Дело № 12-45/2021
УИД: №
РЕШЕНИЕ
г.Сергач 09 сентября 2021 г.
Судья Сергачского районного суда Нижегородской области Котдусов И.У.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «АГЖО-Сергач» Клешнева А.А. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Сорокиной И.С. от ДД.ММ.ГГГГ за № по делу об административном правонарушении ООО «АГЖО-Сергач» по ст.8.41 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Сорокиной И.С. от ДД.ММ.ГГГГ за № ООО «АГЖО-Сергач» признано виновным по ст.8.41 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.. Копия постановления представителем ООО «АГЖО-Сергач» получена ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «АГЖО-Сергач» Клешневым А.А. в порядке, предусмотренной главой 30 КоАП РФ на данное постановление подана жалоба, которой он просит заменить административный штраф на предупреждение, освободить юридическое лицо от административной ответственности. В обоснование им указано, что Общество являясь плательщиком платы за HBOC, согласно пп. 3,4 ст. 16.4 Закона № 7 внесло плату за HBOC за 2020 год с нарушением сроков, установленных законодательством. В рамках проверки правильности исчисления платы за HBOC Управлением выставлено требование о погашении недоимки по плате за HBOC и уплате пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за 2020 год на сумму 20 104,21 руб., что по мнению надзорного органа, является нарушением. Однако при принятии решения административным органом не приняты во внимание доводы Общества об отсутствии финансовой возможности произвести оплату суммы за HBOC единовременно, в связи с тем, что тариф на размещение ТКО ниже предельного минимума на 2020-2021 гг., а также перечисление всей суммы до возбуждения административного производства, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В постановлении сведения, характеризующие событие административного правонарушения и образующие его объективную сторону не указаны. Не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока. Со ссылкой на нормы ст.2.9 КоАП РФ заявляет о малозначительности, и на основании ст.4.1.1 КоАП РФ заменить административный штраф на предупреждение, освободив юридическое лицо от административной ответственности.
Срок подачи жалобы по делу не пропущен.
В судебном заседании защитнику ООО «АГЖО-Сергач» Скворцовой Е.В. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Права понятны, отвод судье не заявлен.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия о времени, дате и месте судебного разбирательства судом извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, районный судья счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Ходатайств по делу не поступило.
В судебном заседании защитник Скворцова Е.В. со ссылкой на обстоятельства, изложенные в жалобе, поддержала и просила жалобу удовлетворить.
Заслушав защитника ООО «АГЖО-Сергач» Скворцову Е.В., обсудив доводы жалобы, исследовав доказательства по делу, районный судья приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту «Закон об охране окружающей среды», определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за такие его виды как хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту цитируемого закона - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (п.1 ст.16.1 «Закона об охране окружающей среды»).
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст.16.4 « Закона об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится, не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Согласно п.2 настоящего Постановления плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия: хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плата исчисляется учреждениями самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу на соответствующие ставки платы, а также дополнительных коэффициентов и суммирования полученных величин по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов - по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности (п. 8 Постановления).
В соответствии со ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Постановлением должностного лица административного органа Общество привлечено к административной ответственности на основании вышеуказанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невнесение в установленные сроки платы за 2020 год за размещение следующих отходов: отходов производства; за выбросы от стационарных источников; за размешение ТКО. Изложенные обстоятельства выявлены в ходе плановой проверки исходных данных в 2021 году.
Установлено, что ООО «АГЖО-Сергач» зарегистрирован в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе 1-4 классов опасности, по очистке и уборке.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГЖО-Сергач» на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлен объект: Полигон ТБО «АГЖО-Сергач»; код объекта негативного воздействия на окружающую среду №, I-я категория.
Сотрудниками Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ за № проведена плановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГЖО-Сергач» по соблюдению требований природоохранного законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что ООО «АГЖО-Сергач» являясь плательщиком платы за HBOC внесло плату за HBOC за 2020 год с нарушением установленного законодательством РФ срока не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Так Обществом плата за негативное воздействие на окружающую среду: по размещению отходов производства внесена лишь ДД.ММ.ГГГГ; за выбросы от стационарных источников внесены лишь в период с 07 по ДД.ММ.ГГГГ; за размещение ТКО внесена лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Фактические обстоятельства вменяемого ООО «АГЖО-Сергач» административного правонарушения подтверждаются исследованными по делу доказательствами: приказом врио руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки ООО «АГЖО-Сергач» (л.д.60-74); выпиской из ЕГРН (л.д.75-76); свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77); декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 (л.д.97-129); актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-54); платежными поручениями за № от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ, за№ от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 85-90); пояснительной запиской ООО «АГЖО-Сергач» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96); протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и другими иными доказательствами, которым должностным лицом была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия ООО «АГЖО-Сергач» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства, устанавливающего правовые основы обращения с отходами производства и потребления по ст.8.41 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех мер по соблюдению правил и норм.
Учитывая вышеизложенное, при исследовании вопроса о наличии вины ООО «АГЖО –Сергач» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, установлено, что доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры к соблюдению действующего законодательства Российской Федерации в материалах дела отсутствуют, доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения юридическим лицом положений действующего законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушений, в материалах дела не имеется, а также не представлено и суду.
Принимая обжалуемое постановление, государственный инспектор обоснованно сочла, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Районный судья не может согласиться с доводами жалобы о том, что ООО «АГЖО-Сергач» возможно освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, поскольку в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3) и, соответственно, предусматривает в качестве одного из методов экономического регулирования в этой области установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Конституционно-правовую основу этих платежей составляет прежде всего ст.58 Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи со ст.57 Конституции Российской Федерации, поскольку их установление имеет целью обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и, следовательно, преследует не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько общий интерес в сохранении природы и обеспечении экологической безопасности, что обеспечивается путем осуществления государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
В связи с этим нарушение хозяйствующим субъектом установленного порядка внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, в том числе несвоевременность ее внесения, создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности, так как лишает государственную власть возможности принимать все необходимые и достаточные меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков, а также покрывать издержки на осуществление таких мероприятий по ее восстановлению, что, в конечном счете, нарушает баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и снижает гарантии соблюдения и защиты экологических прав граждан.
Совершенное ООО «АГЖО-Сергач» административное правонарушение создаёт существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем оснований для признания вмененного ему административное правонарушение малозначительным, применения положений ст.2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью, не имеется.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем анализ взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ исходя из обстоятельств дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены Обществу назначенного административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении хозяйствующего субьекта по сдерживанию загрязнения окружающей среды, предупреждения и минимизации экологических рисков, а также в покрытии издержек на осуществление мероприятий по ее восстановлению.
Административное наказание назначено в низших пределах санкции ст.8.41 КоАП РФ.
Постановление о привлечении названного юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом влекущих изменение или отмену обжалуемого постановления, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, районный судья,
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Сорокиной И.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ в отношении ООО «АГЖО-Сергач» оставить без изменения, а жалобу директора ООО «АГЖО-Сергач» Клешнева А.А. – без удовлетворения.
Копию настоящего решения направить (выдать) ООО «АГЖО-Сергач», законному представителю Клешневу А.А., защитнику Скворцовой Е.В., органу возбудившему производство по делу об административном правонарушении.
На решение может быть подана жалоба в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда, через районный суд, в течение десяти дней со дня вручения (получения) его копии.
Судья И.У. Котдусов