ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-5934
Строка № 075г
УИД 36RS0002-01-2020-006089-96
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2021 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Глазовой Н.В.,
судей Храпина Ю.В., Готовцевой О.В.,
при секретаре Тарасове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Храпина Ю.В. гражданское дело № 2-641/2021 по иску Панина Олега Вячеславовича к Государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» о признании незаконным отказа о досрочном назначении пенсии, обязании выдать предложение о досрочном назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Панина Олега Вячеславовича
на решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 26 января 2021 года
(судья Анисимова Л.В.)
УСТАНОВИЛА:
Панин О.В. обратился с иском к Государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» (далее также-ГКУ ВО «Центр занятости населения г. Воронежа», с учетом уточнений (Л.д.67068), указав следующее.
21.09.2020 он обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему предложения о досрочном назначении пенсии.
26.10.2020 он получил немотивированный отказ в выдаче предложения о досрочном назначении пенсии.
Он зарегистрирован в качестве безработного в отделе занятости населения Коминтерновский с 06.08.2020. Свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя он прекратил 05.08.2020, является пенсионером, его страховой стаж с учетом работы в районах Крайнего Севера составляет 25 лет 2 месяца и 15 лет 5 месяцев в качестве индивидуального предпринимателя. Работа ему в службе занятости не предлагалась, на обучение не направляли. Возможность трудоустройства по специальности в Воронежской области не имеется.
Считая свои права нарушенными, Панин О.В. обратился в суд с настоящим иском.
Протокольным определением от 07.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (Л.д.58).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 26.01.2021 в удовлетворении исковых требований Панина О.В. отказано.
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 06.04.2021 пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы Панину О.В. восстановлен.
В апелляционной жалобе Панин О.В. указывает на несогласие с решением суда. Просит решение суда отменить, его требования удовлетворить.
Ссылается на то, что поставив его на учет в качестве безработного, ответчик признал факт потери им работы в качестве индивидуального предпринимателя, однако отказал выдать ему предложение о досрочном назначении пенсии согласно пункта 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».
Представлены возражения от ГУ-УПФ в г. Воронеже (третье лицо) на апелляционную жалобу истца.
На заседании суда апелляционной инстанции ГКУ ВО «Центр занятости населения г. Воронежа» по доверенности Сорокина Т.Л. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления судебной повестки заказной почтой с уведомлением.
Также, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Воронежского областного суда.
С учетом изложенного, положений статьи 165.1 ГК РФ и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», руководствуясь частью 1 статьи 327 и частью 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, выслушав лиц, явившихся на заседание суда апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Панина О.В. исходя из следующего.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 занятыми считаются, в том числе граждане зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
Из пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 следует, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, из изложенного выше следует, что указанное предложение органов службы занятости оформляется при одновременном соблюдении следующих условий: гражданин должен быть признан безработным в установленном порядке; у органов службы занятости должна отсутствовать возможность для его трудоустройства; у безработного гражданина должен быть выработан стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; безработный гражданин должен достичь определенного возраста; причиной увольнения гражданина является ликвидация организации, сокращение численности или штата; безработный гражданин должен быть согласен с направлением его на досрочную пенсию по старости.
Согласно пункту 155 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н, критериями принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина являются: 1) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; 2) не достижение пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста); 3) наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях; 4) отсутствие со стороны безработного гражданина отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы; 5) отсутствие со стороны безработного гражданина отказов от обучения по направлению органов службы занятости; 6) отсутствие нарушений безработным гражданином условий и сроков перерегистрации без уважительных причин; 7) отсутствие возможности трудоустройства (устанавливается на основании сведений о ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, иных государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по обучению по направлению органов службы занятости, а также информации безработного гражданина о самостоятельном поиске работы и причинах, препятствующих его трудоустройству).
По делу установлено, что истец Панин О.В. состоит на учете в центре занятости населения и относится к категории безработного с 06.08.2020, что подтверждается справкой ГКУ ВО «Центр занятости населения г. Воронежа» (Л.д.13).
Установлено, что в материалы дела истцом было представлено решение УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже от 29.03.2019 об отказе ему в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительностью не менее 12 лет 6 месяцев (Л.д.70-73).
Также установлено, что по состоянию на 28.12.2018 продолжительность стажа работы Панина О.В. в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ отсутствует, в районах Крайнего Севера составляет 17 лет 5 месяцев 25 дней, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 53 года в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», согласно которой заявителю требуется наличие не менее 12 лет 6 месяцев работы для назначения трудовой пенсии в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
При наличии указанной продолжительности специального стажа работы в районах Крайнего Севера, с учетом части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» Панин О.В. приобретет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ по достижению возраста 56 лет 6 месяцев, т.е. с 08.12.2021.
Установлено, что регистрация истца в качестве безработного осуществлялась посредством государственного портала ИАС ОБВ «Работа в России».
ИАС ОБВ «Работа в России» в автоматическом режиме были направлены запросы в Пенсионный фонд Российской Федерации с целью получения сведений по Панину О.В., его трудовой деятельности, заработной плате.
Установлено, что Панин О.В., как индивидуальный предприниматель, прекратил деятельность в связи с принятием соответствующего решения, дата внесения записи в ЕГРИП 05.08.2020, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя в связи с прекращением деятельности 05.08.2020 (Л.д.14).
21.09.2020 Панин О.В. обратился в ГКУ ВО «Центр занятости населения г. Воронеж» с заявлением о досрочном назначении пенсии (Л.д.23).
Письмом от 15.10.2020 ГКУ ВО «Центр занятости населения г. Воронежа» Панину О.В. отказано в выдаче предложения о досрочном назначении пенсии (Л.д.8-12).
Принимая во внимание положения статьи 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которым одним из обязательных условий для выдачи предложения о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на пенсию по старости, является увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; что при отсутствии данного условия оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится; учитывая прекращение истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; отсутствие сведений об увольнении истца в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, суд пришел к правомерному выводу об отказе Панину О.В. в удовлетворении его исковых требований о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии, обязании выдать предложение о досрочном назначении пенсии для пенсионного органа, ввиду отсутствия к этому оснований, с которыми закон связывает наступление у безработного права на получение предложения о досрочном назначении пенсии, предусмотренной статьей 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Паринов О.В., добровольно прекративший свою предпринимательскую деятельность, критерию, указанному в статье 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1, не отвечает, в связи с чем не имеет права на получение соответствующего предложения от центра занятости населения.
Принимая во внимание, что исключительной прерогативой определять круг лиц, имеющих право на получение дополнительных гарантий, и связанные с этим критерии, обладает законодатель, который не предусмотрел такой гарантии для индивидуального предпринимателя, прекратившего свою деятельность, является необоснованным довод апелляционной жалобы истца, что признав за ним статус безработного ответчик обязан выдать ему предложения о досрочном назначении пенсии, предусмотренный пунктом 2 статьей 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Видно, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и были предметом исследования и оценки суда, что отражено в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, мотивированы, последовательны, логичны и основаны на доказательствах, получивших судебную оценку.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, выводов суда не опровергают, не содержат фактов, которые бы влияли бы на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 26 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Панина Олега Вячеславовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 27.10.2021
.