Дело № 2а-3961/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2017 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Красноярска к Прохорову Алексею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому району г.Красноярска обратилась в суд с административным иском к Прохорову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный ответчик состоял на налоговом учете в ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в качестве налогоплательщика. По сведениям, предоставленным административному истцу регистрирующими органами, Прохорову А.А. на праве собственности в 2013, 2014 годах принадлежало транспортное средство Honda Aссord, а также в 2012-2014гг. объект недвижимого имущества – комната, расположенная по адресу: <адрес>, при этом, за административным ответчиком числится недоимка по транспортному налогу за 2013,2014гг. в размере 4 060 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2011, 2012, 2013гг. в размере 248,51 рублей. Кроме того, в связи нарушением сроков уплаты указанных налогов, налогоплательщику начислена пеня за каждый день просрочки платежа по транспортному налогу в сумме 438,20 рублей, по налогу на имущество физических лиц в сумме 1,17 рубль. С учетом изложенного, налоговый орган просил взыскать с Прохорова А.А. задолженность по транспортному налогу за 2013,2014гг. в размере 4 060 рублей, а также пени за нарушение сроков его уплаты в размере 438 рублей 20 копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2011-2013гг. в размере 248 рублей 51 копейка, а также пени за нарушение сроков его уплаты в размере 1 рубль 17 копеек.
Представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г.Красноярска – Зайцева Е.В. (доверенность в материалах дела) в зал суда не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Прохоров А.А. в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 19.10.2017г., однако об уважительности причин своей не явки не сообщил, об отложении слушания дела не просил, каких-либо возражений относительно заявленных требований не представил.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку сторон в зал суда, как отказ от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 146 КАС РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции РФ, п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ установлена обязанность каждого налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (статья 357).
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.358 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ч.1 ст.360 НК РФ). Согласно ч.1 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч.3 ст.363 НК РФ).
В соответствии с главой 28 «О транспортном налоге» Налогового кодекса РФ, а также Законом Красноярского края «О транспортном налоге» №3-676 от 08.11.2007 года установлены налоговые ставки на транспортные средства в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период времени был установлен Законом РФ от 09.12.1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (утратил силу с 01.01.2015г.).
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Закона плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 2 настоящего Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения. Исчисление налогов производится налоговыми органами (ч.1 ст.5 Закона).
Пунктом 2 статьи 5 данного Закона предусмотрено, что налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
В силу ч.8 ст.5 Закона о налогах на имущество физических лиц, налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября (ч.9 ст.5 Закона).
Положениями ст.75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.3).
Судом установлено, что Прохоров А.А. с 28.07.2012 года, а также в течение 2013, 2014 годов являлся собственником транспортного средства «Honda Accord» (л.д. 23).
Кроме того, Прохоров А.А. с 15.10.2004 года, также в течение 2011-2013 годов являелся собственником объекта недвижимости - жилого помещения в виде комнаты, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 22).
В соответствии с налоговым уведомлением №, составленным по состоянию на 24.04.2014 года Прохорову А.А. был начислен транспортный налог за 2013 год за принадлежащее ему транспортное средство «Honda Accord» в размере 2 030 рублей со сроком уплаты до 10.11.2014г. (л.д. 19)
Согласно налоговому уведомлению №, составленному по состоянию на 28.03.2015 года Прохорову А.А. был начислен транспортный налог за 2014 год в сумме 2 030 рублей, а также произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2012,2013,2014 года на сумму 248 рублей 51 копейка, со сроком уплаты до 01.10.2015 года (л.д. 15).
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч.1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать: сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (ч.5).
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (ч.1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (ч.2).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен.
Согласно требованию №, по состоянию на 24.11.2014г. за Прохоровым А.А. числилась задолженность по транспортному налогу за 2013 год в размере 2 030 рублей и пени в размере 131 рубль 90 копеек, срок исполнения указанного требования был установлен до 14.01.2015г. (л.д. 20).
Кроме того, согласно требованию № по состоянию на 19.10.2015 год за Прохоровым А.А. числилась задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 2 030 рублей, пени - 438 рублей 20 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2012,2013,2014г.г. в размере 248 рублей 51 копейка, пени – 1 рубль 17 копеек, срок исполнения указанного требования был установлен до 26.02.2016 года.
Таким образом, исходя из вышеприведенных требований закона, налоговый орган должен был обратиться с исковым заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2013,2014гг., а также налогу на имущество физических лиц за 2012,2013,2014гг. в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования от 19.10.2015 года, то есть - не позднее 26.08.2016 года.
Вместе с тем, как следует из материалов дела впервые за взысканием вышеуказанной суммы налога и пени административный истец обратился к мировому судье судебного участка №47 в Железнодорожном районе г. Красноярска лишь 02.10.2016 года, т.е. с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Определением мирового судьи судебного участка №47 в Железнодорожном районе г. Красноярска от 06.10.2016 года, оставленным без изменения определением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 20.12.2016 года, в принятии заявления ИФНС России по Советскому району г. Красноярска о выдаче судебного приказа о взыскании с Прохорова А.А. задолженности по транспортному налогу в сумме 4 060 рублей, пени в сумме 438,20 рублей, налога на имущество физических лиц в сумме 248,51 рублей, пени в сумме 1,17 рублей было отказано в связи с пропуском установленного ст. 48 НК РФ шестимесячного срока.
С настоящим исковым заявлением в суд налоговый орган обратился 26.08.2017 года, о чем свидетельствует почтовый штамп на конверте.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
В качестве уважительных причин пропуска установленного срока для подачи в суд данного иска налоговый орган указывает на несвоевременную обработку (более 30 рабочих дней) сотрудниками ФГУП «Почта России» реестра почтовых отправлений № от 16.08.2016 года, согласно которому в адрес Прохорова А.А. было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогам.
Однако приведенные причины не могут являться уважительными, поскольку согласно требованиям ч.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; своевременно направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 30 НК РФ налоговый орган, представляя интересы государства в процессе налогообложения, должен принимать меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе к своевременному обращению за взысканием недоимок в судебном порядке.
Судом установлено, что сведениями о неисполнении Прохоровым А.А. обязанности по уплате налогов административный истец располагал уже после 26.02.2016 года (срока, который был установлен в требовании). Между тем, формально соблюдая условие об обращении с заявлением в шестимесячный срок, налоговый орган действия по принудительному взысканию с Прохорова А.А. недоимки по налогам и сборам предпринял только за 16 дней до истечения шестимесячного срока, несмотря на то, что, при реализации своих полномочий, для налоговой инспекции не исключается возможность обратиться с таким заявлением заблаговременно. Такое заблаговременное обращение позволяло бы избежать наступления неблагоприятных последствий. Однако не совершив, по сути, до последнего момента шестимесячного срока никаких действий по взысканию недоимки административный истец, в то же время, считает допустимым утверждать об уважительных причинах пропуска шестимесячного срока, ссылаясь на вину сотрудников ФГУП «Почту России», что само по себе никак не согласуется и противоречит факту столь длительного не принятия своевременных мер по взысканию недоимки.
Помимо этого, суд отмечает, что налоговый орган обратился в суд с данным иском и ходатайством о восстановлении пропущенного срока 26.08.2017г., то есть также по истечении 6 месяцев после вступления в силу определения мирового судьи судебного участка №47 в Железнодорожном районе г. Красноярска от 06.10.2016 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Прохорова А.А. обязательных платежей и санкций.
Согласно положениям статей 72, 75 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога); в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом в настоящее время утрачено право на взыскание с налогоплательщика Прохорова А.А. как задолженности по транспортному налогу за 2013,2014 годы в сумме 4 060 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы в сумме 248 рублей 51 копейка, так и пени за неуплату транспортного налога в общем размере 438 рублей 20 копеек, пени за неуплату налога на имущество физических лиц в сумме 1 рубль 17 копеек.
В соответствии с требованиями ст. 30 НК РФ налоговый орган, представляя интересы государства в процессе налогообложения, должен принимать меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе к своевременному обращению за взысканием недоимок в судебном порядке.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, в том числе: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных требований ИФНС России по Советскому району г. Красноярска к Прохорову А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Красноярска к Прохорову Алексею Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2013,2014 годы в сумме 4 060 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы в сумме 248 рублей 51 копейка, а также пени за неуплату транспортного налога в общем размере 438 рублей 20 копеек, пени за неуплату налога на имущество физических лиц в сумме 1 рубль 17 копеек – отказать в полном объеме в связи с утратой права налогового органа на взыскание указанных обязательных платежей и санкций по причине истечения установленного срока для их взыскания.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 15 ноября 2017 года.
Судья И.Г. Медведев