Дело № 2а-885/2020
УИД: 21RS0001-01-2020-001175-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2020 года г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Легостиной И.Н.,
при секретаре судебного заседания Зольниковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Отделу архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства, с участием в качестве заинтересованного лица администрации города Алатыря Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики, обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к административному ответчику - Отделу архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства, мотивировав свои требования следующим:
Алатырской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) в частном секторе по ул. Пирогова г. Алатырь.
Установлено, что в период с 11 час. 45 мин. ДД.ММ.ГГГГ по 12 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ Алатырской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлено отсутствие специально оборудованных контейнерных площадок с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта (контейнера установлены непосредственно на земле) для частного сектора по ул. Пирогова г. Алатырь, что является нарушением требований п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64 (СанПиН 2.1.2.2645-10).
До настоящего времени администрацией города Алатыря не организована реализация предусмотренных действующим законодательством полномочий органов местного самоуправления на территории города в части организации содержания и технического обслуживания контейнерных площадок в частном секторе по ул. Пирогова г. Алатырь.
Отсутствие специальных площадок с ограждениями для установки металлических контейнеров для сбора ТКО способствует созданию дополнительных очагов загрязнения почвы жилой застройки, происходит захламление и загрязнение земель. Указанные обстоятельства создают реальную угрозу нанесения вреда здоровью людей и окружающей природной среде, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Руководствуясь ст.ст. 39, 125 КАС, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит:
бездействие Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и ЖКХ администрации города Алатыря по ненадлежащей организации сбора бытовых отходов на территории частного сектора по ул. Пирогова г. Алатырь признать незаконным;
обязать Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и ЖКХ администрации г. Алатырь в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать для частного сектора по ул. Пирогова г. Алатырь специальные площадки для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и п. 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».
Помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Куликова Е.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики и заинтересованного лица администрации г. Алатырь Чувашской Республики Курочкина О.В., действующая на основании доверенностей от 28 июля 2020 г. № и от 21 августа 2020 г. №, выданных сроком до 01 января 2021 г., в судебном заседании заявленные прокурором административные исковые требования признала.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Поскольку охрана окружающей среды затрагивает интересы граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории поселения, установить круг лиц, чьи права нарушаются невозможно, поэтому прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что по обращению ФИО1 Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики (помощник Куликова Е.С.) с участием главного специалиста-эксперта Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и ЖКХ администрации г. Алатырь ЧР ФИО2 проведена проверка организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в частном секторе по ул. Пирогова г. Алатырь (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе указанной проверки было выявлено отсутствие специально оборудованных контейнерных площадок с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта (контейнеры установлены непосредственно на земле) для частного сектора по ул. Пирогова г. Алатырь, что является нарушением требований п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64 (СанПиН 2.1.2.2645-10).
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2); граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
В силу положений п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствие с п. 11 и п. 24 ст. 7 Устава города Алатыря Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов г. Алатырь от 08 ноября 2005 г. № 2, к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п. 6 и п. 18 ст. 2.1 Положения об отделе архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов города Алатыря шестого созыва от 17 сентября 2018 г. № 58/32-6, основными задачами Отдела являются осуществление функций в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Алатыря по решению вопросов местного значения, в том числе в сфере организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Алатыря и деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно частям 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
28 января 2020 г. главой администрации г. Алатырь Чувашской Республики утвержден реестр и схема контейнерных площадок на территории города Алатыря Чувашской Республики, в том числе по ул. Пирогова г. Алатырь (постановление № от 28 января 2020 г.).
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. В соответствии с п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В силу п. 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05 декабря 2019 г. № 20, расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства Отделом архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики в частном секторе по ул. Пирогова г. Алатырь Чувашской Республики не оборудованы специальные площадки для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и п. 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», что подтверждается актом проверки, фотоснимками, а также не оспорено представителем административного ответчика.
Таким образом, непринятие надлежащих мер по организации сбора бытовых отходов на территории частного сектора по ул. Пирогова г. Алатырь Чувашской Республики нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, а также негативно отражается на благоустройстве территории города Алатыря Чувашской Республики.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики являются законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Отделу архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства – удовлетворить.
Признать бездействие Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики по ненадлежащей организации сбора бытовых отходов на территории частного сектора по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Пирогова, незаконным.
Обязать Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики оборудовать для частного сектора по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Пирогова, специальные площадки для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и п. 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено – 17 ноября 2020 года.