Судья Сирина Е.Г.
Дело № 72-420/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 17 апреля 2024 г. в г. Перми жалобу председателя административной комиссии Кировского района г. Перми Р. на решение судьи Кировского районного суда г. Перми от 10 января 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Водолей",
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии Кировского района г. Перми № АК2300297 от 4 октября 2023 г. общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Водолей" (далее по тексту - ООО "УК "Водолей") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Перми от 19 января 2023 г. постановление административной комиссии Кировского района г. Перми от 4 октября 2024 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Председатель административной комиссии Р. обратился с жалобой в Пермский краевой суд, в которой просит об отмене решения судьи районного суда и оставлении без изменения постановления административной комиссии, указав на отсутствие оснований для прекращения производства по делу.
В судебном заседании в краевом суде председатель административной комиссии Р., законный представитель ООО "УК "Водолей" Гордечеев А.Ю., извещенный надлежаще, участия не принимал.
Защитник Фалеев Д.Г. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно статьи 6.6 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае" невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО "УК "Водолей" к административной ответственности по статье 6.6 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае" послужило невыполнение юридическим лицом работ по подготовке многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Пензенская, 60 к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг.
28 августа 2023 г. Комиссией администрации Кировского района г. Перми по проверке по подготовке к отопительному сезону 2023-2024 гг., установлено, что ООО "УК "Водолей" в установленный срок (до 15 августа 2023 г.) не проведена промывка оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; не проведена проверка на наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов; не проведены испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; не представлены: акт готовности систем теплопотребления объектов к отопительному периоду 2023-2024 гг.; акт осмотра технического состояния вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения; акт герметизации вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения; акт обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов; паспорт готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг.
Судья районного суда, отменяя постановление административной комиссии и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, исходил из того, что с привлекаемому юридическому лицу вменено невыполнение пунктов 3, 5.3 Постановления администрации г. Перми № 187 от 10 марта 2023 г. "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы г. Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг. (далее по тексту – Постановление № 187) и учитывая указанное постановление ООО "УК "Водолей" субъектом вмененного административного правонарушения не является, поскольку не относится к собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Пензенская, 60, ни управляющей организацией в указанном многоквартирном доме, в котором утвержден способ управления – непосредственное управление.
Судья краевого суда не находит оснований согласиться с выводами судьи районного суда по следующим основаниям.
Администрацией г. Перми 10 марта 2023 г. в целях подготовки к отопительному сезону принято Постановление № 187.
Согласно пункта 3 Постановления № 187 собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирными домами, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, обеспечить готовность жилищного фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг. в сроки, установленные сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг., утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 5.3 Постановления № 187 в сроки, установленные для каждого объекта сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг., утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 настоящего постановления, подтвердить готовность объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период путем сдачи на каждый объект в территориальный орган администрации города Перми акта готовности систем теплопотребления объектов к отопительному периоду 2023-2024 гг., акта осмотра технического состояния вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения, акта герметизации вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения, акта обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов, паспорта готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг. по формам согласно приложениям 8, 10, 11, 12, 13 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 7.3 Постановления № 187 - до 31 марта 2023 г. на основании сводной заявки о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на 2023 год и пообъектных планов-графиков подготовки систем теплопотребления жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг., представленных собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, разработать, утвердить и разместить на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводные планы-графики подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг. по формам согласно приложениям 19, 20, 21 к настоящему постановлению.
Из сводного пообъектного плана-графика подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг. (паспорт готовности), утвержденного и.о. первого заместителя главы администрации Кировского района г. Перми, усматривается, что срок для выполнения требований пунктом 5.3 Постановления № 187 по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Пермь, ул. Пензенская, 60 установлен – 15 августа 2023 г. (указанная в протоколе об административном правонарушении дата 22 августа 2023 г. не соответствует указанному плану-графику).
Собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по указанному графику на общем собрании 20 сентября 2018 г. в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, постановлено заключить договор на содержание и текущий ремонт дома с ООО "УК "Водолей".
При этом, судьей районного суда оставлено без внимания, что в договоре на содержание и текущий ремонт МКД № 34 от 1 августа 2018 г. содержатся условия об осуществлении содержания и текущего ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (пункт 1.2 договора).
На основании пункта 2.1 договора, собственники поручили, а ООО "УК "Водолей" обязалось оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять иную посредническую деятельность, направленную на улучшение состояния общего имущества в доме.
В соответствии с пунктом 3.1.2 договора ООО "УК "Водолей" обязалось оказывать услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством, в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 г.
Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 г. утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее по тексту – Правила № 170), которыми в том числе регламентирована подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации и предусматривающими в пункте 2.6.3 Правил № 170 утверждение органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября сроков начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла.
Таким образом, с учетом условий договора на содержание и текущий ремонт МКД № 34 от 1 августа 2018 г. именно ООО "УК "Водолей", независимо от установленного способа управления многоквартирным домом приняло на себя обязанность выполнять работы по подготовке дома отопительному сезону в соответствии с требованиями законодательства, в том числе, с соответствии с постановлением № 187 и юридическое лицо несет ответственность за нарушение установленных сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения при наличии виновных действий (бездействии).
Учитывая изложенное, судьей районного суда допущено нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом и принятии мотивированного решения.
Выводы судьи районного суда об отсутствии в деянии привлекаемого юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае" сделаны без учета указанных выше обстоятельств и требований действующего законодательства, регламентирующего содержание жилья, а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются преждевременными, поскольку судьей районного суда также не исследовались приложения к договору на содержание и текущий ремонт МКД № 34 от 1 августа 2018 г., указанные в разделе 7 и являющиеся его неотъемлемой частью.
Таким образом, решение судьи районного суда, вынесенное по жалобе защитника ООО "УК "Водолей" Фалеева Д.Г. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Кроме того, на основании части 1 статьи 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела (часть 2 статьи 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа (часть 3 статьи 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из разъяснений, данных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии со статьей 29.8 названного Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.
Вместе с тем в материалах дела об административном правонарушении в отношении ООО "УК "Водолей" № ** протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, составленный коллегиальным органом, не подписан председателем административной комиссии и секретарем.
Таким образом, административная комиссия также допустила существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "УК "Водолей".
Изложенное также осталось без внимания и надлежащей оценки судьи районного суда при рассмотрении жалобы защитника на постановление административной комиссии.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения ошибок, допущенных административной комиссией и судьей районного суда, путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Постановление административной комиссии администрации Кировского района г. Перми от 4 октября 2023 г. также подлежит отмене в связи с допущенными комиссией существенными нарушениями требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны, так как это ухудшает положение данного лица.
Поскольку ко дню рассмотрения жалобы, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, и принимая во внимание, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим дальнейшее производство по делу (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Кировского района г. Перми от 4 октября 2023 г., решение судьи Кировского районного суда г. Перми от 10 января 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае" в отношении ООО "УК "Водолей", подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), вопрос 12).
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление административной комиссии Кировского района г. Перми от 4 октября 2023 г., решение судьи Кировского районного суда г. Перми от 10 января 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Водолей" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: подпись