гражданское дело №2-177/2019
УИД: 05RS0017-01-2019-000254-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» июля 2019 года г.Избербаш
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Магомедовой Н.И.,
при секретаре Магомедовой Ш.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нурациева Нураци Кадиевича, поданному представителем по доверенности Гаджиевым Г.О., к Администрации городского округа «Город Избербаш», к третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерству образования и науки РД об обязании ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение (жилье) по месту жительства в г.Избербаш по договору специализированного найма по установленной норме предоставления жилых помещений, в срок до 31 июля 2019 года,
установил:
Гаджиев Г.О., действуя в интересах Нурациева Н.К., обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.
Нурациев Нураци Кадиевич признан сиротой, лицом имеющим право на обеспечение жильем вне очереди в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – ФЗ №159), а также Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 №58 (ред. от 11.06.2019) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон РД №58). Нурациев Н.К. учился и воспитывался в Государственном учреждении - Детский доме №7 г. Избербаш Республики Дагестан с 2000-2005г. и находился на полном государственном обеспечении (справки прилагаются), а также по настоящее время Нурациев Н.К. зарегистрирован по адресу: Избербашский детский дом №7 по ул. Маяковского, дом 137 В. Согласно справке, выданной администрацией городского округа «Город Избербаш» РД от 10.03.2017г. истец Нурациев Н.К. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих право на получения жилья администрации городского округа « Город Избербаш» за № 114. Данный текст не соответствует ФЗ №159, т.к. местные органы власти администрации старательно избегают указать, что истец признан сиротой и является лицом имеющим право на обеспечение жильем вне очереди (а не лицом имеющим право на получения жилья). Таким образом, местные органы власти снимают ответственность с себя, что они в соответствии с ФЗ обязаны обеспечить жильем истца и за неисполнения закона должны нести ответственность, а по вышеуказанной справке получается, если истец имеет право получить жилье в администрации в то же время указали, что истец Нурациев Н.К состоит в очереди на получения жилья за № 114, т.е. органы местной власти г. Избербаш свои обязанности по ФЗ переложили на истца. Существование списков очередников на получения жилья, который противоречит ФЗ (о чем будет изложено ниже) подтверждается данными опубликованными в Интернете от 26.06.2014г. Так в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, которым 18 и более лет имеющих право на обеспечение жильем в 2014-2015 году по городскому округу «Город Избербаш Нурациев Нураци Кадиевич, 1991 года рождения значится по списку за № 120, за получением жилья за №195 (в возрасте 23г.), а в 2017 году значится за № 114, прогресс имеется. Однако все действия администрации не соответствует ФЗ, т.к. по настоящее время истцу Нурациеву Н.К. жилое помещение не предоставлено. Истец Нурациев Н.К. имея профессию повар-кондитер не смог трудоустроится по профессии, постоянной работы не имеет, живет на случайные заработки, иногда даже после окончания учебы в детдоме. Из-за того, что в соответствии с ФЗ своевременно не был обеспечен жильем ему приходилось ночевать в детском доме №7 г.Избербаш, либо оставаться у товарищей, друзей по Детскому дому №7 (диплом о начальном профессиональном образовании, аттестат об основном общем образовании прилагается).
Исходя из требований ст.8 ФЗ №159 предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющими закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью. Отсутствие денежных средств в бюджете района на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации района не освобождает ее от обязательств, предусмотренных федеральным законодательством. Принимая во внимание, что истцу Нурациеву Н.К. ответчиком в добровольном порядке в соответствии с ФЗ №159, а также Законом РД №58 по настоящее время жилье не предоставлено, и последний не имея других возможностей защитить свои Конституционные права вынужден обратиться в суд за зашитой своих прав.
Статья 8 «Всеобщей декларации прав человека» (Принят Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) закрепляет право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ч.1 ст.46) устанавливая, что решения действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46). В силу ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. В силу ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции РФ). Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке. Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. В ст.1 ФЗ №159 лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Родители Нурациева Н.К. отец - ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ., мать - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. (свидетельства о смерти прилагаются).
В соответствии с абз.1 п.1 ст.8 ФЗ №159 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом РД №58. Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от 02.06.2009 № 161 утвержден "Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан". Согласно ст.1 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 № 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Ст.3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий. В соответствии с п.3 ст.8 Закона РД №58 уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз.1 ч.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с ч.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. П.8 ст.8 Закона РД №58 предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Дагестан. По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, истец Нурациев Н.К. в соответствии с положениями действующего законодательства обладает правом на обеспечение по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди. Кроме того ст.3 Закона РД от 04.12.2004 № 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий. Ни в ст.8 ФЗ о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Сам факт постановки на учет администрацией городского округа «Город Избербаш» РД истца Нурациева Н.К. в очередь для получения жилья с 21.03.2014г. за №114, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа, которым 18 и более лет имеющих право на обеспечение означает, что он будет обеспечен жильем в порядке очередности, что в корне противоречит вышеуказанному ФЗ и разъяснению Верховного суда и Судебной практике Верховного суда РФ.
Верховный Суд РФ в обзоре законодательства и Судебной практике Верховного суда РФ за третий квартал 2008 года указал, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ не ставится право на внеочередное представления жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получения жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других лиц очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список вне очередников, нет в ней и указаний на предоставления жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указаний на срок, в течении которого жилье должно быть предоставлено гражданам имеющим право на его предоставление свидетельствует о том, что жилье указанной категории гражданам должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очередности (как делается у нас по списку очередников).
В соответствии с вышеуказанным ФЗ №159, который является общим базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д., и разъяснениями Верховного суда РФ в обзоре законодательства и Судебной практики Верховного суда РФ списка как такового указывающего на очередь среди них (вне очередников) не должно быть. Создание таких списков является препятствием к осуществлению прав указанных категорий граждан представленных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Появление данных списков стало возможным из-за ненадлежащего своевременного исполнения вышеуказанного ФЗ со стороны Органов исполнительной власти на местах, и из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны Министерства образования и науки Республики Дагестан. В соответствии с Постановлением Правительства РД от 02.06.2009г. № 161 «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» за счет средств Республиканского бюджета Республики Дагестан в целях реализации Закона Республики Дагестан от 04.12.2008 года №57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство образования и науки РД определено уполномоченным органом осуществляющим контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий РД по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Исходя из требований ст.8 ФЗ №159 предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Из этого следует, что каких-либо законных обстоятельств, препятствующих реализации права Нурациева Н.К. на жилище не имеется. Поскольку государство, принятое на себя обязательство в отношении Нурациева Н.К. не исполнило, имеет место нарушение его прав, и право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд, т.е. жилье им не получено. На неоднократные обращения в администрацию по вопросу получения жилья истцу был ответ, что получит жилье в порядке очереди. Со слов моего доверителя истца Нурациева Н.К. в период учебы в Детском доме № 7 он своевременно не был поставлен на учет вне очередников по достижению 14 лет в соответствии ФЗ, т.к. ответственный работник детского дома №7 в тот период собрал необходимые документы и передал в администрацию, но их там потеряли. Затем истец сам после окончаний учебы в Детском доме № 7 собрал необходимые документы для постановки на учет и сдал их в Жилищный Отдел УЗИО по учету и распределения жилья г.Избербаш, которые также потеряли документы и истец вновь собрал документы и повторно сдал документы в жилищный отдел и только после этого истца Нурациева Н.К. 21.03.2014г. под № 114 после достижения 23-х летнего возраста включили в список очередников имеющих право на получения жилья. Данное обстоятельство указывает на то, как должностные лица относятся к выполнению своих обязанностей и по чьей вине этим бедолагам приходится страдать (хождение по мукам) т.к. крайних нет и нет виновных лиц в том, что такие детдомовские дети своевременно не обеспечены жильем. Верховный Суд разъяснил порядок предоставления жилья воспитанникам детдомов. Отказ муниципальных властей в предоставлении совершеннолетним сиротам квартир после выхода из детского дома является нарушение закона, Постановление Верховного суда. Определение Верховного суда Российской Федерации от 18.07.2017 года №20 КГ 17-4 (по иску Исаевой П.Г. к администрации городского округа «Город Избербаш» о возложении обязанностей предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда). В связи с изложенным истец Нурациев Н.К. просит возложить на ответчика обязанность по обеспечению его жилым помещением не ниже установленных социальных норм, на условиях договора специализированного найма жилого помещения.
С учетом изложенного, просит суд обязать администрацию городского округа «Город Избербаш» Республики Дагестан предоставить Нурациеву Н.К. по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение по месту жительства в г.Избербаш, по установленной норме предоставления жилых помещений, в срок до 31 июля 2019 года.
В судебном заседании от 15.04.2019г. истец Нурациев Н.К. поддержал свои исковые требования в полном объеме и просил удовлетворить их по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Определением суда от 15.04.2019г. к участию в деле качестве соответчика привлечены Министерство финансов РД (далее по тексту - Минфин РД) и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан (далее по тексту- Минэкономразвития РД).
10.06.2019г. истец Нурациев Н.К. обратился в суд с заявлением об увеличении исковых требований, согласно которому просил обязать Министерство финансов РД выделить администрации городского округа «город Избербаш» субвенцию на обеспечение Нурациева Н.К. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от 14.06.2019г. заявление Нурациева Н.К. об увеличении исковых требований принято к производству для рассмотрения и разрешения совместно с первоначальным иском.
Не согласившись с исковыми требованиями Нурациева Н.К., соответчик Минфин РД в лице представителя по доверенности от 03.07.2019г. №04-05-08/02 Чавтараевой П.М. представило в суд возражения на исковое заявление, в обоснование которого указало следующее.
В первую очередь обращаем внимание суда, что при распределении субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан на осуществление полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в республиканском бюджете РД городу Избербаш было предусмотрено: на 2017 год - 10 439,05 тыс. Рублей; на 2018 год - 10 779,450 тыс. Рублей; на 2019 год - 10 779,450 тыс. рублей, которые профинансированы в полном объеме.
В соответствии Законом РД от 04.12.2008 г. № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РД №57) полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ №159 отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 ФЗ №159 категории детей подразделяются на: 1) детей - сирот, лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; 2) детей, оставшихся без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; 3) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Далее необходимо отметить, что в соответствии с ФЗ № 159 под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением ПРД № 161, дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, требования истца об обязании Министерство финансов РД обеспечить его жилым помещением противоречат Закону РД от 04.12.2008 г. № 57 и Постановлению ПРД № 161, которыми обязанность обеспечения жилыми помещения детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, возложена на местные органы власти.
Согласно ст.5 Закона №57-ФЗ финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется с помощью субвенций предоставляемых местным бюджетам. Общий объем субвенций и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год. Как видно из приведенных выше нормативно-правовых актов Республика Дагестан в 2017, 2018 и в 2019 году исполнила установленные законом обязанности и все полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно осуществляться органами местного самоуправления МО «городской округ г. Избербаш». Министерство финансов Республики Дагестан не вправе выделить средства на какие-либо цели сверх объемов, предусмотренных в законе Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан, принимаемого ежегодно на соответствующий финансовый год. Правового обоснования взыскания средств в большем объеме, чем предусмотрено законом, при имеющемся факте финансирования в силу закона, истцом не приводится.
Далее обращаем внимание суда, что Министерство финансов РД в соответствии с пунктом 7 Порядка, утвержденного Постановлением ПРД № 161, на основании сведений, представленных Министерством образования и науки Республики Дагестан, при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривает необходимые ассигнования на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Полномочием Министерства финансов РД является доведение до главного распорядителя бюджетных средств, которым в рассматриваемых отношениях является Администрация городского округа «город Избербаш», общую сумму бюджетных средств, утвержденную на соответствующий финансовый год (ст. 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
Таким образом, у Республики Дагестан в лице органов государственной власти в процессе реализации государственной политики по защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникают расходные обязательства по финансированию расходов местных органов власти, связанных с обеспечением жильем указанной категории граждан. Такие обязательства возникают у Республики Дагестан, как публично-правового образования перед муниципальными районами и городскими округами Республики Дагестан, то есть непосредственных обязательств перед детьми, получателями мер социальной поддержки у органов государственной власти РД не возникает. Информацией о расходовании указанных денежных средств Администрацией городского округа «город Избербаш» Министерство финансов РД не располагает.
На основании изложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РД отказать.
Истец Нурациев Н.К. в судебное заседание не явился, направив представителя Гаджиева Г.О. по доверенности от 20.02.2019 №05/216-н/05-2019-1-239, который поддержал исковые требования, просил удовлетворить их по изложенным в исковом заявлении основаниям, а также уточнил свои исковые требования в части срока исполнения и просил суд обязать Администрацию ГО «г.Избербаш» обеспечить Нурациева Н.К. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в срок до 30 декабря 2019 года.
При этом представитель истца Гаджиев Г.О. также обратился в суд с заявлением о частичном отказе от исковых требований, в части обязания Министерства финансов РД выделить администрации городского округа «город Избербаш» субвенцию на обеспечение Нурациева Н.К. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от 15.07.2019г. производство по делу в части указанных исковых требований прекращено.
Представитель ответчика Администрации ГО «г.Избербаш» по доверенности №7 от 30.01.2019г. Гаджикурбанов А.Г. исковые требования Нурациева Н.К. не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. При этом пояснил, что согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилья в 2018г. по ГО «г.Избербаш, утвержденному Главой ГО «г.Избербаш» 26.06.2014г. Нурациев Н.К. значится в данном списке под №120. На учет он был поставлен 21.03.2014г. Вопрос выделения жилого помещения упирается в отсутствие денежных средств в бюджете. Законом РД №57 от 04.12.2008г. «О наделении органом МСУ муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственные полномочия по обеспечению жильем указанной категории лиц переданы муниципальным районам и городским округам. Постановлением Правительства РД №161 от 02.07.2009г. был утвержден порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Согласно данному Постановлению Администрации ГО направляют сведения об указанных лицах. Администрация ГО «г.Избербаш» данное положение постановления выполнила и направила списки в Министерство образования и науки РД. Министерство образования и науки РД направляет в Министерство финансов РД сведения о потреблении денежных средств на эти цели. Министерство образования и науки РД со своей стороны тоже выполнило это обязательство. В дальнейшем при формировании республиканского бюджета на Министерство финансов РД возлагается обязанность при формировании бюджета РД на соответствующий финансовый год предусмотреть необходимые ассигнования. В дальнейшем за счет средств республиканского бюджета, предоставленных в виде субвенций, Администрация ГО приобретает жилые помещения и заключает договор купли-продажи. Свои обязательства Министерство финансов РД не исполнило, в связи с чем, мы не имеем возможности исполнить свои обязательства.
Соответчик - Министерство финансов РД, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в суд не направило, в ходатайстве от 05.07.2019г. представитель по доверенности Чавтараева П.М. просила рассмотреть дело без участия представителя Министерства финансов РД, в связи с чем, в силу ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя соответчика.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки РД по доверенности Атаев У.А., будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, в силу ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и его представителя.
Третье лицо Министерство экономики и территориального развития РД, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об уважительных причинах не явки представителя суду не сообщило, об отложении рассмотрения дела или рассмотрении в отсутствие своего представителя не просило.
В виду изложенного, признав причины неявки представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Минэкономразвития РД, неуважительными, суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав представителя истца Гаджиева Г.О., представителя ответчика Администрации ГО «г.Избербаш» Гаджикурбанова А.Г., исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статья 8 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) закрепляет право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ч.1 ст.46).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.
Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу закона избрание способа защиты права принадлежит истцу.
Ввиду изложенного Нурациев Н.К. правомерно обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту гарантированных ему Конституцией Российской Федерации прав и свобод.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.«ж» ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ №159, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу п.1 ст.8 ФЗ №159 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 3 статьи 8 ФЗ №159 предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 ст.8 указанного закона.
Согласно справке начальника жилищного отдела УЗИО по учету и распределению жилья Администрации городского округа «Город Избербаш» Магомедова А.Р. от 10.03.2017г. Нурациев Н.К. с 21.03.2014г. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Администрации ГО «Город Избербаш» под № 114.
Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. I-ДД.ММ.ГГГГ родителями Нурациева Нураци Кадиевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО3 и ФИО4.
Согласно свидетельству о смерти I-БД № отец Нурациева Нураци Кадиевича – ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ. о чем 30.09.1994г. составлена запись акта смерти №.
Согласно свидетельству о смерти, I-БД № мать Нурациева Нураци Кадиевича – ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ. о чем 18.06.1997г. составлена запись акта смерти №.
Согласно справке №301 от 06.03.2019г. Нурациев Н.К. воспитывался в Избербашском Детском доме №7 с 2000 по 2005гг. и находился на полном государственном обеспечении.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по РД об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) запрашиваемых сведений №КУВИ-001/2019-4206498 от 25.02.2019г. истец Нурациев Н.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., своего жилья не имел и не имеет по настоящее время.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что истец Нурациев Н.К. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имел и не имеет, в связи с чем, имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с вышеприведенными нормами.
По делу также установлено, что 17.06.2004г. Нурациев Н.К. получил аттестат об основном общем образовании №А8865613, а 28.06.2013г. диплом о начальном профессиональном образовании серии № регистрационный № с присвоением квалификации повар 3 разряда по профессии повар, кондитер.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2000г. №15-П, из статьи 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ (ст.71, 72, 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10. 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч.6 ст.19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом РД №58.
Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от 02.06.2009 № 161 утвержден "Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан".
В соответствии с вышеуказанными федеральными законами был принят Закон Республики Дагестан от 04.12.2008г. №57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон РД №57), которым с 01.01.2009г. органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РФ наделены на неограниченный срок государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет (ст.1).
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с п.3 ст.8 Закона РД №58 уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктом 8 ст.8 Закона РД №58 предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Дагестан.
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Вопрос о финансовом обеспечении государственных полномочий РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован ст.5 Закона РД №57, согласно которой общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете РД на соответствующий финансовый год.
В силу указанной нормы, а также ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ.
Пунктом 1 Постановления Правительства РД от 20.02.2002г. №35 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено Министерству финансов РД и Министерству экономики РД совместно с Министерством образования РД, администрациями городов и районов при формировании республиканского бюджета РД ежегодно, начиная с 2002 года предусматривать средства на финансирования расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для финансирования расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республиканском бюджете РД ежегодно отдельной строкой предусматриваются необходимые средства.
Однако, в нарушение указанных выше норм федерального и республиканского законодательства в сфере государственной и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец Нурациев Н.К. по истечении более четырех лет с момента завершения получения профессионального образования и постановки на учет для получения жилья по указанной категории не обеспечен жильём по договору найма специализированного жилого помещения по настоящее время.
Из объяснений представителя ответчика Администрации ГО «город Избербаш» и представленных суду письменных возражений соответчика Минфина РД, усматривается, что они не оспаривают, как саму постановку Нурациева Н.К. на учет для получения жилья, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и его право на обеспечение жильем по указанному основанию.
Как следует из п.3 ст.8 ФЗ №159 предусмотрен порядок формирования списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным лицам.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Вышеуказанное формирование списка в силу п.3 ст.8 ФЗ №159 само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.д.
По своей сути формирование субъектом РФ списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из изложенного следует вывод об отсутствии какой-либо очередности в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, как установлено судом, сформированный Администрацией ГО «г.Избербаш» список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что необходимо руководствоваться ч.5 ст.76 и ч.2 ст.120 Конституции РФ в вопросе предоставления указанным гражданам жилых помещений, а также действующим федеральным законодательством.
При этом ни ст.8 ФЗ №159, ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Доводы представителя ответчика Администрации городского округа «Город Избербаш» Гаджикурбанова А.Г. об отсутствии у ответчика финансовых средств для обеспечения истца жильем и о том, что обязанность предоставления жилья зависит от поступления финансовых средств из Министерства финансов Республики Дагестан, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2014 № 7-КГ14-2; Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2017 №20-КГ17-4, Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018г. № 67-КГ18-8).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие денежных средств в бюджете органа местного самоуправления для приобретения жилья, равно, как и отсутствие специализированного жилищного фонда в Администрации ГО «г.Избербаш», не освобождает Администрацию ГО «г.Избербаш» от обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.
Каких-либо допустимых доказательств в силу требований ст.56-60 ГПК РФ в опровержение доводов истца Нурациева Н.К. ответчиком, соответчиком и третьими лицами суду не представлено.
Таким образом, суд считает, что установленные в судебном заседании обстоятельства дела, которые, по сути, не оспариваются сторонами, подтверждаются исследованными судом доказательствами, в связи с чем, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований Нурациева Н.К. к Администрации ГО «город Избербаш» в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее жительства в городе Избербаш не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений. В то же время, в части требований о предоставлении указанного благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее жительства в городе Избербаш площадью не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений к определенному сроку, а именно до 30.12.2019г., - суд полагает необходимым отказать, так как федеральное и региональное законодательство РФ не предусматривает возможности самостоятельного определения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, срока (момента) предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, связывая его с определенными обстоятельствами, к числу которых относятся: достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 п.1 ст.8).
На основании вышеизложенных норм, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Нурациева Нураци Кадиевича, поданные представителем по доверенности Гаджиевым Г.О., к Администрации городского округа «Город Избербаш», соответчику Министерству финансов РД, к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерству образования и науки РД, Министерству экономики и территориального развития РД об обязании ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение (жилье) по месту жительства в г.Избербаш по договору специализированного найма по установленной норме предоставления жилых помещений, в срок до 31 декабря 2019 года, удовлетворить частично;
обязать Администрацию городского округа «Город Избербаш» Республики Дагестан предоставить Нурациеву Нураци Кадиевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее жительства в г. Избербаш площадью не ниже установленных социальных норм предоставления жилой площади.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховном Суде РД в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
мотивированное решение
составлено 19.07.2019г.
Судья Н.И. Магомедова