Решение по делу № 2а-3079/2021 от 27.09.2021

Дело № 2а-3079/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2021 года                                                                      г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего: Степановой Ю.С.,

при секретаре Мартьяновой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети интернет, запрещенной к распространению на территории РФ,

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец – Севастопольский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд в защиту интересов прав и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, с административным исковым заявлением в котором просит, размещенную по URL - адресу <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    В обоснование административного иска указано, что прокуратурой в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о профилактике правонарушений в среде несовершеннолетних путем мониторинга информации, размещенной на сайтах сети «Интернет», с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть «Интернет», в здании Севастопольской транспортной прокуратуры, расположенном по адресу: ул. Воронина, д. 11, г. Севастополь, выявлена страница, размещенная в социальной сети «Вконтакте» в информационно-телекоммуникационной сети: <данные изъяты> которая содержит информацию о предложении к совершению самоубийства, направленную на побуждение к совершению самоубийств. Тем самым, указанная информация пропагандирует действия, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры - Адаменко Д.А. поддержал доводы административного иска по указанным в нем основаниям.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 44 Указа Президента РФ о стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона №1 49-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к j второй осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сеть | «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

В силу положений п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 110.2 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения убийства или призывов к его совершению, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Пунктом 3.1. III Приказа Приказ Роскомнадзора № 84, МВД России № 292, Роспотребнадзора № 351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18.05.2017 «Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее -Приказ) к призывам к совершению самоубийства относится информация, отвечающая одному или нескольким из следующих критериев, в том числе:

-наличие предложения, просьбы, приказа совершить самоубийство;

-наличие указания на самоубийство как на способ решения проблемы; -выражение положительной оценки либо одобрение:    совершения

самоубийства либо действий, направленных на самоубийство, или намерений реального (воображаемого) собеседника или третьего лица совершить самоубийство, а также призыва, побуждающего совершить самоубийство.

В соответствии с п. 3.2 ч. III Приказа к критериям оценки информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, необходимые для принятия решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в Единый реестр, в том числе относится:

наличие информации об одном и более способах совершения самоубийства; касания (демонстрации), в том числе текст, изображение или иная информация Интернаты) (в том числе с использованием аудио- и видеосредств на рассматриваемой странице сайта в сети «Интернет»), процессов, процедур, возражающих (воспроизводящих) любую последовательность действий, и (или) возможных результатов (последствий) совершения самоубийства, средств и (или) мест для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого на странице в сети «Интернет» способа самоубийства;

наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства).

Информация, размещенная на вышеуказанной веб-странице, также нарушает требования установленные п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в соответствии с которыми к информации, запрещенной для распространения среди детей относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на интернет-странице: https://vk.com/killmepliss размещена информация о предложении к совершению самоубийства, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

Судом установлено, что на интернет-странице: <данные изъяты> в нарушение вышеуказанного законодательства размещена запрещённая информация о предложении к совершению самоубийства.

Выявленные прокуратурой нарушения являются существенными, поскольку невыполнение правил и норм законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в сети Интернет, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем, имеется необходимость запретить распространение данной информации.

Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 39 К АС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать а решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Данное административное исковое заявление подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в порядке главы 12 КАС РФ, с требованием признать размещенную в общедоступной сети «Интернет» на странице с адресом: https://vk.com/killmepliss информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к вышеуказанному адресу сети Интернет, содержащим запрещенную информацию, необходимо внести указанный адрес в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен. указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о дате информации».

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

На момент проверки, указанный URL - адрес, в едином реестре отсутствует <данные изъяты>

Доступ к вышеуказанным информационным материалам в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.

Установить владельцев, собственников и иных правообладателей вышеуказанного сайта в ходе проверки не представилось возможным

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга граждан, пресечению совершения административных и уголовных правонарушений и во исполнение действующего законодательства, информация, размещённая на вышеуказанных сайтах, суд пришел к выводу, что информация размещённая на вышеуказанном сайте признается запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, а исковые требования прокурора Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Поскольку информация, размещённая на указанной интернет-странице, угрожает безопасности дорожного движения, негативно влияет на жизнь населения, криминогенную ситуацию в регионе, нарушает нормы нравственности в обществе, права и законные интересы граждан, в том числе несовершеннолетних, круг которых определить невозможно, а также подрывает авторитет государства, гарантирующего соблюдение этих прав, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-189, 219 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети интернет, запрещенной к распространению на территории РФ - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет странице: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю указателей страниц сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 26.10.2021 года.

Судья                                                                                           Ю.С. Степанова

2а-3079/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Севастопольский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РК и г. Севастополю
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
27.09.2021Регистрация административного искового заявления
28.09.2021Передача материалов судье
28.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее