Решение по делу № 3а-256/2022 от 12.01.2022

    РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

    15 июня 2022 г.                                                                                    город Тула

    Тульский областной суд в составе:

    председательствующего Мельничук О.В.,

    при секретаре Звонове А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-256/2022 по административному исковому заявлению Алексеева А.А. к правительству Тульской области, ГУ ТО «Областное БТИ», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

    установил:

    Алексеев А.А. обратился в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка <данные изъяты>.

    Полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 174 615 308,13 руб., утвержденная актом <данные изъяты> по состоянию на 09.07.2020, является необоснованно завышенной, что затрагивает его права и обязанности налогоплательщика.

    С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в <данные изъяты>

    В соответствии с отчетом об оценке <данные изъяты>, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 09.07.2020 составляет 53 939 894 руб.

    На основании изложенного, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере, указанном в отчете <данные изъяты>.

        Административный истец Алексеев А.А. и его представитель по доверенности Минтюк Т.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в письменном ходатайстве просили о рассмотрении дела в своё отсутствие.

        Представители административных ответчиков ГУ ТО «Областное бюро технической инвентаризации», правительства Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области; представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, администрации муниципального образования Узловский район в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

        Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

        Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

    На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.

    Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, Алексеев А.А. является собственником земельного участка <данные изъяты>

    Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 09.07.2020.

    Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.12.2021, от 28.02.2022 и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

    Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутого земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

    В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

    Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

    В соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 26.08.2019 № 395 «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Тульской области», со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Постановлением правительства Тульской области 05.11.2020 № 670 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2020.

    Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке) в рамках своих полномочий осуществляет на территории Тульской области определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения.

    Актуальная кадастровая стоимость земельного участка с К№ определена по состоянию на 09.07.2020 на основании Акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 174 615 308,13 руб.

    Данная кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестр недвижимости 29.03.2021, дата начала применения указанной кадастровой стоимости 01.01.2021.

    Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

    Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

    В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

    С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился в <данные изъяты>.

    В соответствии с отчетом об оценке <данные изъяты>, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 09.07.2020 составляет 53 939 894 руб.

    В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

    По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 09.07.2020, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты>

        Согласно выводам, содержащимся в заключении <данные изъяты>, отчет об оценке <данные изъяты> не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 09.07.2020, определенная в названном отчете, не подтверждается.

    После устранения выявленных замечаний, дополнительных расчетов, эксперт пришел к выводу, что по состоянию на 09.07.2020 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 60 735 000 руб.

        Данное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки. Экспертное заключение является подробным, мотивированным, оценка проведена в соответствии с Федеральным Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ, федеральными стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности. Приведенные в заключении сведения, на основании которых осуществлялся анализ, делались предположения и выводы, были получены с наибольшей степенью использования профессиональных знаний и опыта и являются достоверными и не содержащими ошибок.

    Доказательств, опровергающих правильность заключения эксперта, суду не представлено.

    О несогласии с вышеупомянутым заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы указанные лица не обращались.

        С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов заключения эксперта у суда не имеется. Суд считает данное заключение достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, определенную в заключении эксперта, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

    Представленный же административным истцом отчет <данные изъяты>, учитывая, что выводы данного отчета о размере рыночной стоимости земельного участка согласно заключению вышеуказанной судебной оценочной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу, не подтвердились, к числу доказательств, подтверждающих достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, отнести нельзя.

    Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , его рыночная стоимость являлась иной, чем отражено в исследованном судом заключении эксперта, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

    Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в заключении эксперта рыночная стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 09.07.2020 ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости тех же земельных участков, что затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.

    При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта, а заявленные требования подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд,

    решил:

    административное исковое заявление Алексеева А.А. удовлетворить.

    Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 60 735 000 руб. по состоянию на 09.07.2020.

    Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка является день обращения указанного физического лица в суд – 30.12.2021.

    Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий

3а-256/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеев Алексей Андреевич
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ТУльской области
Правительство Тульской области
ГУ ТО "Областное бюро технической инвентаризации"
Другие
Минтюк татьяна Владимировна
Суд
Тульский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
12.01.2022Регистрация административного искового заявления
14.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.03.2022Предварительное судебное заседание
03.06.2022Производство по делу возобновлено
03.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2022Судебное заседание
15.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее