№ 12 - 36/2020
УИД: 32RS0№-20
РЕШЕНИЕ
п.г.т. Погар 21 декабря 2020 года
Судья Погарского районного суда Брянской области Гузанов Д.Е., с участием генерального директора. общества с ограниченной ответственностью «Агролидер» Синельникова П.П.,
представителей Межрайонной ИФНС России № 7 по Брянской области Грищенко С.В., Нулевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Агролидер» Синельникова Петра Петровича на постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Рондик Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Агролидер» Синельникова Петра Петровича по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по <адрес> Рондик Н.В.
№ от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо - генеральный директор ООО «Агролидер» Синельников П.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, генеральный директор ООО «Агролидер» Синельников П.П. подал жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное постановление и применить положение ст. 2.9 КоАП РФ, освободив его от административной ответственности.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено в связи с нарушением ООО «Агролидер» ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, а именно, исключительно в связи с выплатой работникам ООО «Агролидер» ФИО8, Хусеновой X., ФИО7, ФИО11 и ФИО9 заработной платы наличной валютой в рублях Российской Федерации.
Согласно доводам жалобы, при осуществлении своей деятельности он, Синельников П.П., как должностное лицо общества, был объективно лишен возможности избежать нарушений, поскольку в нормах действующего законодательства отсутствует обязанность работника - нерезидента открывать на своем имя банковский счет, однако имеется обязанность работодателя выплачивать работнику заработную плату, за невыполнение которой он, Синельников П.П., также мог быть привлечен к ответственности.
Синельников П.П. считает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям в связи с выплатой заработной платы наличными денежными средствами работнику - нерезиденту отсутствует. Своими действиями он, как руководитель не создал существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля и не причинило вред интересам граждан, общества и государства.
В судебном заседании должностное лицо - генеральный директор ООО «Агролидер» Синельников П.П. доводы жалобы поддержал, просил суд постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, отменить. Доводы жалобы дополнил указанием на то, что открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена. Поскольку работник не выразил своего согласия на перечисление заработной платы на счет в банке, учитывая, что действующим законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата обществом его иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Работодатель не имеет права не выплачивать соответствующему работнику заработную плату и не имеет права уволить такого работника, так как подобных оснований для увольнения действующим законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании представители Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Грищенко С.В. и Чулева Л.Г. просили жалобу должностного лица - генерального директора ООО «Агролидер» Синельникова П.П. оставить без удовлетворения, а постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Рондик Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, при этом указали, что для применения ст. 2.9 КоАП РФ, а, равно, для освобождения Синельникова П.П. от административной ответственности, предусмотренных законодательством о валютном регулировании РФ оснований в рассматриваемом случае не имеется.
Выслушав Синельникова П.П., представителей Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства РФ, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями) резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; резидентами - физические лица являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ к валютными операциями относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся
юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках также перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ – перечень этих случаев является исчерпывающим.
Возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Согласно статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностное лицо - генеральный директор ООО «Агролидер» Синельников П.П., являющийся резидентом, совершал операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, а именно, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произвел выплату заработной платы наличными денежными средствами работникам, осуществляющим трудовую деятельность в Российской Федерации на основании документов, а именно: трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО «Агролидер» с гражданкой Узбекистана ФИО6, патента РМ №, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО «Агро лид ер» с гражданином Узбекистана ФИО7, патента РМ 1285298, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО «Агролидер» с гражданкой Узбекистана ФИО8, патента РМ №, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО «Агролидер» с гражданином Украины ФИО11, паспорта гражданина Украины ФИО11, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО «Агролидер» с гражданином Украины ФИО9, паспорта гражданина Украины ФИО9Поскольку выплата зарплаты производилась Обществом наличными денежными средствами и данная операция не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами, указанными в статье 14 Федерального закона № 173-ФЗ, должностным лицом
Межрайонной ИФНС России № по <адрес> сделан вывод о том, что заявитель совершил незаконные валютные операции.
Однако, при принятии оспариваемого постановления должностным лицом налоговой инспекции не учтено следующее.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены в статье 14 Федерального закона № 173-ФЗ, частью 2 которой определено что, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений не входит.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Следовательно, валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме.
Исходя из совокупного толкования изложенных норм права, в рассматриваемом случае действия Синельникова П.П. по выплате вышеуказанным лицам - иностранным гражданам из числа работников общества заработной платы наличными денежными средствами регулируются также положениями трудового законодательства, прямо предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработанную плату работнику.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности, или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В соответствии со статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Как следует из положений статьи 131 ТК РФ, выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
При этом, в силу статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Из чего следует, что приведенной нормой предусмотрена возможность осуществления расчетов работодателем с работниками по заработной плате как наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, так и в безналичной форме.
Нормами статьи 142 ТК РФ предусмотрено, что работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с указанным Кодексом и иными федеральными законами.
Положение об открытии банком России банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по указанным счетам, утверждено ЦБ РФ 04.05.2005 N 269-П (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2005 N 6657), согласно которому в случаях, предусмотренных федеральными законами (в данном случае речь идет о ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ), подразделения расчетной сети Банка России вправе в рамках своей компетенции при поступлении соответствующих обращений нерезидентов об открытии в Банке России банковских счетов в валюте Российской Федерации открывать указанные банковские счета и проводить операции по этим банковским счетам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанный в ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ порядок открытия и ведения банковского счета в уполномоченных банках установлен ЦБ РФ в Инструкции от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", которой, помимо прочего, установлен прямой запрет кредитным организациям открывать банковские счета, счета по вкладам физическим лиц без личного присутствия лица, открывающего банковский счет (счет по вкладу), либо его представителя (п. 1.1).
Таким образом, согласно в ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, Положении и Инструкции, закреплено право нерезидента по открытию счетов на территории РФ, а также порядок их открытия.
Каких-либо обязанностей работодателя при принятии на работу иностранного гражданина по открытию счетов для перечисления заработной платы, в указанных нормативных актах не закреплено, как, по сути, и обязанности открывать такие счета самого физического лица - нерезидента.
Более того, из системного толкования указанных норм следует, что работодатель самостоятельно не вправе осуществить операцию по открытию счета для перечисления заработной платы без волеизъявления физического лица - работника.
В то же время, в трудовом законодательстве отсутствует право работодателя по отказу в приеме на работу работника по такому основанию, как отсутствие расчетного счета для перечисления последнему заработной платы, при одновременном закреплении безусловной обязанности по оплате труда работника.
В ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ указано, что, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
В результате анализа приведенных нормативных положений суд приходит к выводу о том, что валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрен запрет на выдачу российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации, поскольку порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального валютного счета при ее совершении не установлены.
Таким образом, валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, не может быть признана операцией, совершенной с нарушением валютного законодательства.
Принимая во внимание, что в данном случае трудовыми договорами не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке (иное из материалов дела не следует), данных о наличии открытых на имя работников банковских счетов, а равно, наличия у привлеченного к ответственности лица возможности открытия данных счетов помимо волеизъявления иностранных граждан, в материалах дела не имеется, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата Обществом его иностранным работникам заработной платы наличными денежными средствами, по мнению суда, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что Межрайонной ИФНС России № по <адрес> не представлено доказательств совершения Синельниковым П.П. правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем, его жалоба подлежит удовлетворению, а постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Агролидер» Синельникова Петра Петровича признанию незаконным и отмене в полном объеме.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении в отношении генерального директора ООО «Агролидер» Синельникова Петра Петровича подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░.░. № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 15.25 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░