Дело № 2а-235/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Приютное 24 июня 2021 года
Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Иванникова В.В.
при помощнике судьи Ляховец А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приютненского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <...> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
<...> Республики Калмыкия, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <...> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя следующим.
Прокуратурой района проведена проверка в сфере противодействия терроризму. В нарушение требований действующего законодательства выявлен сайт для свободного пользования, доступный для неограниченного круга российских пользователей, содержащий информацию о продаже боевого оружия и боеприпасов без лицензии и каких-либо документов с доставкой в любой пункт России. Ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об информации и защите информации, законодательства об обороте оружия. Просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <...> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Приютненского района Республики Калмыкия Гаряев Б.В. поддержал административные исковые требования и просил их удовлетворить, пояснив, что в настоящее время сайт <...> является действующим сайтом, к которому имеется доступ пользователей Интернетом.
Заинтересованное лицо - Руководитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республики Калмыкия <ФИО>1 в судебное заседание не явился и просил рассмотреть административное дело в отсутствие их представителя. Указал, что Управление Роскомнадзора только технически вносит информацию, указанную в решении суда, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено». Дальнейшее исполнение решения, в рамках которого информация в сети «Интернет» признана запрещенной к распространению, осуществляет Роскомнадзор. Для обеспечения исполнения решения суда и включения запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации, позволяющее её идентифицировать, включая (если имеется) её название.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Приютненского района Республики Калмыкия проведена проверка в сфере противодействия терроризму, в ходе которой проведен мониторинг сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет», в результате которого выявлена страница сайта <...> на котором размещена информация о продаже боевого огнестрельного оружия и боеприпасов без лицензии и каких-либо документов. Вход на данную страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с её содержанием и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на странице распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Таким образом, указанная страница доступна неопределенному кругу лиц.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными материалами дела, в том числе актом о результатах проведения проверки от <дата>, скриншотами страницы Интернет сайта <...>
В силу ст. 2 Федерального закона от <дата> № <номер>ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон от <дата> № <номер>-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от <дата> № <номер>-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Требованиями ст. 15 Федерального закона от <дата> № <номер>-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от <дата> № <номер>-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от <дата> №<номер>-ФЗ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 5 ст. 15.1 указанного закона одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Федеральный закон от <дата> № <номер>-ФЗ "Об оружии" регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В силу ст. 5 Федерального закона № <номер>-ФЗ "Об оружии" к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, перечень которых определен указанной статьей, а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данная статья устанавливает исчерпывающий перечень военизированных организаций, наделенных правом использовать и применять боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
Согласно ст. 9 Федерального закона № <номер>-ФЗ "Об оружии" приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона № <номер>-ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Статьей 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов.
Главой 24 УК РФ предусмотрена ответственность за содействие в террористической деятельности и совершение террористического акта.
Согласно п.п. «д» п. 2 ст. 3 Федерального закона от <дата> № <номер>-ФЗ "О противодействии терроризму" террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Указанная на сайте информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, способствует их совершению.
Покупка огнестрельного оружия посредством Интернет-сайта в нарушение законодательно установленных условий и порядка приобретения и использования оружия ставит под угрозу защиту жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства.
Согласно скриншоту страниц сайта <...> на нем размещена информация о возможности приобретения боевого огнестрельного оружия без разрешения и лицензии.
Таким образом, суд приходит к выводу, что информация, размещенная на сайте <...> может быть расценена как потворство к совершению террористических действий и пропаганда совершения противоправных деяний.
Сведения, размещенные на странице сайта <...> вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования оружия, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению, нарушают запреты, установленные законодательством.
При таких обстоятельствах информация, содержащаяся на странице сайта <...> сведения о продаже огнестрельного оружия, подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На основании изложенного требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора Приютненского района Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <...> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Приютненский районный суд Республики Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции – Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что сторонами была использована возможность апелляционного обжалования решения суда первой инстанции.
Председательствующий