Дело № 12-323/2023 (№08-3/23-1)
РЕШЕНИЕ
город Кызыл 4 апреля 2023 года
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Ооржак А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г. Кызыла ФИО4 на постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Вавиол» ФИО12,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО4 обратился в суд с протестом на вышеуказанное постановление, ссылаясь на то, что согласно приложению № соглашения от ДД.ММ.ГГГГ получателем субсидии в 2022 году должны быть достигнуты следующие целевые показатели: объем закупа ягод 20 тонн, дикоросов – 30 тонн, объем произведенной продукции – 250 тонн, объем поступлений в бюджет – 2500 тыс. руб., создано 42 рабочие места, инвестиции – 60 млн. руб. По итогам 2022 года показатели в полном объеме не выполнены. Объем закупа дикоросов составил 22 тонн (план- 30), объем производственной продукции – 220 тонн (план – 250 тонн). Из предоставленной субсидии в размере 93 710 000 рублей фактически освоено 91 502 412, 74 рублей, не освоено 2 207 587,26 рублей. При этом в п. 2.6 постановления № прямо закреплено, что результаты предоставления субсидии, включаемые в соглашение, относятся к обязательным условиям предоставления субсидии (а не к условиям использования субсидии). Наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ (нарушение условий предоставления субсидий), при не достижении целевых показателей, предусмотренных соглашением, подтверждается выводами Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №). Общество, являясь получателем субсидий, допустило нарушение условий их предоставления в результате не достижения количественных характеристик достижения целевых показателей за счет предоставления субсидии в части показателей по количеству рабочих мест, занятых штатными единицами, и созданных рабочих мест, которые сохранены в ходе реализации проекта в течение срока действия договора. Просит отменить постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием действиях состава административного правонарушения, возвратить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник прокурора г.Кызыла ФИО5 поддержала доводы протеста, просила удовлетворить по указанным основаниям, пояснив о том, что в постановлении не приводят какие-либо ссылки на законодательство, ссылаются на практику, согласно последней позиции Восьмого кассационного суда нарушение условий предоставления субсидий допускается также при не достижении целевых показателей, предусмотренных соглашением.
Представитель Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва по доверенности ФИО10 не согласилась с протестом, пояснив, что объективную сторону действия правонарушения обуславливает нарушение условий порядка предоставления субсидии, в данном случае отсутствуют событие, состав правонарушения.
Представитель лица привлекаемого ФИО7, действующая по доверенности не согласилась с протестом, просила отказать, поддержав доводы представителя должностного лица, указав на то, что в данном случае отсутствуют событие и состав правонарушения в действиях ФИО1, сроки исполнения не истекли.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Заявителем десятидневный срок обжалования постановления соблюден.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, согласно статьям 69 и 78 БК РФ.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на реализацию мероприятий Индивидуальной программы социально - экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы утвержден постановлением Правительства Республики Тыва от 04.06.2020 №268 (далее - Порядок).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и ООО «Вавиол» заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическому лицу из республиканского бюджета в 2020 году на реализацию мероприятий Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № с инвестиционным проектом «Организация комплекса по переработке дикоросов» в общем размере 70 710 000 рублей, а именно на достижение целевых показателей: объем закупа ягод 20 тонн, дикоросов – 30 тонн, объем произведенной продукции – 250 тонн, объем поступлений в бюджет – 2500 тыс. руб., создано 42 рабочих мест, инвестиции – 60 млн. руб.
ДД.ММ.ГГГГ в счет ООО «Вавиол» были перечислены денежные средства в размере 70 710 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № (л.д.79).
ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному соглашению, внесены изменения в части стоимости приобретаемого оборудования на сумму 93 710 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в счет ООО «Вавиол» были перечислены денежные средства в размере 23 000 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № (л.д.78).
Согласно плану-графику реализации инвестиционного проекта в деле, ООО «Вавиол» должно выполнить работу по ремонту и реконструкции производственных зданий и сооружений, со сроком выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приобрести технологические оборудования и автотранспорты со сроком поставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3.3.5, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.1-ДД.ММ.ГГГГ.4 Соглашения получатель субсидии обязан представлять в Министерство в течение 10 рабочих дней после окончания отчетного финансового года документы, установленные п. ДД.ММ.ГГГГ настоящего соглашения в установленный срок; обеспечить достижение ключевых событий и целевых показателей (индикаторов) эффективности, указанных в приложениях №1,2,5; отчеты о выполнении условий предоставления субсидии, о достижении целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации инвестиционного проекта, ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, годовой, до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, а также в течение реализации инвестиционного проекта, о выполнении плана-графика реализации инвестиционного проекта, об итогах реализации инвестиционного проекта. Условия соглашения не исполнены.
В соответствии с приложением №1 целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации инвестиционного проекта следует, что по итогам 2022 года показатели в полном объеме не выполнены. Объем закупа дикоросов составил 22 тонн (план- 30), объем производственной продукции – 220 тонн (план – 250 тонн). Из предоставленной субсидии в размере 93 710 000 рублей фактически освоено 91 502 412, 74 рублей, не освоено 2 207 587,26 рублей.
По данному факту, прокурором <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Постановлением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № производство по делу по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Вавиол» ФИО11 прекращено в ввиду отсутствия события административного правонарушения.
В обоснование постановления должностное лицо указывает на то, что пункт 2 Порядка, которым установлены условия предоставления субсидий, не содержит таких условий – «не достижение целевых показателей, достижение конкретных плановых показателей», «не достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии», «не освоение в полном объеме средств субсидии». Нарушение условий предоставления субсидии может возникнуть при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на ее получение. На стадии предоставления субсидии результаты хозяйственной деятельности, планируемые на длительный срок, отсутствуют, предполагаемое достижение или не достижение, не освоение в полном объеме средств субсидии не могут являться условиями предоставления субсидии по определению.
Данные доводы должностного лица мотивированы, обоснованы материалами дела.
Так, из содержания соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом является предоставление субсидии из республиканского бюджета в 2020 году получателю субсидии на реализацию мероприятий Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы в целях реализации инвестиционного проекта «Организация комплекса по переработке дикоросов», а также финансового обеспечения затрат получателя, в связи с реализацией мероприятия «Организация комплекса по переработке дикоросов» и созданием условий для достижения показателей эффективности использования субсидий в рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы, в том числе связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг получателя.
В силу части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ объективная сторона состава правонарушения заключается в нарушении лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления.
При рассмотрении вопроса о наличии события административного правонарушения в действиях заявителя административный орган обоснованно указал на необходимость использования бюджетных средств, в том числе выделяемых в форме субсидии, на основе принципа эффективности, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), а также адресности и целевого характера бюджетных средств (статьи 34, 38 БК РФ).
При буквальном толковании положений бюджетного законодательства, что законодатель различает понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии" как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.
В данном случае, не освоение предоставленной субсидии в размере 2 207 587, 26 рублей из 93 710 000 рублей, не является основанием нарушения условий предоставления субсидии, а является нарушением условий использования субсидии. Так, цель предоставления субсидии – финансовое обеспечение затрат юридических лиц в связи с реализацией мероприятия, направленных на реализацию индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва.
Из представленного план-графика реализации инвестиционного проекта следует, что сроки выполнения (начало и окончание) реализации инвестиционного проекта действуют до полного выполнения сторонами принятых на себя обязательств, предусмотренных соглашением.
Вместе с тем, вышеуказанное соглашение заключено для предоставления субсидии на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы, то есть фактически у получателя срок использования субсидии не истек.
Согласно объяснению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ видно, что целевые показатели в полном объеме выполнены, действительно субсидия за 2022 год в полном объеме не освоена, на ДД.ММ.ГГГГ остаток был 2, 2 млн. руб., на сегодняшний день остаток составляет 1,7 млн. руб., вину не признает, никаких нарушений нет, по неосвоенным работам ведут работы с Министерством сельского хозяйства и природопользования Республики Тыва по корректировке плана использованных средств на 2022 год, чтобы уменьшить сумму освоения в 2022 году.
Из буквального толкования приведенных положений Порядка и условий Соглашения следует, что вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия участника конкурса тем условиям, которые необходимы для получения субсидии, а также в оценке представленных им документов.
Достижение определенных результатов хозяйственной деятельности является условием использования субсидии, а не условием ее предоставления.
Из обстоятельств дела не видно, что обществом были нарушены какие-либо из предусмотренных условий предоставления субсидий, что исключает возможность квалификации его действия по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Нарушение условий использования субсидии не охватывается диспозицией части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в связи, с чем данное обстоятельство не может являться основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по указанной норме права.
Данные обстоятельства, установленные должностным лицом, являются самостоятельными и достаточными основаниями для оценки события спорного административного правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятого постановления, не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены постановления о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения и удовлетворения протеста отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░3 ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 15.15.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░13 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░