательно, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном ст.ст.86-89 ЖК РФ, не требуется.
Из заявленных требований следует, что истцы просят предоставить им жилое помещение площадью не менее 38,0 кв.м. Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, истцам должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, то есть общей площадью не менее 38,0 кв.м., что подтверждается техническим паспортом жилого помещения истцов.
Правовых оснований для освобождения администрации Партизанского городского округа <адрес> от исполнения законодательно возложенной обязанности, суд не усматривает, поскольку сам факт проживания в аварийном доме является нарушением права истцов на жизнь и здоровье.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО4 в лице законного представителя ФИО2 к администрации Партизанского городского округа <адрес> о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать администрацию Партизанского городского округа <адрес> предоставить вне очереди ФИО1, <Дата> года рождения (паспорт №___), ФИО4, <Дата> года рождения (паспорт №___) вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 38,0 кв.м, расположенное в границах <адрес> края, взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Партизанский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Дидур Д.В.