Дело № 2-388/2022
55RS0007-01-2021-007623-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2022 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А. при секретаре судебного заседания Алексанян Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГЕВ к ПАО "Россети Сибирь" в лице филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго" о признании приказа об отстранении от работы не законным, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ГЕВ обратился в суд с названным иском к ответчику, в обоснование указав, что является сотрудником Филиала ПАО «Россети Сибирь» - «<адрес> РЭС по ЗЭС, должность – мастер Шербакульского участка. С ДД.ММ.ГГГГ отстранен от работы на весь период эпиднеблагополучия, либо до прохождения вакцинации на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отстранении от работы». С момента отстранения, заработная плата не начислялась, трудовой стаж не учитывался. Вакцину от Covid-19 он не ставил, поскольку имеет хронические заболевания и считает неправомерным принуждать его к прохождению вакцинации. Ранее им в адрес работодателя было написано заявление об отказе в прохождении вакцинации, так как прививка не прошла клинических испытаний, считает действия работодателя неправомерными. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия с требованием отмены приказа, выплате заработной платы, требования не были выполнены. Считает, что в период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок. Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу. Также указывает на несение им убытков, выражающиеся в расходах на юридические услуги в размере 24 300 рублей, подтвержденные договором об оказании юридических услуг № от ДД.ММ.ГГГГ. Неправомерные действия со стороны ответчика вызвали у него сильные душевные волнения, острые переживания. По настоящее время истец находится в состоянии нервного напряжения, поэтому размер морального вреда оценивает в размере 35 000 рублей. Просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 45 000 рублей в качестве невыплаченной заработной платы, убытки на оплату юридических услуг в размере 24 300 рублей, компенсацию морального вреда в размере 35 000 рублей.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ от истца ГЕВ принято уточненное исковое заявление, в обосновании которого истец указал, что согласно п. 2 Приказа генерального директора ПАО «Россети-Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отстранении от работы», заместителям генерального директора – директорам филиалов ПАО «Россети-Сибирь» предписывалось отстранить от работы без сохранения заработной платы сотрудников в определенные сроки. В ФИО2 <адрес> такой срок был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. К моменту отстранения истца от работы, то есть ДД.ММ.ГГГГ, данный срок истек, и в филиале ПАО «Россети-Сибирь» - «Россети-Сибирь» - «<адрес>» было вакцинировано около 87% сотрудников. Работодатель вопрос о необходимости и наличия оснований отстранения его от работы при достигнутом необходимом уровне вакцинации трудового коллектива, не рассматривал. Со ссылкой на Постановление Главного государственного врача по ФИО2 области от ДД.ММ.ГГГГ №, ст.ст. 35,39 ГПК РФ, просит признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отстранении от работы»; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с момента отстранения от работы до даты вынесения решения по данному гражданскому делу; взыскать денежную сумму в размере 24 300 рублей в счет возмещения расходов по оказанию юридической помощи; взыскать денежную сумму в размере 35 000 рублей в счет компенсации морального вреда (том 1 л.д. 202).
В судебном заседании истец ГЕВ уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске и в возражении на отзыв ответчика (том 1 л.д. 172-178), дополнительно пояснил, что не желает ставить вакцину, не прошедшую клинические испытания и участвовать в опыте. Ни для кого он угрозы не представляет, его рабочий кабинет располагается на 2 этаже, куда граждане не заходят. В здании Щербакульской РЭС работает около 20 человек. В должностные обязанности истца входит обслуживание и ремонт воздушных электросетей, КТП. По заявкам граждан выезжает в случае аварийных ситуаций. При устранении аварий не всегда контактирует с населением. Истец работает в составе бригады из 3 человек, двое из которых прошли вакцинацию. У истца медицинского отвода от вакцинации нет. На иждивении находится несовершеннолетний, супруга работает, но получаемой ею зарплаты не достаточно. До настоящего времени зарплату истцу не выплачивают. Просил иск удовлетворить.
Представитель истца ДКП, действующий на основании ордера, в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске и возражении на отзыв ответчика, дополнительно пояснил, что истец непосредственно не занимается обслуживанием населения, тем самым отсутствует контакт с населением и угроза. Поэтому необходимость принудительной вакцинации отсутствует. Основанием для отстранения послужило Постановление № 65 главного санитарного врача <адрес>. однако, на момент отстранения истца от работы, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, работодателем уже было исполнено указанное постановление, вакцинировалось 86,4% работников предприятия, в связи с чем, не было оснований для отстранения истца от выполнения работы. Постановление главного санитарного врача носит рекомендательный характер. Просил иск удовлетворить.
Представители ответчиков ПАО «Россети-Сибирь», филиала ПАО "Россети Сибирь" - <адрес>"- ХАВ, НМВ, ПСН, действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в отзыве на иск (том 1 л.д. 131-137) и дополнительных пояснениях (том 1 л.д. 227-230), просили в иске отказать.
Представитель ответчика ХАВ дополнительно пояснил, что в филиале ПАО «Россети-Сибирь» - «<адрес>» истец занимает должность мастера Шербакульского участка <адрес> электрических сетей. ДД.ММ.ГГГГ ГЕВ вручено уведомление о необходимости представить работодателю справку/сертификат, подтверждающий проведение профилактической прививки от COVID-19, документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний для вакцинации или документы, подтверждающие наличие антител сроком давности не более 21 дня. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с не предоставлением истцом документов, был вынесен приказ об его отстранении от работы на весь период эпиднеблагополучия либо до прохождения вакцинации, либо до представления справки о наличии антител, справки, подтверждающей медицинские противопоказания к вакцинации. Должностные обязанности истца, как мастера Шербакульского участка <адрес> электрических сетей, невозможно выполнять в удаленном режиме, постоянно находится в режиме личного присутствия на территории участка электрических сетей, контактируя с находящимся на данной территории персоналом и посетителями. Довод истца на постановление главного санитарного врача по <адрес> в процентном соотношении 60% вакцинированных не может быть принят во внимание, так как является квалифицирующим признаком при установлении административного наказания. С 16 по ДД.ММ.ГГГГ ГЕВ находился в отпуске, поэтому не мог быть отстранен от работы, по выходу на работу, ДД.ММ.ГГГГ, истцу было указано о необходимости предоставления необходимых документов. Кроме того, в постановлении главного санитарного врача указано о требовании к проведению вакцинации, нет указаний о контакте или об отсутствии контакта с населением, положения постановления носят императивный характер и предусматривают санкции против его неисполнения.
Представитель ответчика НМВ пояснила, что ОАО «МРСК Сибири» сменило наименование на ПАО «Россети Сибирь», на трудовые отношения с работниками смена наименования никак не повлияла. ПАО «Россети-Сибирь» обеспечивает предприятия и все население электроэнергией, весь персонал компании контактирует с населением, в том числе истец. Для работников ответчика обязательна вакцинация, так как работают в социально значимой сфере, поэтому не должны никого подвергать риску. С работниками дважды в месяц проводится совещание, на котором присутствует весь персонал РЭС, в том числе истец, что не исключает риск заражения.
Представитель ответчика ПСН дополнительно суду пояснил, что в здании Щербакульского РЭС имеются общие помещения, сан.узлы, истец никак не может изолироваться от остальных работников, чтобы не допустить заражения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции их относимости, допустимости и достаточности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
При этом, согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абз. 2, 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абз. 2, 4 ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ указана обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, которая возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 29 ФЗ № 52-ФЗ).
Статьей 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно абз. 5 п/п 6 п. 2 ст. 51Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, главным государственным санитарным врачам предоставлены полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Судом установлено что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «МРСК Сибири» (ныне ПАО «Россети Сибирь») в лице начальника департамента по управлению персоналом филиала ОАО «МРСК Сибири» - «<адрес>» (работодатель) и ГЕВ (работник), был заключен трудовой договор №, по условиям которого ГЕВ принят на работу в филиал ОАО «МРСК Сибири» - «<адрес>» на должность электромонтера по эксплуатации распределительных сетей 3 группы Шербакульский участок, <адрес> электрических сетей (том 1 л.д. 126-127).
Время начала и окончания рабочего дня, перерывы для отдыха устанавливаются действующими Правилами внутреннего трудового распорядка. Работнику устанавливается основной график: 40-часовая рабочая неделя с нормированным рабочим днем. Начало работы с 08-00 часов, окончание работы – 17-00 часов. Выходные дни: суббота и воскресенье. Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (п.п. 5.1., 5.2., 5.2.1., 5.3. договора).
Приказом №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ о приеме работника на работу, ГЕВ принят на работу в Филиал ОАО «МРСК Сибири» - «<адрес>»/Производственное отделение/Западные электрические сети/<адрес> электрических сетей/Шербакульский участок на должность электромонтер по эксплуатации распределительных сетей 3 группы (том 1 л.д. 125).
В соответствии с Уставом ПАО «Россети Сибирь» (новая редакция) (том 1 л.д. 49-73), прежнее полное фирменное наименование указанной организации на русском языке – Публичное акционерное общество – «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».
Исковой стороной не оспаривалось, что ПАО «Россети-Сибирь» осуществляет передачу электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, то есть осуществляет свою деятельность в сфере энергетики.
Филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» входит в структуру ПАО «Россети Сибирь» и не является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем не может выступать надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Приказом ПАО «Россети Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ № «О вакцинопрофилактике», изданным в соответствии со ст. 76 ТК РФ, ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ, Федерального закона РФ от 17.09.1998 № 157-ФЗ, предусмотрена организация мобильных пунктов вакцинации от COVID-19 на территории общества, сотрудники, отказавшиеся от вакцинации без наличия противопоказаний отстранить от работы без сохранения заработной платы сотрудников, сотрудников не предоставивших справки/сертификаты о вакцинации от Covid-19 или справки о наличии антител класса G(IgG) сроком давности не более 21 календарного дня, либо справки, подтверждающие медицинские противопоказания к вакцинации от Covid-19, на весь период времени эпиднеблагополучия до предоставления данных документов.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «, ст. 10 ФЗ № 157-ФЗ, п. 18.3 СП 3.1.3.2.3 145-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 № 125-н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям», постановлением главногогосударственного санитарного врача по <адрес> от 04.07.2021 № 65 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям», приказа ПАО «Россети Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ № «О вакцинопрофилактике» (том 1 л.д. 138-139), филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» издан приказ №-пр от ДД.ММ.ГГГГ «О вакцинации против коронавирусной инфекции» (том 1 л.д. 141).
Приказом №-пр от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам указано на необходимость провести профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, в случае отказа сотрудников от вакцинации, запросить письменный отказ от вакцинации, в случае уклонения от оформления письменного отказа зафиксировать этот факт, составив в письменной форме соответствующий акт.
В связи с высоким риском инфекционных заболеваний, на основании приказа ПАО «Россети Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ № «О вакцинопрофилактике» издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 143), в соответствии с которым утвержден «Порядок отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации от COVID-19» (том 1 л.д. 144).
В соответствии с Порядком отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации от COVID-19, работнику, в день выхода на работу после отсутствия по уважительной причине (оплачиваемый отпуск, отпуск по уходу за ребенком и т.д.), при отсутствии справки/сертификата о полной вакцинации от COVID-19 (однокомпонентной или двухкомпонентной вакциной) или справки о наличии антителG(IgG) к COVID-19 сроком давности не более 21 календарного дня, либо справки, подтверждающей медицинские противопоказания к вакцинации от COVID-19 вручается уведомление об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации от COVID-19. На основании уведомления об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации от COVID-19 и акта о не предоставлении документов либо отказа от проведения профилактической прививки от COVID-19 подразделение управления персоналом готовит приказ от отстранении от работы без сохранения заработной платы, работник знакомится с приказом под подпись.
ДД.ММ.ГГГГ истец ГЕВ был ознакомлен с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении от работы» и служебной запиской № «Об ознакомлении с приказом», о чем свидетельствует его собственноручная подпись, что истец в судебном заседании не оспаривал (том 1 л.д. 145).
Также ДД.ММ.ГГГГ ГЕВ было вручено уведомление об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации от COVID-19, которым предложено не позднее ДД.ММ.ГГГГ (включительно) предоставить в управление производственной безопасности и производственного контроля справку/сертификат, подтверждающий проведение профилактической прививки от COVID-19 (однокомпонентной или двухкомпонентной вакциной). При наличии медицинских противопоказаний для вакцинации или справки о наличии антител класса G(IgG) к COVID-19 сроком давности не более 21 календарного дня, также необходимо предоставить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (включительно). В случае отказа от проведения профилактической прививки от COVID-19 не позднее ДД.ММ.ГГГГ (включительно) необходимо предоставить письменный отказ. Было разъяснено, что непредоставление в установленный срок документов будет считаться отказом от проведения профилактической прививки от COVID-19, что влечет отстранение от работы без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ на весь период времени до устранения обстоятельств, являющихся основанием для отстранения от работы (том 1 л.д. 146).
С уведомлением ГЕВ был ознакомлен, о чем свидетельствует его собственноручная подпись.
Из Акта о не предоставлении документов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ГЕВ не предоставил запрашиваемые документы, подтверждающие наличие у него медицинского отвода от вакцинации (том 1 л.д. 147).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отстранении от работы» ГЕВ был отстранен от работы без сохранения заработной платы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ на весь период эпиднеблагополучия, либо до прохождения вакцинации без сохранения заработной платы (том 1 л.д. 148-149).
Не согласившись с вынесенным приказом от ДД.ММ.ГГГГ №.ЛС истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» направлена претензия (том 1 л.д. 19-23), в которой просит отменить приказ об отстранении его от работы с последующим выходом на работу; выплатить денежные средства в счет заработной платы; денежные средства в размере 35 000 рублей в счет возмещения морального вреда.
Однако, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Истцом в материалы дела представлены выписка из медицинской карты осмотра врачом-оториноларингологом (том 1 л.д. 13) и выписка из медицинской карты БУЗОО «<адрес>» (том 1 л.д. 15), в которых отсутствует какая-либо информация о наличии у истца противопоказаний к вакцинации от COVID-19.
Из сведений БУЗОО <адрес> больница следует, что согласно временным методическим рекомендациям о Порядке проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19, противопоказанием для проведения вакцинации являются: острые инфекционные или неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний – вакцинацию проводят через 2-4 недели после выздоровления или ремиссии. Ранее, о допуске к вакцинации ГЕВ не обращался (том 1 л.д. 170-171).
В ответе филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ на претензию истца ГЕВ указано, что отсутствие профилактической прививки является основанием для отстранения работника от работы без сохранения заработной платы до устранения обстоятельств, явившихся основанием отстранения. Истец обосновал отказ от вакцинации наличием хронических заболеваний, являющихся основанием для получения медицинского отвода от проведения профилактической прививки против COVID-19, однако, не предоставлены документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний к вакцинации. Копия справки о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, указанная в приложении к претензии, во вложении отсутствовала. На основании чего, допуск истца ГЕВ к работе невозможен, основания для начисления заработной платы отсутствуют (том 1 л.д. 150-151).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 №65 (действовали до 01.09.2021), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4 (действуют с 01.09.2021).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22.05.2020 №15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715, дополнен пунктом 16: код заболеваний по МКБ-10 – В 34.2, наименование заболевания – коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 №825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.
Распоряжением Губернатора <адрес> от 17.03.2020 №19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» в целях предотвращения распространения на территории <адрес> новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории <адрес> введен режим повышенной готовности.
Постановлением главного государственного санитарного врача по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся и работники жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19 (пункт 3).
Постановление главного государственного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № принято в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории <адрес>, на основании пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №157-ФЗ, пункта 67 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
Из письма Роструда от 13.07.2021 №1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23.07.2021 №14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса РФ).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса РФ).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, по мнению судебной коллегии, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в рамках предоставления государственных услуг по обеспечению по обязательному социальному страхованию, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав. Это соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции и является разумным средством защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Довод истца о том, что у него не имелось оснований для вакцинации в связи с тем, что уровень вакцинации в организации превысил 60%, и на момент его отстранения от работы, то есть ДД.ММ.ГГГГ, было вакцинировано 87,6% работников предприятия, подлежит отклонению как необоснованный и направленный на иное толкование закона.
У работодателя отсутствуют полномочия исключать кого-либо из работников из состава лиц, подлежащих обязательной вакцинации, поскольку вышеуказанным постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> устанавливается обязательность вакцинации для всех работников, не имеющих отводы по медицинским показаниям.
Требование для работодателя по определению процента численности вакцинированных работников не предоставляет право работнику отказаться от прохождения вакцинации, являющейся для него обязательной.
Кроме того не может быть признан обоснованным и подлежит отклонению довод ГЕВ о том, что в его должностные обязанности входит обслуживание распределительных сетей, участие в аварийных ситуациях, без контакта с населением, поскольку должностные обязанности мастера Шербакульского участка <адрес> электрических сетей невозможно выполнять истцу в удаленном изолированном режиме, без контакта с остальными работниками и населением, поскольку истец как работник РЭС постоянно находится в режиме личного присутствия на территории участка электрических сетей, контактируя с находящимся на данной территории персоналом и посетителями.
Кроме того, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также в период режима повышенной готовности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
Учитывая, что с момента отстранения ГЕВ от работы по настоящее время на территории <адрес> эпидемиологическая ситуация по распространению новой коронавирусной инфекции расценивается как неблагополучная и постановление главного государственного санитарного врача по <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № продолжает действовать, у работодателя имеются законные основания для отстранения его от работы без сохранения заработной платы в связи с отсутствием медицинского заключения о противопоказаниях к профилактической прививке или сведений о получении профилактической прививки.
Профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться. Однако Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что порядок отстранения от работы работодателем не нарушен, приказ филиала ПАО «Россети Сибирь» -«Омскэнерго» №.лс от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении от работы» является законным и отмене не подлежит.
До настоящего времени документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни Covid-19, истцом работодателю не предоставлены.
Поскольку в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется по правилам ст.76 ТК РФ, отстранение ГЕВ от работы связано с его личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации от Covid-19, ПАО «Россети Сибирь» -«Омскэнерго» обоснованно с ДД.ММ.ГГГГ не начисляет, и не выплачивает истцу заработную плату.
В связи с чем, при установленных фактических обстоятельствах исковые требования о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отстранении от работы», взыскании заработной платы за время вынужденного прогула удовлетворению не подлежат.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 35 000 рублей, судебных расходов по оплате юридических услуг в сумме 24 300 рублей, вытекающие из основного требования в удовлетворении которого судом было отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ГЕВ к ПАО "Россети Сибирь" в лице филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго" о признании приказа об отстранении от работы не законным, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, о взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Казанцева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.